Дело № 5-1480/2022
УИД 53RS0022-01-2022-003530-15
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Великий Новгород 29 апреля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 года.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Степановой В.Н.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -
заведующего хозяйством муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» Степановой В.Н. <данные изъяты>
установил:
09 марта 2022 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Степановой О.И. в отношении заведующего хозяйством муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» (далее – МАОУ «<данные изъяты>», Учреждение) Степановой В.Н. составлен протокол №150 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
В соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, вышеуказанный протокол об административном правонарушение и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 06 апреля 2022 года).
При рассмотрении дела об административном правонарушении Степанова В.Н. виновность в совершении вмененного деяния признала, пояснив, что выявленные нарушения были устранены в кратчайший срок в ходе проверки, в частности, инструкция по применению растворов дезинфицирующих средств приведена в соответствие с инструкцией производителя по применению дезинфицирующего средства «Жавель Син»; с данной инструкцией уборщица ознакомлена.
Выслушав объяснения Степановой В.Н., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").
В связи с угрозой распространения на территории Новгородской области коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, указом Губернатора Новгородской области от 06 марта 2020 года № 97 "О введении режима повышенной готовности" на территории Новгородской области с 7 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу статьи 28 Закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного закона).
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.5 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1/2.4.3598-20), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16, для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены и введены в действие с 1 января 2021 года санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее - СП 2.4.3648-20), которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
В пункте 2.4.12 СП 2.4.3648-20 указано, что для приготовления дезинфекционных растворов, обработки и хранения уборочного инвентаря, моющих и дезинфекционных средств в недоступном для детей месте выделяется помещение либо оборудуется место, исключающее доступ к нему детей.
Инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов должны размещаться в месте их приготовления.
Согласно пункту 2.11.3 СП 2.4.3648-20 по окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается. Инвентарь для туалетов после использования обрабатывается дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению.
В организациях воспитания и обучения, отдыха детей и их оздоровления должны обеспечиваться условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (пункт 18 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи, привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица, нарушившие действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнившие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
При рассмотрении дела судьей установлено, на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от 24 декабря 2021 года № 731, изданного в связи с ежегодным планом плановых проверок на 2022 год, опубликованным на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Новгородской области (www.53.rospotrebnadzor.ru), в отношении МАОУ «<данные изъяты>», расположенного по адресу: Новгородская <адрес> проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований.
В ходе проверки, проведенной в период с 17 января 2022 года по 08 февраля 2022 года, должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области по вышеуказанному адресу выявлено, что в условиях введенного на территории Новгородской области режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в Учреждении ненадлежащим образом проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, в частности, связанные с дезинфекцией, а именно: отсутствует инструкция по применению растворов дезинфицирующего средства при обработке санитарно-технического оборудования и уборочного инвентаря, фактически уборочный инвентарь обрабатывается раствором дезинфицирующего средства «Жавель Син» в концентрации ниже требуемой для профилактики инфекционных заболеваний в соответствии с инструкцией по его применению (применяется 0,015% раствор дезинфицирующего средства «Жавель Син» при требуемой концентрации активного хлора в рабочем растворе 0,2%); в инструкции, представленной при проверке и вывешенной для работников в месте приготовления дезинфицирующих растворов (туалете), указана концентрация рабочего раствора «Жавель Син» для мытья пола 0,03%, которая не соответствует инструкции по применению указанного дезинфицирующего средства для обработки поверхностей в помещениях (0,015%), что является нарушением требований ст.ст. 11, 28, 39 Закона N 52-ФЗ, пункта 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20, пунктов 2.4.12, 2.11.3 СП 2.4.3648-20, пункта 18 СанПиН 3.3686-21.
Доказательствами, подтверждающими изложенные обстоятельства и факт выявленного нарушения, являются: протокол № 150 об административном правонарушении от 09 марта 2022 года; акт выездной проверки от 14 февраля 2022 года и другие документы, отвечающие требованиям ст.ст. 26.2, 26.7 КоАП РФ.
Исследованные в судебном заседании доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, согласуются между собой, а потому их достоверность и допустимость у судьи сомнений не вызывает. Совокупность указанных доказательств является достаточной для разрешения дела по существу.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно должностной инструкции заведующего хозяйством МАОУ «<данные изъяты>» к числу должностных обязанностей Степановой В.Н. отнесены, в том числе, руководство работой младшего обслуживающего персонала по хозяйственному обслуживанию и ее контроль; осуществление контроля приготовления и использования дезинфекционных средств в соответствии с инструкцией, применения моющих и дезинфицирующих растворов; размещение инструкции при приготовлению дезинфицирующих растворов в месте их приготовления.
Доказательств того, что при исполнении своих должностных обязанностей заведующий хозяйством МАОУ «<данные изъяты>» Степанова В.Н. приняла все зависящие от нее меры по соблюдению и обеспечению выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в ее действиях (бездействии) вины.
Оценив все доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья полагает, что виновность Степановой В.Н. в совершении административного правонарушения установлена и доказана, ее действия правильно квалифицированы по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также оснований для освобождения Степановой В.Н. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения, не установлено.
При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.
В силу ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются совершение административного правонарушения впервые, признание вины, принятие мер к устранению выявленного нарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей
Как следует из части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов (Определение Конституционного Суда РФ от 15.09.2015 N 1828-О).
Согласно ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом обстоятельств правонарушения, данных о личности Степановой В.Н. и обстоятельств, связанных с ее имущественным положением, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица судья считает возможным назначить Степановой В.Н. административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей, т.е. ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, полагая, что в рассматриваемом случае такое наказание будет соответствовать принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Оснований для изменения назначенного Степановой В.Н. наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ на предупреждение не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать заведующего хозяйством муниципального автономного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» Степанову В.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УФК по Новгородской области, ИНН 5321101433, КПП 532101001, р/с 03100643000000015000, л/с 04501787870, Отделение Новгород Банка России//УФК по Новгородской области, БИК 014959900, ОКТМО 49701000, КБК 14111601061010003140, администратор платежа - Управление Роспотребнадзора по Новгородской области (Великий Новгород, ул. Германа, д. 14).
Предложить Степановой В.Н. уплатить административный штраф добровольно в течение шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу и представить документ, свидетельствующий об оплате административного штрафа, в суд (Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15, каб. 105).
Разъяснить, что в соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 названного Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд Новгородской области или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Судья В.В. Ящихина