Дело № 2-337/2024
24RS0003-01-2024-000263-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 24 июня 2024 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием истца помощника прокурора Балахтинского района Дядиной А.В.,
представителя ответчика главы администрации Огурского сельсовета ФИО5,
представителя третьего лица администрации Балахтинского района ФИО6, действующего на основании доверенности от 14.02.2024 года № 601,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Огурского сельского совета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, соответствующими Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности» не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Огурского сельского совета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности обеспечить д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в РФ, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности» не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности администрацией Огурского сельсовета Балахтинского района. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В силу ст. 7 Устава Огурского сельсовета Балахтинского района к вопросам местного значения сельсовета среди прочего относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Пунктом 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Кроме того, согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. Также, п. 4.1, п. 4.2 и п. 4.3 свода правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225, установлено, что: в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения; для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы; противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Согласно информации Главного управления МЧС России по Красноярскому краю д. Малая Тумна, д. Красный ключ, п. Щетинкина недостаточно обеспечены требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, расстояние до ближайшего источника наружного противопожарного водоснабжения составляет более 500 метров, то есть, не обеспечены возможностью забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного противопожарного водоснабжения расположенном в населенном пункте и на прилегающих к ним территориях, что является нарушением Правил противопожарного режима в РФ утвержденных постановлением правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности». 17.08.2023 г. прокуратурой района внесено представление главе Огурского сельсовета «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности», которое рассмотрено, однако выявленные нарушения не устранены. Таким образом, выявленные нарушения требований законодательства создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Огурского сельсовета, в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей Огурского сельсовета, а также причинение имущественного вреда населению и объектам экономики. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении интересов неопределенного круга лиц в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи, с чем прокурор Балахтинского района Красноярского края просит возложить на администрацию Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края возложить обязанность обеспечить д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в РФ, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 и СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности» не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Определением Балахтинского районного суда Красноярского края от 30.05.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГПКК ЦРКК (л.д. 46-47).
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядина А.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика глава администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ФИО5 в судебном заседании по заявленным требованиям возражала по тем основаниям, что все источники водоснабжения переданы в администрацию Балахтинского района. В населенных пунктах д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина имеются водонапорные башни, которые предназначены для заправки водой пожарных машин.
Представитель администрации Балахтинского района Красноярского края ФИО6 по заявленным требованиям показал, что срок который просит прокурор слишком не большой для исполнения решения суда, так как для исполнения решения суда необходимо выделение бюджетных средств, что не возможно в 6ти месячный срок при формировании бюджета на следующий год.
Представители третьих лиц ГУ МЧС России и ГПКК ЦРКК в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 9 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесено в числе прочего создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно статьи 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению. В соответствии со статьей 34 вышеприведенного федерального закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений городских округов и закрытых административно - территориальных образований обеспечивается в рамках реализации, мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 указанного Федерального закона №123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников Противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной, безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Статьей 62 Федерального закона №123-ФЗ установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1);
- в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (часть 2); необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров (часть 3).
Согласно статье 68 Федерального закона №123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения (часть 1). К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством РФ;
3) противопожарные резервуары.
Согласно статье 10 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Пункт 75 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. №1479, также предусматривает, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды и в источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.199 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности».
При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
Количество и расстояние между гидрантами по общему правилу определяют исходя из суммарного расхода воды на пожаротушение и пропускной способности устанавливаемого типа гидрантов. Расстановка этих устройств должна обеспечивать подачу воды в любую точку обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки при расходе воды на наружное пожаротушение (пункты 8.9, 8.10 СП 8.13130, утверждены Приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» 15 л/с и более - не менее чем от двух гидрантов; менее 15 л/с - от одного гидранта с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием.
Согласно п. 4.1. Свода Правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 8.13130) в населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения.
Для использования в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения предусматриваются: противопожарные водопроводы низкого или высокого давления; пожарные резервуары и (или) водоемы (п. 4.2 СП 8.13130).
Противопожарный водопровод, как правило, объединяют с хозяйственно питьевым или производственным водопроводом (п. 4.3 СП 8.13130).
В судебном заседании установлено, что ст. 7 Устава Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края установлено, что к вопросам местного значения сельсовета относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета.
В период с мая по июнь 2023 г. на территории Балахтинского района сотрудниками 16 пожарно-спасательной части совместно с представителями органов местного самоуправления и обслуживающих организаций проведена проверка технического состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, пожарных гидрантов, пожарных водоёмов, пожарных резервуаров, и установлено, что в населенных пунктах д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина недостаточно обеспечены требуемым запасом воды на нужды наружного пожаротушения, согласно письма Главного управления МЧС России по Красноярскому краю от 18.07.2023 года (л.д. 7-8).
По акту проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения пожарных гидрантов, водонапорных башен, пожарных водоемов, пирсов на территории Огурского сельсовета от 31.05.2023 года следует, что комиссией проведена инвентаризация проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Огурского сельсовета и выявлено, что на учете состоит ПГ- 1 шт., ПВ – 7 шт., ПР 5 шт. По результатам проверки принято решение утвердить главой Балахтинского района «Реестр источников наружного противопожарного водоснабжения расположенных на территории Огурского сельсовета по состоянию на 31.05.2023 года» (л.д. 10).
Согласно Реестра источников наружного противопожарного водоснабжения расположенных на территории Огурского сельсовета по состоянию на 31.05.2023 года в д. Малая Тумна имеется ПР №66, приспособлен для заправки АЦ водоотдача 10л/с; в д. Щетинкина имеется ПР №67, приспособлен для заправки АЦ водоотдача 10л/с; в д. Красный Ключ имеется ПР №68 приспособлен для заправки АЦ водоотдача 10л/с, плохой подъездной путь и ПР №69 приспособлен для заправки АЦ водоотдача 5л/с, плохой подъездной путь (л.д. 11-14).
17.08.2023г. прокуратурой района внесено представление главе Огурского сельсовета «Об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности», которое рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ, выявленные нарушения в полной мере не устранены (л.д. 15-17, 18).
Согласно паспорта противопожарного водоснабжения населенного пункта Красный ключ, следует, что количество пожарных гидрантов 0; водонапорных башен 2, естественных источников 0. Необходимая потребность в наружном противопожарном водоснабжении 2 противопожарные емкости не менее 54 м3 в сумме ( л.д. 32).
Согласно паспорта противопожарного водоснабжения населенного пункта Малая Тумна, следует, что количество пожарных гидрантов 0; водонапорных башен 1, естественных источников 0. Необходимая потребность в наружном противопожарном водоснабжении 2 противопожарные емкости не менее 54 м3 в сумме ( л.д. 33).
Согласно паспорта противопожарного водоснабжения населенного пункта Щетинкина, следует, что количество пожарных гидрантов 0; водонапорных башен 1, естественных источников 0. Необходимая потребность в наружном противопожарном водоснабжении 2 противопожарные емкости не менее 54 м3 в сумме ( л.д. 34).
По справочнику источников наружного противопожарного водоснабжения на территории Огурского сельсовета в населенных пунктах д. Красный Ключ имеется 2 ПР по 20 м3, д. Малая Тумна имеется 1 ПР 20 м3, п. Щетинкина имеется 1 ПР 30 м3 (л.д.35-43).
В соответствии с выписками из ЕГРН от 08.05.2024 г. установлено, что в собственности муниципального образования Балахтинский район Красноярского края находятся сооружения коммунального хозяйства, в том числе: сеть водоснабжения, с кадастровым номером №, протяженность 1410 м., местоположение: д. Красный ключ Балахтинского района Красноярского края; сеть водоснабжения, с кадастровым номером №, протяженность 2445 м., местоположение: д. Малая Тумна Балахтинского района Красноярского края; сеть водоснабжения, с кадастровым номером №, протяженность 1681 м., местоположение: п. Щетинкина Балахтинского района Красноярского края ( л.д. 59-62, 63-67, 68-78).
По приказу Агентства по Управлению государственным имуществом Красноярского края от 25.02.2021 года № 11-171п сооружения водоснабжения были переданы из муниципальной собственности муниципального образования Огурский сельсовет Балахтинского района в муниципальную собственность муниципального образования Балахтинский район ( л.д. 79).
До настоящего времени администрацией Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края источники наружного противопожарного водоснабжения в д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина не приведены в соответствие с Правилами противопожарного режима в РФ и СП 8.13130, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Приморского сельсовета, в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью жителей в указанных населённых пунктах, а также причинение имущественного вреда населению и объектам экономики. Имеющиеся в населённых пунктах водонапорные башни не обеспечивают потребность в наружном противопожарном водоснабжении, в связи с чем необходимы дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения.
Поскольку ответчик не выполнил свои обязанности по предупреждению чрезвычайной ситуации и обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов на территории Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, суд удовлетворяет заявленные исковые требования по возложению обязанности по обеспечению в д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими Правилам противопожарного режима в Российской Федерации и СП 8.13130. Довод представителя ответчика о том, что сети водоснабжения переданы в собственность муниципального образования Балахтинский район не освобождают администрацию Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края от обязанности по обеспечению населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, поскольку к вопросам местного значения сельсовета относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении срока исполнения возложенной обязанности суд принимает во внимание характер и последствия допускаемых нарушений, а также объем подлежащих совершению организационных и иных мероприятий, в связи с чем, учитывая позицию сторон, устанавливает срок исполнения решения суда в срок до 1 декабря 2025 года.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать администрацию Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обеспечить д. Красный Ключ, д. Малая Тумна, п. Щетинкина Балахтинского района Красноярского края источниками наружного противопожарного водоснабжения, соответствующими Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 и СП 8.13ё130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требование пожарной безопасности» в срок до 1 декабря 2025 года
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 01.07.2024 года