Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 марта 2024 года с. Ермаковское
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Степановой С.Б.,
при секретаре судебного заседания Фралковой Ю.Е.,
с участием прокурора Степановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района Красноярского края к Администрации Ермаковского района Красноярского края и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» об обязании устранить нарушения требований трудового законодательства и об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Ермаковского района, обратился в Ермаковский районный суд с исковыми требованиями к Администрации Ермаковского района и МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» об обязании устранить нарушения требований трудового законодательства и об обязании совершить действия. В своем исковом заявлении прокурор просит обязать Администрацию Ермаковского района выделить денежные средства МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников в соответствии со штатным расписанием по профессиям: «дворник», «кастелянша», «кладовщик», «повар», «подсобный рабочий» (фактически «кухонный работник», «рабочий по стирке и ремонту спец.одежды» (белья), «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», «сторож», «уборщик служебных помещений», «электрик», «заведующий хозяйством», требованиями Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» в течение одного месяца с момента выделения денежных средств Администрацией Ермаковского района обеспечить работников МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» в соответствии со штатным расписанием, по профессиям «дворник», «кастелянша», «кладовщик», «повар», «подсобный рабочий» (фактически «кухонный работник», «рабочий по стирке и ремонту спецодежды» (белья), «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», «сторож», «уборщик служебных помещений», «электрик», «заведующий хозяйством», требованиями Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.
В судебном заседании, а также в своем исковом заявлении прокурор свои требования мотивировал следующим. Прокуратурой Ермаковского района была проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» в ходе которой было установлено, что в данном учреждении, утвержденный работодателем локальный перечень, не соответствует Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014 №997н (далее Типовые нормы № 997н), в связи с чем, средства индивидуальной защиты выдаются не в полном объеме, в отсутствие сертификатов и деклараций соответствия.
Штатным расписанием в МБДОУ «Ермаковский детский сад №5» введены штатные единицы, в том числе по профессиям, которые в соответствии с Типовыми нормами №997н должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты «дворник», «кастелянша», «кладовщик», «повар», «подсобный рабочий» (фактически «кухонный работник», «рабочий по стирке и ремонту спецодежды» (белья), «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», «сторож», «уборщик служебных помещений», «электрик», «заведующий хозяйством».
При этом утвержденный локальный перечень не предусматривает обеспечением средствами индивидуальной защиты «сторожа» и «электрика».
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что работники, профессии которых утверждены Локальным перечнем, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты в нарушение Типовых норм №977, а выданные средства индивидуальной защиты не имеют сертификатов и деклараций соответствия.
Таким образом, в нарушение требований трудового законодательства работодатель не обеспечил работников средствами индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование, в соответствии с установленными нормами, чем не исполнил свою обязанность по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты. Действия работодателя нарушает конституционное право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в результате чего создается угроза причинения вреда здоровью. Выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководством образовательного учреждения, являются недопустимыми и свидетельствуют о непринятии органами местного самоуправления мер к обеспечению безопасных условий труда. Бездействие со стороны должностных лиц администрации Ермаковского района в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью работников МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида». С учетом изложенного, а также приведенных в исковом заявлении норм права, прокурор просит удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ранее в предварительном судебном заседании фактические обстоятельства, изложенные в иске, не отрицал, пояснив, что сложившаяся ситуация обусловлена недостаточным финансированием. В настоящее время ответчик принимает меры к устранению выявленных нарушений.
Представитель ответчика Администрации Ермаковского района в зал суда не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела в суд не направил.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Управления образования Администрации Ермаковского района, а также Министерства образования и науки Красноярского края в зал суда не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом. Ранее от представителя Управления образования Администрации Ермаковского района поступил письменный отзыв, в котором представитель считает требования прокурора к Администрации Ермаковского района не подлежащими удовлетворению, так как Администрация района в полном объеме выполняет свои обязательства по текущему финансированию бюджетных учреждений.
Суд с учетом мнения истца полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате рассмотрения дела.
Выслушав истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.
Статьей 1 ТК РФ установлено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить в том числе, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение, соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядка, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Пунктом 5 части 1 статьи 219 ТК РФ предусмотрено, что каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Согласно ч.ч. 1,5 ст. 221 ТК РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (далее - Типовые нормы №997н).
В соответствии с п. 4 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 N766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами» в период до 31 декабря 2024 года работодатель вправе осуществлять обеспечение средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами в соответствии с Правилами, на основании типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты с учетом результатов социальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
До 01.09.2023 работодатель вправе использовать типовые нормы, которые были изданы до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 311-Ф3 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», то есть до 01.03.2022 года.
Решение о применении в период с 01.09.2023 года до 31.12.2024 года Единых типовых норм или типовых норм принимается работодателем.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №766н утверждены новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, устанавливающие новый порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (далее Правила обеспечения работников СИЗ №766н).
Перечень профессий и должностей, имеющих право на обеспечение специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также моющими и обезвреживающими средствами утвержден приказом заведующей от 24.09.2021 № 42-ос «Об утверждении коллективного договора МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5» на 2021-2024 годы (далее - Локальный перечень).
Проверкой установлено, что в МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5» утвержденный Локальный перечень не соответствует Типовым нормам №997н, в связи с чем, СИЗ выдаются не в полном объеме, в отсутствие сертификатов и деклараций соответствия.
Согласно штатному расписанию МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5» введены штатные единицы по профессиям, которые в соответствии с Типовыми нормами №997н должны быть обеспечены СИЗ: «дворник», «кастелянша», «кладовщик», «повар», «подсобный рабочий» (фактически «кухонный работник», «рабочий по стирке и ремонту спец.одежды» (белья), «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», «сторож», «уборщик служебных помещений», «электрик», «заведующий хозяйством».
При этом утвержденный локальный перечень не предусматривает обеспечением средствами индивидуальной защиты «сторожа» и «электрика».
В ходе проверки установлено, что работники, профессии которых утверждены Локальным перечнем, обеспечиваются СИЗ в нарушение Типовых норм №977, а выданные СИЗ не имеют сертификатов и деклараций соответствия.
В нарушение п. 23 Типовых норм №997н локальным перечнем «дворнику» не предусмотрена выдача фартука из полимерных материалов с нагрудником 2шт., сапог резиновых с защитным подноском 1 пара; в нарушение п. 135 Типовых норм №997 в локальном перечне «рабочему по комплексному обслуживанию зданий» не предусмотрено обеспечение сапогами резиновыми с защитным подноском 1 пара, перчатками резиновыми или из полимерных материалов 12 пар, щитком защитным лицевым или очками защитными (до износа), средством индивидуальным для защиты органов дыхания фильтрующее (до износа); в нарушение п. 115 Типовых норм №997н в локальном перечне для «Машиниста (рабочего) по стирке и ремонту спецодежды» не предусмотрено обеспечение фартуком из полимерных материалов с нагрудником (дежурный), перчатками с полимерным покрытием 6 пар, перчатками резиновыми или из полимерных материалов (дежурные); в нарушение п. 171 Типовых норм №997н «уборщику служебных помещений» не предусмотрено обеспечение перчатками резиновыми или из полимерных материалов 12 пар; в нарушение п. 122 Типовых норм №997 в локальном перечне для «повара» не предусмотрено обеспечение фартуком из полимерных материалов с нагрудником 2 шт., нарукавниками из полимерных материалов (до износа); в нарушение п. 60 Типовых норм в локальном, перечне для «кухонного рабочего» (в штатном расписании «подсобный рабочий») не предусмотрено обеспечение нарукавниками из полимерных материалов (до износа), перчатками резиновыми или из полимерных материалов (6 пар), фартуком из полимерных материалов с нагрудником - 2 шт.
Согласно личным карточкам работников повару ФИО13 01.03.2018 выдан костюм х/б, фартук с нагрудником 2 шт., 01.09.2020 костюм х/б., 01.07.2022 костюм х/б; повару ФИО14 06.06.2022 выдан костюм х/б, фартук с нагрудником; дворнику ФИО15 01.03.2021, 01.09.2022, 01.05.2023 выданы перчатки полимерные (по 6 пар); заведующей хозяйством ФИО16 02.02.2020 выданы костюм х/б, перчатки с полимерным покрытием, 01.07.2022, 01.05.2023 выданы перчатки (по 6 пар); кладовщику ФИО17 02.02.2020, 01.07.2022 выдан костюм х/б, 01.07.2022 выданы перчатки (6 пар); кухонному рабочему ФИО18 11.10.2021 выданы костюм х/б, фартук с нагрудником (2 шт.), перчатки резиновые 6 пар, 01.07.2022 выдан костюм х/б., 01.10.2022 перчатки резиновые 6 пар; рабочему по комплексному ремонту и обслуживанию зданий ФИО19 05.03.2018 выданы перчатки 6 пар, очки защитные, 05.02.2018 халат х/б., 01.07.2022 перчатки с полимерным покрытием 6 пар; рабочему по стирке и ремонту спецодежды ФИО20 01.09.2020 выданы костюм х/б, фартук 1 шт., перчатки 6 пар., перчатки резиновые 2 пары; уборщику служебных помещений ФИО21 14.11.2022 выданы костюм х/б., перчатки резиновые 12 пар, перчатки полимерные 6 пар, перчатки резиновые 12 пар.
Кроме того было установлено отсутствие сведений о выдаче СИЗ по профессии «кастелянша», «сторож», «электрик». В 2023 из средств индивидуальной защиты были выданы только перчатки 6 пар заведующей хозяйством ФИО22
Таким образом, в ходе рассмотрения дела по существу были установлены нарушения трудового законодательства со стороны образовательного учреждения.
Оценивая доводы, изложенные в исковом заявлении, суд полностью соглашается с юридической оценкой установленных фактических обстоятельств, данной прокурором в исковом заявлении.
В ходе судебного заседания фактические обстоятельства, изложенные в иске, а также характер и объем выявленных нарушений не оспаривались ответчиком МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5».
Суд в полной мере соглашается с позицией прокурора о том, что выданные средства индивидуальной защиты в отсутствие сертификатов и деклараций соответствия не могут расцениваться как исполнение обязанностей работодателя в обеспечение трудового законодательства в области охраны труда.
Выявленные нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей руководством образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий труда. Отсутствие средств индивидуальной защиты в данной ситуации создает реальную угрозу жизни и здоровью работников МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5», в связи с чем, требование о возложении обязанности на образовательное учреждение обеспечить работников в соответствии со штатным расписанием специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, соответствующих требованиям Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и Правилам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н подлежит удовлетворению.
В силу требований пункта 2 статьи 206 ГПК РФ: «В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом».
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оценивая требование прокурора о возложении обязанности на Администрацию Ермаковского района выделить денежные средства МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5» для приобретения специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работников, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 36 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом.
Согласно ст. 38.1. БК РФ получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательства только от главного распорядителя (распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся).
Пунктом 4 ст. 154 БК РФ закреплено, что органы исполнительной власти (органы местной администрации, являющиеся главным распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В соответствии со ст. 158 БК РФ обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно Администрация Ермаковского района, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений. При этом понуждение Администрации Ермаковского района к выделению финансирования является ограничение права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса, какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Таким образом, в удовлетворении требований прокурора к Администрации Ермаковского района о возложении обязанности, суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Ермаковского района Красноярского края к Администрации Ермаковского района Красноярского края и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» об обязании устранить нарушения требований трудового законодательства и об обязании совершить действия – удовлетворить частично.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить работников МБДОУ «Ермаковский детский сад № 5 комбинированного вида» в соответствии со штатным расписанием, по профессиям «дворник», «кастелянша», «кладовщик», «повар», «подсобный рабочий» (фактически «кухонный работник», «рабочий по стирке и ремонту спец.одежды» (белья), «рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий», «сторож», «уборщик служебных помещений», «электрик», «заведующий хозяйством», соответствующих требованиям Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н и Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденных Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 766н.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ермаковского района Красноярского края к Администрации Ермаковского района об обязании совершить действия – отказать.
Решение может быть обжаловано через Ермаковский районный суд Красноярского края в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 07.03.2024