Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-443/2023 ~ М-338/2023 от 18.04.2023

    Дело № 2-443/2023                                                УИД 65RS0003-01-2023-000400-40

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Анива Сахалинская область                                                           14 июня 2023 года

Анивский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Болдыревой., при секретаре Молчановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глухова Валерия Васильевича к Акционерному обществу «Управление по обращению с отходами» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

11 апреля 2023 года Глухов В.В. обратился в суд с иском, в котором указал, что проживает по адресу: <адрес>, общая площадь <адрес> кв. м, а жилая 36 кв. м. Истцу каждый месяц выставляются счета за вывоз мусора, вместе с тем, договор с организацией, вывозящей мусор, он не заключал, мусорный бак у его дома не установлен. 11 октября 2021 года по судебному приказу с него взыскана задолженность по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 1 924 рублей, а также пеня и судебные расходы в пользу АО «Управление по обращению с отходами». Своими действиями АО «Управление по обращению с отходами» заставляет истца, который является пенсионером, ветераном боевых действий, инвалидом 3 группы, волноваться, что ввиду наличия многочисленных заболеваний, отражается на его здоровье.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, истец Глухов В.В. просит взыскать с АО «Управление по обращению с отходами» компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

Истец Глухов В.В. в судебном заседании настаивал на исковых требованиях по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика акционерного общества «Управление по обращению с отходами» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Из представленных возражений следует, что обязанность обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором возложена на потребителя Глухова В.В., который в установленные сроки не направил заявку и документы на заключение договора в письменной форме после официального опубликования предложения региональным оператором, в связи с чем договор с ним заключен на условиях типового договора. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами начисляется согласно законодательству в соответствии с нормативами и тарифами, утвержденными Постановлением Региональной энергетической комиссии Сахалинской области, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика АО «Управление по обращению с отходами».

Выслушав истца Глухова В.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В силу требований статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.

Содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

АО «Управление по обращению с отходами» с 01 января 2019 года является единственным региональным оператором по обращению с отходами на территории Сахалинской области.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области от 19 декабря 2017 года № 73 АО «Управление по обращению с отходами» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Сахалинской области на период с 01 января 2018 по 01 января 2027 года.

Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и АО «Управление по обращению с отходами» 19 декабря 2017 года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Сахалинской области.

Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании установлено, что истец Глухов В.В. проживает по адресу: <адрес>.

Согласно лицевому счету оплата Глуховым В.В. за вывоз твердых коммунальных отходов не производится, в связи с чем АО «Управление по управлению с отходами» обратилось в судебный участок № 2 Анивского района Сахалинской области с заявлением о взыскании задолженности по оплате за вывоз твердых коммунальных отходов.

11 октября 2021 года вынесен судебный приказ о взыскании с Глухова В.В. указанной задолженности за период с 01 января 2019 года по 31 июля 2021 года в размере 1 924 рублей, пени в размере 163 рублей 95 копеек и судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, возбуждено исполнительное производство -ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 июня 2022 года исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен взыскателю, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые меры судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества оказались безрезультатными.

В судебном заседании истец Глухов В.В. пояснил, что договор с АО «Управление по обращению с отходами» он не заключал, мусорного бака у его дома нет, поэтому он не платит за вывоз твердых бытовых отходов.

Согласно материалам дела истец неоднократно обращался в администрацию Анивского городского округа по вопросу установки около его дома мусоросборной площадки, на что ему даны разъяснения о том, что в максимально удобном для жителей по <адрес> и <адрес> месте, соответствующем требованиям санитарных норм, обустроена мусоросборная площадка. Обустройство площадки (установка контейнера) в районе <адрес> в <адрес> является нецелесообразным, в связи с отсутствием потребителей коммунальной услуги, за исключением Глухова В.В.

    Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

В силу пункта 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта «и» пункта 34, пунктов 66, 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за жилищно-коммунальные услуги, не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Потребители, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги обязаны оплатить пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 ЖК РФ.

Как следует из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 данного закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с положениями Федерального закона № 89-ФЗ, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, договор о вывозе ТКО с региональным оператором считается заключенным с определенного законом срока независимо от волеизъявления потребителя.

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й работай день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, вопреки доводам Глухова В.В. отсутствие заключенного между истцом и ответчиком в письменной форме договора не исключает обязанность последнего при отсутствии доказательств не вывоза твердых коммунальных отходов в предусмотренном законом порядке, производить оплату услуг истца по вывозу твердых коммунальных отходов.

Доказательств неоказания спорных услуг либо оказания услуг ненадлежащего качества заявителем в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Действия ресурсоснабжающей организации являются законными, поскольку они соответствуют положениям пункта 3 статьи 199, пункта 3 статьи 319.1 ГК РФ, части 1 статьи 7 ЖК РФ, а также разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В силу пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Таким образом, с 1 марта 2021 года законодателем предусмотрена возможность сбора и удаления ТКО (КГО) бестарным методом по установленному региональным оператором графику.

Решением Собрания муниципального образования «Анивский городской округ» от 22 августа 2013 года № 404 утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования «Анивский городской округ».

Согласно пунктам 4.5.1, 4.5.2, 4.5.4. раздела 4.5 вышеуказанных Правил на территории частного домовладения места размещения мусоросборников, дворовых туалетов, помойных ям и т.д. определяется самим домовладельцем, но не ближе 10 метров до соседнего участка.

Владелец частного домовладения обязан заключить договор на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов со специализированным предприятием, обслуживающим район проживания, и производить оплату услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов согласно утвержденным тарифам.

Организация работ по вывозу твердых бытовых отходов с территории частного сектора должна осуществляться с контейнерных площадок, оборудованных и установленных собственниками нескольких частных домов в порядке настоящих Правил, либо, при невозможности их устройства, по графику – специально оборудованным автотранспортом от каждого частного домовладения.

Вместе с тем, как установлено судом, истец Глухов В.В. альтернативным способом вывоза твердых бытовых отходов с территории частного сектора – бестарным методом не воспользовался, с региональным оператором индивидуальный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не заключил.

Таким образом, нарушений прав истца Глухова В.В. как потребителя коммунальных услуг ответчиком не допущено, в связи чем правовых оснований для удовлетворении исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Глухова Валерия Васильевича к Акционерному обществу «Управление по обращению с отходами» о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июня 2023 года.

Председательствующий: судья                                   Н.С. Болдырева

2-443/2023 ~ М-338/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Глухов Валерий Васильевич
Ответчики
АО Управление по обращению с отходами
Суд
Анивский районный суд Сахалинской области
Судья
Болдырева Наталья Сергеевна
Дело на сайте суда
anivskiy--sah.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2023Передача материалов судье
20.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.05.2023Предварительное судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2023Дело оформлено
15.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее