Дело №
УИД-05RS0№-39
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес> 25 апреля 2023 года
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Хадисовой С.И., при секретаре ФИО3, с участием представителя истца ФИО1 по доверенности - адвоката ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации МО ГО «<адрес>» о включении 1/3 доли жилого домовладения, состоящего из двух жилых домов, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером: 05:41:000234:309, в наследственную массу, открывшуюся со смертью ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и признании за ним права собственности на указанное недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Хасавюртовский городской суд с исковыми требованиями к Администрации МО ГО «<адрес>» с исковым заявлением о включении 1/3 доли жилого домовладения, состоящего из двух жилых домов, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером: 05:41:000234:309, в наследственную массу, открывшуюся со смертью ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и признании за ним права собственности на указанное недвижимое имущество в порядке наследования.
В обоснование иска указал, что после смерти ДД.ММ.ГГГГ его отца ФИО2 открылось наследство, в состав которого вошло следующее: денежные средства, размещенные в банковских организациях, 1/3 доли жилого домовладения, состоящего из двух жилых домов, приобретенной по договору купли-продажи, заключенном ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв.м., с кадастровым номером: 05:41:000234:309 и др. Завещание покойным составлено не было.
Согласно, справке, выданной нотариусом Хасавюртовского нотариального округа ФИО5 (далее – нотариус) на момент открытия наследственного дела, а также по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец являлся и является единственным наследником, обратившимся к нотариусу. Как единственный наследник первой очереди, истец осуществил принятие наследства и обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Однако, нотариусом было отказано в выдаче свидетельства в отношении 1/3 доли жилого домовладения, состоящего из двух жилых домов, приобретенной по договору купли-продажи, заключенном ДД.ММ.ГГГГ, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв.м., с кадастровым номером: 05:41:000234:309 по причине отсутствия сведений о регистрации права собственности на нее в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество в установленном законом порядке, а также по причине, допущенной регистратором при регистрации права собственности наследницы доли в указанном домовладении совладельца умершего ФИО2 – ФИО4
Исходя из даты заключенного между сторонами договора купли-продажи, на покупку указанной 1/3 доли, следует, что право собственности у умершего наследодателя возникло ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ - даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Утверждает, что в данном случае если право на объект недвижимого имущества, возникло до ДД.ММ.ГГГГ, а именно до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Просил применить ранее действовавшее законодательство и учесть сложившуюся судебную практику.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца адвокат ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить их по изложенным выше основаниям.
Администрация МО ГО «<адрес>», будучи надлежащим образом, извещенной о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. В заявлении представителя, адресованном суду, возможность удовлетворения иска оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без его участия.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Управление Росреестра по <адрес>, нотариус ФИО5 и ФИО4, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Как указано в ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст.219 ГК РФправо собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п.5 ч.2 ст.14Закона РФ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФправо собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленному свидетельству о смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер в <адрес> Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ.
Завещания умершим составлено не было, что подтверждается отказом нотариуса Хасавюртовского нотариального округа ФИО5 в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно сведениям, содержащимся в справке, выданной нотариусом на момент открытия наследства по факту смерти ФИО2, единственным наследником первой очереди является сын наследодателя ФИО1.
Судом установлено, что при жизни наследодателю на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежало жилое домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв.м., с кадастровым номером: 05:41:000234:309.
Истцом представлены следующие документы: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом, технический паспорт на индивидуальный жилой дом, содержащий план земельного участка, сведения и характеристики жилого помещения, схему и чертежи домовладения, архивные выписки из муниципального архива Администрации МО ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за номерами 04-08/1-К и 04-07/4-К, а также выписка из ЕГРН, подтверждающая постановку земельного участка с жилым домовладением на кадастровый учет.
Представленными истцом квитанциям подтверждается оплата им коммунальных услуг, электроснабжения, где последняя оплата была проведена ДД.ММ.ГГГГ, при этом задолженности за электроснабжение не имеется.
Изложенное в совокупности подтверждает факт добросовестного владения и пользования спорным недвижимым имуществом наследодателем ФИО2, а в последующем и его сыном ФИО1
Оригиналы вышеперечисленных документов представлены суду на обозрение, за подписью уполномоченных должностных лиц, с приложением необходимых справок и сведений, подлинность которых судом установлена.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФв случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 29.03.2012г. «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Из положений приведенных норм гражданского законодательства в контексте акта их толкования, следует что предметом наследования является имущество, обладающее признаками принадлежности наследодателю.
При этом, включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что тот являлся их субъектом на день открытия наследства.
При установленных по делу фактических обстоятельствах, суд признает доказанным то, что наследодателю ФИО2, при жизни принадлежало жилое домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв.м., с кадастровым номером: 05:41:000234:309, где документом-основанием возникновения права собственности на указанное домовладение является договор купли-продажи, заключенный между сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
Однако право на указанный объект недвижимости при жизни ФИО2 в соответствии с требованиями закона зарегистрировано не было.
По смыслу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону, наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных гражданским законодательством, в соответствии ст.1111 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом и принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, по смыслу ч.2 ст.1153 ГК РФ.
Суд считает, что в ходе судебного разбирательства в полном объеме нашли подтверждение доводы истца, о его фактическом вступлении во владение и управление наследственным имуществом в виде объекта недвижимости в течение шести месяцев после смерти наследодателя, а именно, как утверждает истец за указанным объектом недвижимости осуществляется надлежащий уход, прилегающая территория благоустраивается, производится капитальный, косметический ремонт самого жилого строения, ремонт коммуникаций, необходимое техническое оснащение, оплачиваются коммунальные услуги и др.
Данные доводы фактически подтверждены пояснениями представителя истца, письменными доказательствами, и никем из сторон не оспорены.
Таким образом, подлежит включению в состав наследственной массы имущества, оставшегося после смерти ФИО2, объект недвижимости, жилое домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 86,4 кв.м., с кадастровым номером: 05:41:000234:309.
Разрешая исковые требования в части признания за ФИО1 право собственности на указанный объект жилого назначения суд исходит из следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. № «О судебной практике по делам о наследовании» наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В п. 36 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФдействий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст.1154 ГК РФ.
Принимая решение по данному вопросу, суд считает необходимым учесть дату заключенного между сторонами договора купли-продажи, поскольку право собственности у умершего наследодателя на объект недвижимости возникло после совершения им сделки, заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца в этой части также находят свое подтверждение, так как упомянутый договор купли-продажи был заключен до ДД.ММ.ГГГГ, а именно до даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В данном случае если право на объект недвижимого имущества, возникло до ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей, говорится в ч.1 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Поскольку Закон о государственной регистрации объектов недвижимости вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, не имеет обратной силы и применяется только к правоотношениям, которые возникли после введения его в действие.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что отсутствие своевременной регистрации права собственности наследодателя на спорное жилое домовладение не может служить основанием для отказа в признании за наследником права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с п.1 и 2 ст.6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ.
Отсутствие регистрации права собственности в установленном порядке, не может свидетельствовать об отсутствии у лица имущества, принадлежащего ему фактически на праве собственности.
Актом государственной регистрации права лишь свидетельствуется факт собственности в соответствии с требованиями закона.
Кроме того, судом не установлено сведений о том, что спорный объект на момент рассмотрения спора принадлежал или принадлежит каким-либо иным лицам, а также о том, что в отношении спорного объекта имеются правопритязания и заявления третьих лиц.
При установленных обстоятельствах, на основании совокупной оценки доказательств, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Включить 1/3 долю домовладения, состоящего из двух жилых домов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 05:41:000234:309, в наследственное имущество (массу), открывшееся со смертью ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1 право собственности на 1/3 долю домовладения, состоящего из двух жилых домов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 05:41:000234:309 в порядке наследования.
Настоящее решение суда является основанием для государственной регистрации за ФИО1 права собственности на жилое помещение, 1/3 долю домовладения, состоящего из двух жилых домов, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: 05:41:000234:309, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.И. Хадисова