Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1569/2022 ~ М-1524/2022 от 17.10.2022

Дело № 2-1569/2022 Решение в окончательной форме

УИД 51RS0007-01-2022-002577-33 изготовлено 13 декабря 2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2022 г. г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Алексеевой А.А.,

при ведении протокола помощником судьи Ковалевской Н.А.,

с участием истца Хамицевича Т.В.,

представителя ответчика Сирвутене Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамицевича Тимофея Владимировича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Хамицевич Т.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОПФР по Мурманской области) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в льготный стаж, возложении обязанности назначить пенсию.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в связи с наступлением пенсионного возраста 18 июня 2022 г. обратился в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

26 сентября 2022 г. ему было направлено решение об отказе в назначении пенсии по старости по заявлению от 18 июня 2022 г. ввиду отсутствия требуемого льготного стажа.

Считает данное решение незаконным, поскольку в период с 10 августа 2020 г. по 18 июня 2022 г., а также по настоящее время работает в акционерном обществе «Северо-Западная Фосфорная Компания» (далее – АО «СЗФК») в должности слесаря-ремонтника на участке по эксплуатации дробильно-конвейерного комплекса с вредными условиями труда на основании трудового договора от 10 августа 2020 г. № 254/20.

С учётом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просит обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25 июля 2022 г.

Определением суда от 6 декабря 2022 г. прекращено производство по делу в части требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периода работы с 10 августа 2020 г. по 18 июня 2022 г. в льготный стаж в связи с отказом от иска в указанной части.

В судебном заседании истец поддержал уточнённые исковые требования, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что с августа 2020 г. он работает в АО «СЗФК» на вредных условиях по Списку № 1. При первоначальном обращении к ответчику 18 июня 2022 г. с заявлением об установлении пенсии в специальный стаж не были включены периоды его работы в АО «СЗФК» с 10 августа 2020 г. по 18 июня 2022 г. Решением ОПФР по Мурманской области от 22 ноября 2022 г. ему были включены спорные периоды, назначена пенсия с 21 сентября 2022 г. Полагает, что имеет право на назначение пенсии по Списку № 1 с 25 июля 2022 г., то есть с момента достижения необходимого возраста.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения уточнённых исковых требований, указав, что пенсионный орган не имеет возможности самостоятельно назначить пенсию с момента достижения необходимого возраста ответчиком, поскольку первоначальное заявление от 18 июня 2022 г. было направлено более чем за месяц до достижения соответствующего возраста. Подтвердила, что в адрес ответчика поступили сведения о специальной оценке условий труда истца, ответчиком самостоятельно был включен период работы истца с 10 августа 2020 г. по 18 июня 2022 г. за исключением отпусков без сохранения заработной платы, назначена пенсия с даты повторного обращения за назначением пенсии. Указанный период не был включен в специальный стаж при первоначальном обращении истца, поскольку в сводной ведомости о проведённой специальной оценке условий труда от 28 декабря 2020 г. в списке должностей отсутствовал слесарь-ремонтник на участке по эксплуатации дробильно-конвейерного комплекса.

Заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

К числу таких условий Закон № 400-ФЗ относит: достижение установленного пенсионного возраста; наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; наличие определенного индивидуального пенсионного коэффициента, который представляет собой параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (статья 3 Закона № 400-ФЗ).

Помимо общих оснований приобретения права на страховую пенсию Закон устанавливает для отдельных категорий работников право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии специального страхового стажа определенной продолжительности.

Согласно положениям части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Аналогичные положения к специальному и страховому стажу для указанных лиц содержались в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2015 г.

По смыслу вышеприведенной нормы закона условием назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Закона № 400-З).

Согласно статье 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 8, частей 1 и 2 статьи 11, статье 15 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору. К указанным сведениям относятся, среди прочего, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; суммах начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, своевременная и в полном объёме уплата работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также полнота и достоверность предоставляемых им сведений о застрахованных лицах являются необходимыми условиями реализации права застрахованного лица на получение страховой пенсии в том объёме, в котором оно гарантировано законом, то есть при соблюдении условий, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях», и в том числе права на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с положениями вышеприведенных нормативных актов Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями.

Статьями 16 и 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений; страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17). Органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право взыскания в судебном порядке финансовых санкций за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах (часть 3 статьи 17).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, применяется Список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, в соответствии с действующим правовым регулированием страховая пенсия по старости истцу может быть назначена не ранее, чем со дня возникновения права на такую пенсию.

Судом установлено, что Хамицевич Т.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 23 мая 2001 г., в связи с чем, в силу части 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ особые условия труда истца в спорные периоды должны подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, которые отражаются Пенсионным фондом Российской Федерации в лицевом счёте застрахованного лица.

18 июня 2022 г. Хамицевич Т.В. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании пункта 1 части 1 статьи 30, пункта 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ.

