Дело № 2-148/2023
УИД 55RS0011-01-2023-000144-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Горьковское Омской области 13 апреля 2023 года
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., с участием прокурора Девочкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лица, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Горьковская СОШ №1», комитету по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении на учреждение обязанности провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Горьковская СОШ № 1», комитету по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрации Горьковского муниципального района Омской области в обоснование которого указал, что прокуратурой района была проведена проверки в отношении общеобразовательного учреждения на предмет соблюдения законодательства об отходах производства и потребления в деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Горьковская СОШ № 1».
По итогам проверки установлено, что постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 11.02.2019 № 35 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Горьковского муниципального района Омской области (Далее - Постановление № 35).
Согласно Постановления № 35, на территории МБОУ «Горьковская СОШ № 1» по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> расположена контейнерная площадка. Образовательным учреждением в 2022 году и истекшем периоде 2023 гола мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, в установленные СанПиН 2.1.3684-21 периоды не проводились.
Несмотря на внесенное прокурором в адрес учреждения представление, последнее оставлено без удовлетворения в виду отсутствия достаточного бюджетного финансирования для устранения выявленных нарушений.
С учетом уточненных требований, прокурор просил возложить на МБОУ «Горьковская СОШ № 1» обязанность провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения, а при недостаточности денежных средств у МБОУ «Горьковская СОШ № 1» обязать комитет по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрацию Горьковского муниципального района Омской области осуществить финансирование.
В судебном заседании прокурор Девочкина А.В. заявленные требования поддержала по указанным в иске основаниям.
Представители ответчиков в судебном заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным, разрешить заявленный спор при имеющейся явке.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
На основании п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к компетенции образовательной организации и установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В силу положений статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в с соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Исходя из статьи 11 указанного Федерального закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Согласно пункта 1 СанПиН 2.1.3684-21, настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 8 СанПиН определено владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
Согласно Приложению № 1 к СанПиН, кратность дезинсекции контейнеров и контейнерной площадки составляет: при температуре плюс 4 °C и ниже - 1 раз в 30 дней, при температуре плюс 5 °C и выше - 1 раз в 10 дней. Кратность профилактических дератизационных работ составляет: при температуре плюс 4 °C и ниже - 1 раз в 3 месяца, при температуре плюс 5 °C и выше - ежемесячно. Кратность профилактических дезинсекционных работ (летом) составляет 2 раза в месяц.
В ходе проведенной прокуратурой Горьковского района проверки установлено, что постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 11.02.2019 № 35 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Горьковского муниципального района Омской области (Далее - Постановление № 35).
Согласно Постановления № 35, на территории МБОУ «Горьковская СОШ № 1» по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> расположена контейнерная площадка. Образовательным учреждением в 2022 году и истекшем периоде 2023 гола мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, в установленные СанПиН 2.1.3684-21 периоды не проводились.
Несмотря на внесенное прокурором в адрес учреждения представление, последнее оставлено без удовлетворения в виду отсутствия достаточного бюджетного финансирования для устранения выявленных нарушений.
В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Учредителем общеобразовательной организации является администрация Горьковского муниципального района Омской области в лице Комитета по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области.
Согласно Уставу, основными целями деятельности МБОУ «Горьковская СОШ № 1» является образовательная деятельность по общеобразовательной программе начального, общего, полного образования.
Подпунктами 5,6 пункта 2,2 Положения о Комитете по образованию администрации Горьковского муниципального района Омской области от 27.11.2014 № 1040 предусмотрено, что основными задачами Комитета по образованию, в том числе, являются организация, регулирование и контроль за финансово - экономической деятельностью подведомственных муниципальных организаций; создание необходимых условий для материально - технического обеспечения подведомственных муниципальных организаций.
При этом пунктом 1.9. Положения о Комитете по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области, следует, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Комитета осуществляется за счет средств бюджета Горьковского муниципального района Омской области, в том числе субвенций, представляемых из бюджета Омской области в установленном порядке.
Из положения о Комитете по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области видно, что Комитет не наделен бюджетными полномочиями главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в том числе по осуществлению планирования расходов бюджета.
Таким образом, указанные нарушения создают угрозу для несовершеннолетних обучающихся, работников общеобразовательной организации и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, поскольку не обеспечивают охрану их здоровья при реализации образовательных программ. Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью обучающихся несовершеннолетних граждан.
Тем самым, изучив представленные доказательства, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из следующего.
В силу положений ч. 2 ст. 333.20 НК РФ ВС РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание тот факт, что неисполнение ответчиком перечисленных выше норм в области санитарно-эпидемиологического законодательства связано с материальными затруднениями, суд приходит к выводу об отсутствии у общеобразовательного учреждения финансовых средств для уплаты государственной пошлины, в связи с чем, полагает возможным освободить учреждение от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лица, в том числе несовершеннолетних к МБОУ «Горьковская СОШ №1», комитету по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области, Администрации Горьковского муниципального района Омской области о возложении на учреждение обязанности провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения удовлетворить.
Возложить на МБОУ «Горьковская СОШ №1» обязанность провести мероприятия по уборке, дезинсекции и дератизации контейнерной площадки, расположенной на территории образовательного учреждения.
При недостаточности денежных средств МБОУ «Горьковская СОШ №1» обязать Администрацию Горьковского муниципального района Омской области, комитет по образованию Администрации Горьковского муниципального района Омской области осуществить финансирование вышеуказанных работ.
Освободить МБОУ «Горьковская СОШ №1» от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.
Председательствующий О.В. Блохин
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2023