Решение по делу № 2-1135/2015 от 12.05.2015

дело № 2-1135/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2015 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.,

при секретаре Цветковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

    Администрации Костромской области обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование иска указали на то, что решением Свердловского районного суда г. Костромы от dd/mm/yy, удовлетворен иск Нерехтского межрайонного прокурора об обязании администрации Костромской области предоставить И. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области. В администрацию Костромской области dd/mm/yy поступило постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства Согласно данному постановлению администрации Костромской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно, предоставления жилого помещения И. Истцом были совершены следующие действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока: в адрес департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области направлены информация о необходимости проведения в максимально короткие сроки действий по приобретению жилого помещения, что подтверждается копиями писем от dd/mm/yy , dd/mm/yy , dd/mm/yy . Распоряжением администрации Костромской области от dd/mm/yy И. предоставлено жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 34, 46 кв.м. Государственный контракт на приобретение указанного жилого помещения заключен департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области dd/mm/yy. В соответствии с протоколом заседания комиссии по итогам размещения заказа способом открытого аукциона в электронной форме от dd/mm/yy комиссия констатировала, что на момент окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме не подано ни одной заявки. Руководствуясь п. 11 ч. 2 ст. 55 Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственный контракт заключен с единственным поставщиком. Договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключен dd/mm/yy между И. и департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Ш. dd/mm/yy вынесено постановление о взыскании с администрации Костромской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты>, поступившее в администрацию Костромской области dd/mm/yy. Исполнительский сбор оплачен dd/mm/yy. Со ссылкой на ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 2.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» истец просит освободить его от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель Администрации Костромской области по доверенности Скородумов Д.Н. заявленные исковые требования поддержал, указав на то, что Администрация области не совершила виновных действий, задержав исполнение решения Свердловского районного суда от dd/mm/yy об обязании предоставить И. из жилищного фонда Костромской области жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Жилые помещения из жилищного фонда предоставляются указанной категории лиц лишь при наличии свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области. Свободных изолированных жилых помещений в жилищном фонде Костромской области на территории г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области не было. Администрация Костромской области в соответствии с нормами статьи 401 ГК РФ приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств и условиям оборота. При отсутствии установленных гражданским законодательством РФ оснований ответственности за нарушение обязательств суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

    Представитель ответчика УФССП по Костромской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В своем письменном ходатайстве от dd/mm/yy просили рассмотреть дело без их участия, указали, что заявленные исковые требования считают необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Также указали, что исполнительное производство представить в адрес суда не представляется возможным в связи с его утратой.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП П. в судебное заседание не явилась, о причинах уважительности своей неявки суду не сообщила.

Представитель Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области (далее - департамент), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не прибыл, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель Департамента Морозова В.С. исковые требования администрации Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора считала обоснованными, в связи с тем, что все меры для приобретения жилого помещения для И. были предприняты своевременно.

    Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 5 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с пунктами 11, 12 ст. 30 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, решением Свердловского районного суда г. Костромы от dd/mm/yy, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от dd/mm/yy, субъект Российской Федерации – Костромская область в лице Администрации Костромской области обязан предоставить И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области. Решение вступило в законную силу dd/mm/yy.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Ш. от dd/mm/yy на основании исполнительного листа от dd/mm/yy года, выданного Свердловским райсудом г. Костромы, было возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации Костромской области. Должнику предложено в течение пяти дней со дня получения настоящего постановления добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. Они также предупреждены о взыскании с них исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения (п. 3 постановления).

Постановлением того же судебного пристава-исполнителя от dd/mm/yy с администрации Костромской области взыскан исполнительский сбор в сумме <данные изъяты> рублей, должнику установлен новый срок для исполнения – до dd/mm/yy года.

Обоснованность взыскания исполнительского сбора, его размер, не были предметом рассмотрения по настоящему делу, как и законность самого постановления. Данное постановление должником не обжаловано и вступило в законную силу. Платежным поручением от dd/mm/yy исполнительский сбор должником уплачен.

Факт неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа, представителем Администрации Костромской области не оспаривается.

