Дело №2-36/2024
УИД 16RS0009-01-2023-000922-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 года Бавлинский городской суд Республики Татарстан
под председательством судьи Саитова М.И.
при секретаре судебного заседания Сафиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хабибуллиной А.Р., Хабибуллина Р.Р., Хабибуллиной Л.Р. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан» о прекращении обременения в виде ипотеки,
установил:
Хабибуллина Л.Р., Хабибуллин Р.Р., Хабибуллина Л.Р. обратились в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан» (далее НО «ГЖФ при Раисе Республики Татарстан») о прекращении обременения в виде ипотеки в силу закона в отношении жилого дома. В обосновании иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между НО «ГЖФ при Раисе Республики Татарстан», исполнительным комитетом Бавлинского муниципального района Республики Татарстан и истцами заключен договор целевого денежного займа № участнику программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан» и взаимодействия по погашению взаимных обязательств, согласно условиям которого займодавец предоставляет заемщику заем в размере 723600 рублей сроком на 10 лет для строительства жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно пункту 2.1.1. договора целевого денежного займа, сумма займа в размере 217080 рублей, подлежит возврату ежемесячными равными долями. Согласно пункта 2.1.2. договора обязательства по возврату суммы займа в размере 506520 рублей погашаются НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» в случае личного проживания заемщиков в жилом помещении в течение 10 лет с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение. После заключения договора истцами было осуществлено строительство дома по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес> за истцами зарегистрировано право собственности на указанный жилой дом, одновременно с регистрацией права было зарегистрировано обременение - ипотека (залог) на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан». Со стороны истцов условия договора выполнены в полном объеме, ими был построен жилой дом, в котором они проживают с момента государственной регистрации. Для погашения записи об ипотеке на жилой дом и земельный участок, являющихся предметом договора между сторонами необходимо совместное заявление залогодателя и залогодержателя, представление которого невозможно. Истцы обязательства обеспеченное ипотекой выполнили, что в силу закона является основанием для прекращения ипотеки. Несмотря на фактическое прекращение залога, в Едином государственном реестре прав зарегистрировано обременение (ипотека) недвижимого имущества. До настоящего времени истцы не имели возможности в одностороннем порядке снять обременение с принадлежащего на праве собственности жилого дома и земельного участка, что послужило основанием для обращения с исковым заявлением в суд. На основании изложенного, истцы просят снять обременение в виде ипотеки в силу закона в отношении жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.
Истцы Хабибуллина Л.Р., Хабибуллин Р.Р., Хабибуллина Л.Р. заявлением просили рассмотреть дело в их отсутствии, настаивали на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан», в судебное заседание не явился, представил суду письменные возражения, в котором иск не признал, указав, что истцами не выполнены условия программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан», в рамках которой на состав семьи был выделен целевой заем по договору и предусмотрены условия, при которых производится списание части займа и снятие обременения.
Представитель третьего лица исполнительного комитета Бавлинского муниципального района Республики Татарстан просил рассмотреть дело в его отсутствии, не возражал на удовлетворении заявленного требования.
Представители третьего лица межмуниципального отдела по Бавлинскому и Ютазинскому районам Управления Росреестра по Республике Татарстан на судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, решение оставили на усмотрение суда.
Представители третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на судебное заседание не явились, возражений суду не представили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив доводы искового заявления и возражений к иску, пришел к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Конституция Российской Федерации (статьи 35, 55) закрепила право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться находящимся в его собственности имуществом, предусмотрев возможность ограничения прав человека и гражданина только федеральным законом и лишь в определенных целях.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно положениям статьи 334.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, залог между залогодателем и залогодержателем возникает на основании договора. В случаях, установленных законом, залог возникает при наступлении указанных в законе обстоятельств (залог на основании закона). Правила настоящего Кодекса о залоге на основании договора соответственно применяются к залогу, возникшему на основании закона, если законом не установлено иное. В случае возникновения залога на основании закона залогодатель и залогодержатель вправе заключить соглашение, регулирующее их отношения. К такому соглашению применяются правила настоящего Кодекса о форме договора залога.
