Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-30/2020 (7р-413/2019;) от 27.12.2019

Судья Смирнов А.В. 7р-30/2020

РЕШЕНИЕ

город Йошкар-Ола 29 января 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,

при секретаре Кулагиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу защитника Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Бирюкова Д.П. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл <№> от 9 октября 2019 года, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский», ИНН 1203008600, ОГРН 1111225000116, юридический адрес: Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Шелангер, ул. 60-летия Победы, д. 2, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл <№> от
9 октября 2019 года сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» (далее – СПК «Звениговский») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.

Решением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба защитника
СПК «Звениговский» Егорова Е.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
защитник СПК «Звениговский» Бирюков Д.П. просит постановление должностного лица административного органа изменить в части назначенного наказания, производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ, полагая, что совершенное правонарушение с учетом характера деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий является малозначительным. Указывает на отсутствие состава административного правонарушения в действиях юридического лица со ссылкой на наличие согласованных Мероприятий по уменьшению выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также на проведение в 2018 году и текущем периоде 2019 года указанных мероприятий в неблагоприятные метеорологические условия.

На рассмотрение дела по жалобе СПК «Звениговский» представителя либо защитника не направил, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.

Изучив жалобу, выслушав объяснения представителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл М. Г.А., просившей отказать в удовлетворении жалобы, исследовав материалы жалобного производства, дела об административном правонарушении
<№>, судья приходит к следующему.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

По смыслу статьи 67 Федерального закона от 10 января 2002 года
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон
№ 7-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию: о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 Приложения № 2 к Приказу Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Согласно статье 19 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон № 96-ФЗ) при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Марий Эл
<№> от <дата> в период с 12 августа по 6 сентября
2019 года проведена плановая выездная проверка по соблюдению
СПК «Звениговский» требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, в ходе которой выявлено, что юридическим лицом не соблюдаются требования законодательства Российской Федерации в части охраны окружающей среды.

Так, в Программах производственного экологического контроля, разработанных СПК «Звениговский» для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, - основное производство - объект HBOC I категории, код объекта <№> ОСК, пруды - осветлители - объект HBOC III категории, код объекта <№>, в подразделе «Производственный контроль в области обращения с отходами» не содержится информация о сроках обобщения данных по учету в области обращения с отходами.

В нарушение требований статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ, пункта 2 приказа Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74
СПК «Звениговский» не представлены в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл в установленный законодательством срок отчеты об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (СПК «Звениговский» - основное производство, код объекта <№>; ОСК, пруды-осветлители, код объекта HBOC <№>), за 2018 год. Отчеты представлены с нарушением установленного законодательством срока, а именно: 22 августа 2019 года
вх. <№>.

В нарушение требований статьи 19 Федерального закона № 96-ФЗ СПК «Звениговский» в 2018 году и за текущий период 2019 года, согласованные мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводились. Журнал записи предупреждений, отчёты о проведённых мероприятиях по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) не представлены. Срок действия разработанных СПК «Звениговский» Мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованных в Департаменте экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, закончился 4 декабря 2018 года. В указанный период времени производственные участки предприятия на объектах HBOC: I категории, код объекта <№>; III категории, код объекта <№> осуществляли производственную деятельность.

Признав, что СПК «Звениговский» допущено нарушение экологических требований по месту осуществления деятельности на объектах HBOC, должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл составило в отношении СПК «Звениговский» протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, и впоследствии признало его виновным в совершении указанного правонарушения, не усмотрев оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы защитника СПК «Звениговский» согласился с выводом должностного лица о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, а также не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

При пересмотре дела в Верховном Суде Республики Марий Эл оснований для признания постановленных решений неправильными, в том числе по доводам жалобы, не установлено.

Указание в жалобе на наличие согласованных Мероприятий по уменьшению выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не может повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, поскольку факт разработки и направления на согласование Плана указанных мероприятий 27 сентября 2019 года не свидетельствует об отсутствии в действиях СПК «Звениговский» состава административного правонарушения с учетом того, что на момент проведения проверки действующие Мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в СПК «Звениговский» отсутствовали, на рассмотрение дела в административном органе они не представлялись, как не представлялись и документы, подтверждающие их выполнение.

Ссылка в жалобе на проведение в 2018 году и текущем периоде
2019 года мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий материалами дела не подтверждается. Журнал записи предупреждений в ходе проведения проверки не представлен, также не представлены в Управление Росприроднадзора по Республике Марий Эл отчёты о проведённых мероприятиях по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

Также не выявлены основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При формальном составе административного правонарушения, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, при решении вопроса о малозначительности правонарушения необходимо исходить из анализа всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению. В частности, необходимо обращать внимание на то, какие общественные отношения составляют объект посягательства.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Исходя из смысла статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи.

С учетом конкретных обстоятельств дела административное правонарушение, объектом которого является защита окружающей среды, нельзя признать малозначительным, рассматриваемый случай не отвечает признаку исключительности, о чем содержатся выводы в оспариваемом решении судьи, основания для переоценки которых отсутствуют.

Административное наказание назначено должностным лицом в пределах санкции статьи 8.1 КоАП РФ и является минимальным.

При производстве по делу порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности, принцип презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не были нарушены.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда являются законными и обоснованными, а жалоба не подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл <№> от
9 октября 2019 года, решение судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Бирюкова Д.П. – без удовлетворения.

Судья Э.И. Салихова

7р-30/2020 (7р-413/2019;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
СПК "Звениговский"
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Салихова Элиза Илдаровна
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
30.12.2019Материалы переданы в производство судье
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Дело передано в экспедицию
29.01.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее