дело № 12-409/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 09 августа 2023 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кривенченко Богдана Артуровича на постановление № начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК г.Йошкар-Ола РМЭ от 05 июля 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.21.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением № начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК г.Йошкар-Ола РМЭ от 05 июля 2023 года Кривенченко Б.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность указанного постановления, Кривенченко Б.А. обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, указав, что неявка по повестке была вызвана уважительными причинами, а именно обжалованием им решения призывной комиссии.
В судебном заседании Кривенченко Б.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, вину в совершении правонарушения не признает. Считает, обжалование решения о призыве на военную службу является уважительной причиной неявки по повестке в военкомат.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, исследовав материалы дела по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову местной администрации соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющей первичный воинский учет.
Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом (пункт 2 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Пунктом 1 статьи 26 указанного Федерального закона предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает, в том числе явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных указанным Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что Кривенченко Б.А., предварительно извещенный 04 июня 2021 года о необходимости явиться к 08 час. 00 мин. 26 июня 2021 года в военный комиссариат г.Йошкар-Ола Республики Марий Эл, расположенный по адресу: <адрес>, для отправки к месту прохождения военной службы, по повестке в указанное время и место без уважительных причин не прибыл.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кривенченко Б.А. к административной ответственности по статье 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Кривенченко Б.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющейся совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от 05 июля 2023 года, повесткой о явке на 26 июня 2021 года, в которой Кривенченко Б.А. поставил личную подпись, в том числе был предупрежден об ответственности за уклонение от призыва на военную службу, которые являются допустимыми, достоверными и достаточными в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для квалификации действий Кривенченко Б.А.
Выводы должностного лица о виновности Кривенченко Б.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Кривенченко Б.А. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения Кривенченко Б.А. к административной ответственности соблюден.
Довод жалобы о том, что в действиях Кривенченко Б.А. отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку 26 июня 2021 года им было обжаловано решение призывной комиссии о призыве его на военную службу, не освобождает от административной ответственности.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается, в том числе, в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины.
Уважительные причины такой неявки перечислены в пункте 2 статьи 7 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В рассматриваемом случае сведений о наличии причин, прямо перечисленных в названном законе, не имеется, равно как и не имеется сведений об иных причинах, признанных уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.
Согласно пункту 4 статьи 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Как усматривается из материалов дела, Кривенченко Б.А. путем подачи административного искового заявления в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл обжаловано решение призывной комиссии ГО "Город Йошкар-Ола" от 24 мая 2021 года о призыве на военную службу.
Определением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 июля 2021 года производство по административному иску Кривенченко Б.А. к призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола», призывной комиссии Республики Марий Эл об оспаривании решений о признании годным к военной службе, прекращено. Решение суда вступило в законную силу.
Обжалование решения о призыве на военную службу в судебном порядке не может считаться уважительной причиной неявки по повестке, поскольку вышеназванными нормами установлено, что в случае обжалования решения призывной комиссии приостанавливается выполнение такого решения, что не дает права лицу не являться по повестке в место призыва и не освобождает от исполнения обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Оснований для отмены обжалуемого постановления при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по ст.21.5 КоАП РФ не состоятельны. На дату совершения правонарушения срок давности привлечения к административной ответственности по ст.21.5 КоАП РФ составлял – 3 года.
Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого акта в части назначенного административного наказания.
Санкция статьи 21.5 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.
Административное наказание в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ представляет собой установленную государством меру административной ответственности за совершение противоправного деяния и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания должностное лицо административного органа, судья должны исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В материалах дела отсутствуют данные о том, что Кривенченко Б.А. ранее привлекался к административной ответственности за однородные правонарушения, по делу не установлены какие-либо обстоятельства, отягчающие его ответственность.
Необходимость назначения Кривенченко Б.А. административного штрафа в размере 1500 рублей должностным лицом административного органа при вынесении обжалуемого постановления каким-либо образом не мотивирована.
Таким образом, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что Кривенченко Б.А. ранее не привлекался к административной ответственности, данных о его личности (проживает один, нетрудоустроен, в браке не состоит, детей не имеет), считаю возможным изменить назначенное Кривенченко Б.А. административное наказание путем снижения размера назначенного административного штрафа.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания.
Оснований для изменения вида назначенного Кривенченко Б.А. административного наказания с административного штрафа на предупреждение с учетом установленных обстоятельств совершения правонарушения, отсутствия смягчающих ответственность обстоятельств не имеется, как и не имеется оснований для прекращения производство по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу ВК г.Йошкар-Ола РМЭ от 05 июля 2023 года о признании Кривенченко Богдана Артуровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.21.5 КоАП РФ изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 500 (пятисот) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Кривенченко Б.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ермолаева М.Л.