Согласно пункту 1 статьи 348 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание на заложенное имущество для удовлетворения требований залогодержателя может быть обращено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обеспеченного залогом обязательства.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение обеспеченного залогом обязательства влечет прекращение залога.
Таким образом, целью института залога является обеспечение исполнения основного обязательства, а содержанием права залога является возможность залогодержателя в установленном законом порядке обратить взыскание на заложенное имущество в случае неисполнения основного обязательства должником.
При этом право залога следует судьбе обеспеченного залогом обязательства, неразрывно с ним связано и прекращается вместе с ним.
В силу положений пункта 1 статьи 352 Гражданского кодекса Российской Федерации, залог прекращается, в том числе в случае прекращения договора залога в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законом, а также в случае признания договора залога недействительным, а также в иных случаях предусмотренных законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 16.07.1998 года №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» жилое помещение, приобретенное либо построенное полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, находится в залоге с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре недвижимости.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» (Займодавец), исполнительным комитетом Бавлинского муниципального района Республики Татарстан и Хабибуллиной Л.Р., Хабибуллиным Р.Р., Хабибуллиной Л.Р. (заемщики) был заключен договор целевого денежного займа №F на строительство объекта по программе «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан» (далее - договор займа), согласно условиям которого Займодавец предоставил Заемщику заем в размере 723600 рублей сроком на 10 лет, считая с момента заключения настоящего договора.
Согласно пункту 1.4 договора займа, заем предоставляется для целевого использования - строительство жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, состоящего из четырех комнат, общей площадью 77,8 кв.м., в том числе жилой – 61,4 кв.м., стоимостью 1156423 рубля 09 копеек.
Пунктом 1.5 договора предусмотрено, что в обеспечение обязательства заемщиков по настоящему договору и в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в пользу Займодавца - НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан», жилой дом находится в залоге у займодавца с момента государственной регистрации права собственности на это имущество за Заемщиками и до полного возврата займа.
Согласно пункту 2.1.1. договора займа сумма займа в размере 217080 рублей подлежит возврату ежемесячно равными долями в размере 1809 рублей не позднее 28 числа с начислением и оплатой процентов за пользование займом из расчета 5% годовых.
В соответствии с пунктом 2.1.2. договора займа обязательства по возврату суммы займа в размере 506520 рублей погашаются Займодавцем в случае личного проживания Заемщика в указанном в пункте 1.4 договора жилом помещении в течении 10 лет с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение в территориальном органе УФРС по <адрес>.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, площадью 77,8 кв.м., и земельный участок, площадью 2930 кв.м., с кадастровым номером №, расположенными по адресу: <адрес>А, зарегистрировано за Хабибуллиной Л.Р., Хабибуллиным Р.Р., Хабибуллиной Л.Р. ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности. В отношении спорных объектов недвижимости - жилого дома и земельного участка зарегистрировано обременение в виде ипотеки в силу закона с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии паспорта серии №, выданного Бавлинским ГРОВД Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Хабибуллин Р.Р. зарегистрирован по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии паспорта серии №, выданного Бавлинским ГРОВД Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Хабибуллина Л.Р. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из копии паспорта серии №, выданного МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Хабибуллина Лилиана.Р. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту сверки между НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» и Хабибуллиной Л.Р., Хабибуллиным Р.Р., Хабибуллиной Л.Р. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется погашение основного долга собственными средствами, средствами материнского капитала, задолженность по субсидии 506520 рублей.
С 2003 года в Республике Татарстан реализуется Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года №858. Согласно Программе было предусмотрено финансирование строительства инженерных сетей, объектов соцкультбыта, здравоохранения, жилья и др. С 2006 года в рамках указанной Программы стали проводиться мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, работающих в сельской местности (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.04.2013 года №235 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2025 годы»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года №858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 года №336 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года №858» действие программы продлено до 2013 года.
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Нормами данного постановления предусмотрено, что списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, формируются в органах исполнительной власти, где также проводится проверка соблюдения ими условий Программы.
Подпункт «а» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение №16 к Программе «Социальное развитие села до 2013 года»), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложение № 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты).
Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:
а) постоянное проживание в сельской местности;
б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий (пункт 4 Типового положения).
Согласно пункту 5 указанного Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
В соответствии с пунктом 26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеет, в том числе, молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств молодой семьей могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного капитала) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 года №862.
