Дело № 2-635/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2024 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Байметова А.А., при секретаре – Назарове В.Ю., при участии помощника прокурора – Божко Д.С., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Севастополя к ГБОУ г. Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А. Н. Кесаева", Департаменту образования и науки г. Севастополя об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит:
- обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева» для закупки оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
- после получения финансирования обязать государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева» приобрести оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района города проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева» (далее - ГБОУ «СОШ № 4»). В ходе проведенной проверки установлено, что в ГБОУ «СОШ № 4» лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют, в связи с чем, прокуратурой района 14.12.2023 внесено представление, в удовлетворении которого отказано. Изложенные факты приводят к нарушению прав детей на получение качественного образования.
Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района города Севастополя проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения ГБОУ «СОШ № 4».
Статьей 43 Конституции РФ каждому гарантировано право на образование.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня или профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
В соответствии с подразделом 9 Приказа Минпросвещения России от 23.08.2021 № 590 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом «г» пункта 5 приложения № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и подпунктом «б» пункта 8 приложения № 27 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания», кабинет иностранного языка должен быть оснащен основным оборудованием и техническими средствами, включающие в себя программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам, наушники с микрофоном и динамики для громкого воспроизведения, дополнительное вариативное оборудование в виде планшетного компьютера (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации).
В ходе прокурорской проверки установлено, что в ГБОУ «СОШ № 4» лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют, в связи с чем, прокуратурой района 14.12.2023 внесено представление, в удовлетворении которого отказано.
В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Судом установлено, что в образовательном учреждении до настоящего времени отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
С учетом изложенного, полномочия по финансовому обеспечению приобретения лингафонного кабинета в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования и науки г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя № 828-1111 от 01.09.2016, органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования, является Департамент образования и науки г. Севастополя.
В силу пп. 1 п. 10.10 названного Положения Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств.
С учетом изложенного, выполнение указанных в п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ государственных гарантий должно исполняться органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с фактической потребностью образовательного учреждения.
Основанием для предъявления настоящего искового заявление прокурор указал на отсутствие в образовательном учреждении лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков, что препятствует реализации федерального государственного стандарта и, как следствие, влечет за собой нарушений прав неопределённого круга лиц из числа обучающихся, в сфере образования.
Суд полагает, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения прав детей на получение качественного образования нашли свое подтверждение, в связи с чем суд считает исковые требования прокурора обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
Суд, устанавливая срок для ГБОУ «СОШ № 4» в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки г. Севастополя для приобретения оборудования для лингафонного кабинета и его оснащения, исходит из того, что данный срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что доводы искового заявления нашли свое подтверждение, суд полагает, что требования прокурора о возложении на ответчиков соответствующих обязанностей, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом сроков, установленных судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Севастополя к ГБОУ г. Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева", Департаменту образования и науки г. Севастополя об обязании совершить определенные действия – удовлетворить частично.
Обязать Департамент образования и науки города Севастополя (ИНН №) профинансировать государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева» (ИНН №) для закупки оборудования для оснащения лингафонного кабинета, обеспечивающего изучение иностранных языков в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Обязать государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 4 имени А.Н. Кесаева» (ИНН № в течение трех месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом образования и науки г. Севастополя (ИНН №) на цели, указанные в первом пункте исковых требований, приобрести оборудование для лингафонного кабинета и произвести его оснащение в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Председательствующий – А.А. Байметов
Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.