Из представленных истцом документов усматривается, что dd/mm/yy (в последний день срока для добровольного исполнения) Администрация Костромской области обратилась в адрес Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области с просьбой в максимально короткие сроки произвести действия по приобретению жилых помещений для лиц (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которым решениями судов Администрация Костромской области обязана предоставить жилые помещения, в том числе И. на территории г. Нерехты и Нерехтского района.

dd/mm/yy Администрация Костромской области направила в адрес судебного пристава-исполнителя уведомление о рассмотрении постановления о возбуждении исполнительного производства от dd/mm/yy об обязании предоставить И. жилое помещение и невозможности в установленный 5-дневный срок исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, что является следствием действий актов государственных органов: п. 3 ст. 2 ЖК РФ, Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Закона Костромской области от 19.12.2005г. № 348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области», исходя из соблюдения требований которых предоставление жилого помещения занимает не менее нескольких месяцев и включает в себя: проведение конкурсов для покупки жилья либо участие в долевом строительстве многоквартирных домов, которые подлежат государственной регистрации в ЕГРП, учет в составе казны Костромской области жилых помещений, приобретенных для указанной категории лиц, оформление соответствующей документации. Исполнение судебного акта в ином порядке противоречило бы принципу законности совершения исполнительских действий.

Представленными документами подтверждается, что dd/mm/yy после согласования возможности заключения контрактов с единственными поставщиками(продавцами), Департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области заключен государственный контракт с поставщиком З. на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: .... В этот же день подписан передаточный акт.

dd/mm/yy зарегистрировано право собственности субъекта РФ – ... на данное жилое помещение.

Распоряжением ... от dd/mm/yy. вышеуказанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд Костромской области, отнесено к виду жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено И..

dd/mm/yy между Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области и И. заключен договор найма указанного выше жилого помещения, подписан передаточный акт, согласно которому И. принял жилое помещение по адресу: ....

Таким образом, решение Свердловского районного суда г. Костромы от dd/mm/yy, которым Администрация Костромской области обязана предоставить И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области исполнено.

Как следует из вышеприведённых положений статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» освобождение от взыскания исполнительского сбора возможно только в том случае, если исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, если отсутствуют установленные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности установлены в статье 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1).

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3).

Из смысла данных норм следует, что освобождение от взыскания исполнительского сбора возможно только в том случае, если своевременному и надлежащему исполнению решения суда воспрепятствовали обстоятельства чрезвычайного, непредвиденного, непредотвратимого характера, которые являются объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.

Однако доказательств того, что исполнение решения суда было невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, в материалах дела не имеется.

При своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего требование об исполнении требований исполнительного документа, должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не исполнил требований, содержащихся в исполнительном документе.

Между тем в силу части 2 и части 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Решение суда, которым на Администрацию Костромской области возложена обязанность по предоставлению И. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области вступило в законную силу dd/mm/yy. Именно с указанного времени администрация должна была приступить к исполнению решения суда.

При этом суд полагает необходимым отметить, что с момента вступления решения суда в законную силу до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора прошло более 3-х месяцев, что достаточно для добровольного исполнения решения суда или обращения в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения, чем Администрация Костромской области не воспользовалась.

Отсутствие у администрации свободных благоустроенных жилых помещений в г. Нерехте и Нерехтском районе, необходимость соблюдения установленной законом процедуры приобретения требуемого жилого помещения не являются обстоятельствами чрезвычайного и непредотвратимого характера, находящимися вне контроля администрации. Данные обстоятельства лишь делают затруднительным своевременное и надлежащее исполнение решения суда, вынесенного в пользу взыскателя И., но не исключают объективную возможность его исполнения, соответственно не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении, а, следовательно, не могут являться основаниями для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Приведённые в исковом заявлении обстоятельства определяют степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, характеризуют его имущественное положение и иные существенные обстоятельства, которые в силу положений части 7 статьи 112 Закона «Об исполнительном производстве» имеют юридическое значение для рассмотрения заявлений об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшения его размера. Однако для освобождения от уплаты исполнительского сбора необходимо подтвердить отсутствие вины в неисполнении, доказательств чему Администрацией Костромской области не представлено.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Администрации Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> по исполнительному производству отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                     Семенова Т.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2015 года

2-1135/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация КО
Ответчики
УФССП
Другие
Депсртамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на странице суда
leninsky.kst.sudrf.ru
12.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2015Передача материалов судье
15.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2015Подготовка дела (собеседование)
02.06.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.07.2015Предварительное судебное заседание
28.07.2015Судебное заседание
31.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее