дело № 5-747/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Нижнекамск 08 декабря 2023 года
Судья Нижнекамского городского суда Республики Татарстан Р.И. Гиззатуллин, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Суворова Алексея Александровича, 07.03.1957 года рождения, уроженца Татарской АССР, зарегистрированного и проживающего по адресу: ..., пенсионера,
УСТАНОВИЛ:
09 ноября 2023 года должностным лицом УМВД России по Нижнекамскому району в отношении А.А. Суворова составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и материалы дела переданы на рассмотрение в Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
А.А. Суворов в судебном заседании с правонарушением не согласился, указав, что автопробег с использованием флага СССР был приурочен ко дню Великой Октябрьской социалистической революции. Никаких политических требований и лозунгов не высказывалось. Не считает данные действия административным правонарушением.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считаю, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по следующим основаниям.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, выражается в организации либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи.
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В рассматриваемом случае А.А. Суворову вменяется проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, выразившегося в том, что он 06 ноября 2023 года в период времени с 10 часов 20 минут до 10 часов 50 минут с использованием транспортного средства осуществил автопробег от гипермаркета «Магнит» по ..., до площади 50 лет Октября ... (мемориальный комплекс «Вечный огонь»).
Из материалов дела, в частности видеозаписи, следует, что при движении 4 транспортных средств были использованы государственные флаги Союза Советских Социалистических Республик (далее СССР), что и отличали их от других автомобилей, двигавшихся по дороге.
При этом, в статье 2 Федерального закона N 54-ФЗ даны следующие определения форм публичного мероприятия:
2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
В рассматриваемом случае действие, совершение которого вменяется А.А. Суворову, имеет признаки формы такого публичного мероприятия как демонстрация, поскольку связано с передвижением на транспортных средствах. Признаков иных форм публичного мероприятия (собрание, митинг, шествие, пикетирование) не имеется.
Между тем, публичное мероприятие в форме демонстрации, имеет также такой признак как использование плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
В рассматриваемом случае, при передвижении на транспортных средствах использовались только государственные флаги СССР, что подтверждается имеющейся в материалах дела видеозаписью. Доказательств использования средств наглядной агитации (плакатов, транспарантов), в материалах дела не имеется.
В свою очередь, государственный флаг СССР не является плакатом, транспарантом, иным средством наглядной агитации. Во время Великой Отечественной войны флаг СССР стал символом сопротивления нацистской Германии и единства советского народа в борьбе за свободу и независимость. Он был поднят над освобожденными городами и стал символом Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Использование государственного флага СССР, как и использование государственного флага Российской Федерации, само по себе не направлено на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, и не влечет обязанности подачи отдельного уведомления в орган местного самоуправления, в соответствии с положениями Федерального закона N 54-ФЗ.
Кроме того, целью движения транспортных средств с участием А.А. Суворова было участие граждан в проводившемся 06 ноября 2023 года с 11 часов до 12 часов 30 минут публичном мероприятии на территории города Нижнекамск (МАУ «Дом народного творчества»), приуроченном ко дню Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября).
Как следует из решения о рассмотрении уведомления, вынесенного руководителем Исполнительного комитета города Нижнекамск Р.Ф. Хайруллиным, проведение вышеназванного публичного мероприятия, целями которого являлось, в том числе, освещение исторического значения Великого Октября в создании первого в мире государства рабочих и крестьян, поддержка спецоперации на Украине, оказание моральной и эмоциональной поддержки солдатам-участникам спецоперации, укрепление патриотизма и воинского духа народов России, выражение солидарности и благодарности защитникам Донбасса, согласовано в установленном порядке.
Изложенное свидетельствует о том, что А.А. Суворов не нарушил установленный Законом порядок проведения публичного мероприятия, в связи с чем его действия не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, суд по результатам рассмотрения дела приходит к выводу об отсутствии в действиях А.А. Суворова состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
На основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Суворова Алексея Александровича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии.
Судья Р.И. Гиззатуллин