В силу пункта 28 Типового положения молодые семьи представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением №2 к настоящему Типовому положению, с приложением, в том числе, документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы.
Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты в случае, если соблюдаются условия, указанные в пункте 4 настоящего Типового положения, и изъявивший желание улучшить жилищные использованием социальной выплаты, также представляет в орган самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме приложению №2 с приложением документов, указанных в пункте 12 Типового положения.
Согласно пункту 14 Типового положения на органы местного самоуправления возлагается обязанность проверять правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формировать списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направлять их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы.
Несоблюдение гражданами условий Программы «Социальное развитие села до 2013 года» является основанием для истребования в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Право НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» на списание суммы займа, обеспеченной субсидией, и на снятие обременения возникает только после представления исполнительным комитетом района в НО «ГЖФ при Президенте Республики Татарстан» соглашения о списании суммы займа с приложением документов, подтверждающих выполнение условий Программы.
Сумма социальной выплаты погашается только при выполнении молодой семьей условий постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 года №858, в том числе: о необходимости оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
Основными условиями для предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по Программе являются: постоянное личное проживание в сельской местности и работа члена молодой семьи в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
В соответствии с пунктом 11 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 23 Типового положения право на получение социальных выплат по договору, заключенному по вышеуказанной программе имеют молодая семья, если один из членов семьи работает не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности, признание молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Существенным условиями заключаемого по данной Программе договора являются обязательства члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства.
Из вышеприведенных норм следует, что обязательным условием для получения социальной выплаты является работа и проживание в сельской местности. Как следует из условий Договора, заем был предоставлен на трех членов семьи. В построенном по Договору целевого займа жилом доме зарегистрированы и проживают участники Программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан» заемщики Хабибуллина Л.Р., Хабибуллин Р.Р., Хабибуллина Л.Р. Ответчик возражает удовлетворению заявленных требований о прекращении обременения в виде ипотеки, поскольку не предоставлены документы о выполнении участниками Программы по отработке не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Вместе с тем из материалов дела следует, что истцами в том числе на средства целевого денежного займа построен жилой дом в сельской местности по адресу: <адрес>, где они зарегистрированы и проживают по настоящее время. На момент предоставления субсидии истцы осуществляли трудовую деятельность в сельской местности, при этом как видно из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета Хабибуллина Л.Р. с ДД.ММ.ГГГГ работала в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы, в том числе в СПК «<данные изъяты>», социально-культурном учреждении Бавлинского муниципального района, ООО «<данные изъяты>», по настоящее время работает по специальности продавца, бухгалтера.
Таким образом суд приходит к выводу о том, что истцами полученную субсидию по Программе «Социальное развитие села до 2013 года» категории - молодые семьи и молодые специалисты, проживающие в сельской местности использовали по назначению, обязательства по договору от ДД.ММ.ГГГГ истцами исполнены в полном объеме, в связи с чем, правовых оснований для сохранения ипотеки на жилой дом и земельный участок не имеется.
При указанных обстоятельствах, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает заявленные исковые требования о прекращении обременения в виде ипотеки на жилой дом и земельный участок, расположенными по адресу: <адрес> подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Хабибуллиной А.Р., Хабибуллина Р.Р., Хабибуллиной Л.Р. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан» о прекращении обременения в виде ипотеки, удовлетворить.
Признать обязательства по договору № целевого денежного займа участнику программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Республики Татарстан» и взаимодействия по погашению взаимных обязательств, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан», исполнительным комитетом Бавлинского муниципального района и Хабибуллиной А.Р., Хабибуллиным Р.Р., Хабибуллиной Л.Р. исполненными в полном объеме
Прекратить обременение в виде ипотеки в силу закона, регистрация № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении жилого дома с кадастровым номером №, площадью 77,8 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Прекратить обременение в виде ипотеки, регистрация № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка, площадью 2930 кв.м., с кадастровым номером №, категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенным по адресу: <адрес>А.
Данное решение суда является основанием для погашения регистрационной записи об ипотеке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Бавлинский городской суд Республики Татарстан.
Судья: М.И. Саитов.