65RS0001-01-2023-006772-42
Дело № 5-970/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возращении протокола об административном правонарушении
21 июля 2023 года г. Южно-Сахалинск
Судья Южно-Сахалинского городского суда Рыженкова Е.В., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Воронова В.Е., <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
19 июля 2023 года старшим дознавателем ОДАП ПУ ФСБ России по Сахалинской области ФИО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Воронова В.Е., который 21 июля 2023 года передан в суд для рассмотрения.
При подготовке дела к рассмотрению усматриваются основания для возвращения протокола об административном правонарушении в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Административная ответственность по части 4 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Основные права и обязанности сотрудников федеральной службы безопасности закреплены в Федеральном законе N 40-ФЗ от 03 апреля 1995 года "О Федеральной службе безопасности".
Пунктом «б» статьи 13 Федерального закона N 40-ФЗ от 03 апреля 1995 года "О Федеральной службе безопасности" установлено, что органы федеральной службы безопасности имеют право проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статьей 17 названного Закона установлено, что воспрепятствование исполнению сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Требования и распоряжения сотрудника органов федеральной службы безопасности должны быть исключительно законными, отданными в связи с исполнением должностными лицами своих обязанностей в установленной законом форме.
Законность распоряжения или требования сотрудника органов федеральной службы безопасности является обстоятельством, подлежащим доказыванию по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, в протоколе об административном правонарушении, в нарушение части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом надлежащим образом не описано событие административного правонарушения, не указано, какое требование сотрудника органов федеральной службы безопасности предъявлялось Воронову В.Е., при каких обстоятельствах выдвигалось данное требование, в рамках каких процессуальных действий требовалось указанное.
Таким образом, из протокола об административном правонарушении, невозможно установить, какое требование предъявлялось сотрудником органов федеральной службы безопасности Воронову В.Е., являлось ли данное требование законным, в рамках каких процессуальных действий оно было предъявлено.
Данный недостаток является существенным, так как согласно указанным выше нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении формулируется обвинение, предъявленное лицу, привлекаемому к административной ответственности, за пределы которого судья выходить не вправе.
Отсутствие в протоколе надлежащего описания события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий лица по указанной норме, нарушает право этого лица на защиту и противоречит требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное обстоятельство лишает суд возможности проверить обоснованность предъявленного Воронову В.Е. обвинения и принять правильное решение по делу.
Допущенное по настоящему делу нарушение является существенным и не может быть восполнено при рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке рассмотрения дела об административном правонарушении судья выносит определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
протокол об административном правонарушении и другие материалы об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Воронова В.Е., 30 марта 1992 года рождения, возвратить в ПУ ФСБ России по Сахалинской области для устранения выявленных недостатков.
Судья Южно-Сахалинского
городского суда Е.В. Рыженкова