Решением ОПФР по Мурманской области от 23 сентября 2022 г. №145806/22 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, истец обратился за назначением пенсии ранее срока, предусмотренного пунктом 13 Правил № 546н. Из указанного решения следует, что на 17 июня 2022 г. документально подтверждено: страховой стаж (с учётом льготного исчисления) – 25 лет 10 месяцев 22 дня; стаж работы в РКС – 17 лет 03 месяца 25 дней; специальный стаж по Списку № 1 – 09 лет 01 месяц 27 дней. При этом пенсионным органом не был принят к зачёту период работы истца с 10 августа 2020 г. по 18 июня 2022 г. в качестве слесаря-ремонтника участка по эксплуатации дробильно-конвейерного комплекса АО «СЗФК», поскольку в сводной ведомости о проведении специальной оценки условий труда от 28 декабря 2020 г. в списке должностей участка по эксплуатации дробильно-конвейерного комплекса отсутствует слесарь-ремонтник.

Из акта № 535-14 от 21 сентября 2022 г. камеральной проверки достоверности сведений о специальном стаже, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, представленных на ЛС ЗЛ <№> Хамицевича Т.В. следует, что в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ не включены периоды работы с 10 августа 2020 г. по 18 июня 2022 г. в качестве слесаря-ремонтника участка по эксплуатации дробильно-конвейерного комплекса АО «СЗФК» г.Кировск Мурманской области, поскольку согласно части 6 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 вышеуказанной статьи с 1 января 2013 г. включаются в подсчёт специального стажа при определении права на досрочное пенсионное обеспечение только при условии начисления и уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным Налоговым законодательством Российской Федерации, при этом условия назначения страховой пенсии по старости применяются только в случае установленного по результатам специальной оценки на рабочих местах класса условий труда не ниже вредного и опасного. На запрос сведений у работодателя АО «СЗФК» был дан ответ, что по рабочему месту истца проводится специальная оценка условий труда, по окончании мероприятий пакет документов, устанавливающий на рабочем месте истца класс условий труда будет предоставлен в пенсионный орган. При поступлении сведений стаж может быть пересмотрен.

Таким образом, на дату оценки пенсионных прав истца в ОПФР Мурманской области работодателем истца не были представлены документы, подтверждающие проведение специальной оценки труда рабочего места истца.

Вместе с тем, работы, предусмотренные в Списке № 1, выполнялись истцом в период с 10 августа 2020 г. по 18 июня 2022 г. в АО «СЗФК» в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, что подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами.

Как установлено в судебном заседании, Хамицевич Т.В. 21 сентября 2022 г. повторно обратился в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30, пункту 2 статьи 33 Закона № 400

В связи с предоставлением АО «СЗФК» сведений о специальной оценке условий по рабочему месту истца пенсионным органом истцу были включены в специальный стаж периоды работы с 10 августа 2020 г. по 1 ноября 2020 г., с 7 ноября 2020 г. по 24 мая 2021 г., с 26 мая 2021 г. по 8 июня 2021 г., с 11 июня 2021 г. по 30 июля 2021 г., с 1 августа 2021 г. по 31 декабря 2021 г., с 1 января 2022 г. по 26 апреля 2022 г., с 28 апреля 2022 г. по 16 июня 2022 г. и решением ОПФР по Мурманской области от 22 ноября 2022 г. <№> назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ с 21 сентября 2022 г.

При этом в специальный стаж не были включены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы и донорские дни с 9 июня 2021г. по 10 июня 2021 г.

Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании Хамицевичу Т.В. назначена пенсия с даты повторного обращения, то есть с 21 сентября 2022 г. Первоначально истец обращался в ОПФР по Мурманской области 18 июня 2022 г.

Вместе с тем, материалами дела достоверно подтверждается и сторонами не оспаривается, что по состоянию на 17 июня 2022 г. с учётом включенного пенсионным органом периода специальный стаж истца по Списку № 1 Хамицевича Т.В. составил 10 лет 11 месяцев 26 дней при необходимой продолжительности стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости не менее 10 лет.

Отсутствие кодов особых условий труда в спорные периоды работы истца в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта не должны повлечь для истца неблагоприятных последствий в сфере пенсионного обеспечении, поскольку указанные обстоятельства возникли не по его вине, а ввиду непредставления работодателем – АО «СЗФК» карты специальной оценки условий труда рабочего места истца, при этом особый характер работы истца в указанный период подтвержден исследованными судом доказательствами и ответчиком не оспаривается.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Хамицевич Т.В. обратился в ОПФР по Мурманской области с заявлением о назначении страховой пенсии 18 июня 2022 г.

С учётом включённых ответчиком спорных периодов льготный страховой стаж истца по Списку № 1 по состоянию на 17 июня 2022 г. составляет 10 лет 11 месяц 26 дней, что является достаточным для возникновения у истца права на назначение досрочной пенсии по старости с момента достижения возраста 45 лет, то есть с 25 июля 2022 г. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем требование истца в возложении на ОПФР по Мурманской области обязанности назначить страховую пенсию со дня наступления права является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Хамицевича Тимофея Владимировича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области назначить Хамицевичу Тимофею Владимировичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 25 июля 2022 г.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Алексеева

2-1569/2022 ~ М-1524/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ХАМИЦЕВИЧ ТИМОФЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчики
ОПФР ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Алексеева А.А.
Дело на сайте суда
apa--mrm.sudrf.ru
17.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.10.2022Передача материалов судье
18.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.11.2022Предварительное судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.02.2023Дело оформлено
13.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее