РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2023 года г.п. Залукокоаже
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего Хамирзова М.Х.,
при секретаре Ашракаевой М.Б.,
с участием помощника прокурора Багова А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Зольского района КБР в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации с.п. Каменномостское Зольского муниципального района КБР о возложении обязанностей по оборудованию контейнерными площадками,
установил:
Прокурор Зольского района КБР, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к местной администрации с.п. Каменномостское Зольского муниципального района КБР в котором спросил возложить обязанность на администрацию с.п. Каменномостское в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресу: Зольский район, с.п. Каменномостское, по улицам <адрес> и <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства об охране окружающей среды, об общих принципах организации местного самоуправления в РФ выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные местной администрацией с.п. Каменномостское Зольского муниципального района при оборудовании контейнерных площадок, контейнерные баки, расположенные на контейнерных площадках по адресу: <адрес>, с.<адрес> не имеют специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром, а сами площадки не имеет ограждений из стандартных железобетонных изделий, что создает угрозу загрязнения окружающей среды и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Данные площадки ТБО отнесены к реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования с.п. Каменномостское.
Ссылаясь на ст.ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 3, 4, 11, 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании помощник прокурора Багов А.Ф. заявленный иск поддержал, мотивировав обстоятельствами, изложенными в нем.
Представитель администрации с.п. Каменномостское Зольского района КБР извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ФЗ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе и следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.
В соответствии с ст. 51 указанного закона, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулируются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 8.2.5 СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтированным покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №, мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг кустарниковых насаждений.
Из указанного следует, что на администрацию с.п. Каменномостское, возложена обязанность контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории с.п. Каменномостское контейнерные площадки не имеют твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок.
Несоблюдение требований федерального законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об отходах производства и потребления может повлечь возникновение очагов различных опасных для человека инфекций и заболеваний, загрязнение почв, воды, атмосферного воздуха и т.д., что создает реальную угрозу экологическому благополучию.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района в адрес местной администрации с.п. Каменномостское ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований закона.
Между тем, в ходе контроля за фактическим исполнением требований прокурора установлено, что местной администрацией с.п. Каменномостское до настоящего времени не обеспечено устранение выявленных нарушений, что следует из письма главы администрации с.п. Каменномостское от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, Администрация признает факт, изложенный в представлении, приняты меры по изысканию денежных средств, для устранения выявленных нарушений. Обязуется устранить нарушения в следующем отчетном периоде. Объявлено замечание ответственному специалисту администрации за неисполнение требований закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Бездействие органа, наделенного публичными полномочиями, может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые действия и применить необходимые меры, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований законодательства в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы в данном случае неопределенного круга лиц.
Исходя из приведённых доказательств, суд считает, что бездействие местной администрации с.п. Каменномостское Зольского муниципального района КБР доказано, в силу чего требования прокурора о признании незаконным их бездействия и возложении обязанности, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Зольского района КБР удовлетворить.
Возложить обязанность на местную администрацию с.п. Каменномостское Зольского муниципального района КБР оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресу: Зольский район, с.п. Каменномостское, по улицам <адрес> и <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд КБР через Зольский районный суд КБР в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Хамирзов М.Х.
Копия верна Хамирзов М.Х.