дело № 2-566/2023
УИД 38RS0009-01-2023-000498-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зима 31 мая 2023 года
Зиминский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Нестеровой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Минушкиной Т.В., с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Раднаева К.А., истца Иванова А.А., представителя ответчика администрации Зиминского городского муниципального образования Бычковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Иванова А.А. к администрации Зиминского городского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Зиминский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения заявленного искового требования просит обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования предоставить Иванову А.А., **.**.** рождения вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 10 кв.м. на одного человека, исходя из норматива установленного в постановлении администрации Зиминского городского муниципального образования № от **.**.**, с правом на дополнительную жилую площадь в черте <адрес>,
В обоснование заявленного требования прокурор указал, что согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев. Согласно п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом. Иванов А.А. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма. Постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.** № Иванов А.А. признан нуждающемся в жилом помещении и поставлен на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с наличием заболевания, включенного в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от **.**.** № Несмотря на то, что Иванов А.А. относится к категории граждан, имеющих право на вне очередное предоставление жилого помещения с **.**.**, до настоящего времени он не обеспечен администрацией Зиминского городского муниципального образования жилым помещением по договору социального найма, чем нарушено его конституционное право на жилище.
**.**.** между комитетом имущественных отношений архитектуры и градостроительства администрации Зиминского городского муниципального образования заключен договор социального найма жилого помещения № с ФИО1, совместно с нанимателем согласно договору, в жилое помещение вселяются члены его семьи: ФИО4 и Иванов А.А., что в данной ситуации не возможно, ввиду тяжелого хронического заболевания у Иванова А.А. Кроме того, согласно объяснениям ФИО1, последний утратил родственные связи и фактически проживает на улице.
В судебном заседании истец Иванов А.А. поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что в собственности жилых помещений не имеет, проживает в доме у знакомого. С братом ФИО1 не общается, не знал, что последнему была предоставлена квартира с учетом членов его семьи. В связи с наличием тяжелого заболевания, проживать совместно с родственниками не имеет возможности. Состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>, где проживал в детстве с родителями, в настоящее время дом ремонту не подлежит, там никто не проживает.
В судебном заседании помощник Зиминского межрайонного прокурора Раднаев К.А. поддержал заявленное требование по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Зиминского городского муниципального образования Бычкова М.В. исковые требования не признала, пояснив, что предоставление жилого помещения истцу вне очереди будет являться нарушением жилищных прав граждан, вставших на учет ранее него.
Выслушав прокурора, истца Иванова А.А., представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом Иванов А.А., **.**.** рождения, является инвалидом с **.**.**, имеет заболевания <данные изъяты>, что подтверждается справкой № от **.**.** об установлении инвалидности бессрочно, справкой № № от **.**.**.
Постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования № от **.**.** Иванов А.А. признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Иванов А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди.
Из справки от **.**.** следует, что истец Иванов А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из справок ППК « Роскадастр» от **.**.** № и от **.**.** № следует, что за истцом не числится квартиры и жилого дома в <адрес> и <адрес>. Квартира по адресу: <адрес> ГМО.
Согласно справки РЭО ГИБДД МО МВД России « Зиминский» от **.**.** автотранспорт за Ивановым А.А. не зарегистрирован.
Из справки администрации Зиминского городского муниципального образования от **.**.** следует, что Иванов А.А. состоит на очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди; номер очереди-№
Из справок МИЦ СФР от **.**.** следует, что Иванов А.А. получает пенсию по инвалидности в размере 7296,46 руб., и доплату к пенсии в сумме 2834,40 руб.
Согласно договора социального найма жилого помещения № от **.**.**, ФИО1 для проживания было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, с учетом членов семьи – братьев ФИО7, Иванова А.А. Однако, Иванов А.А. в вышеуказанное жилое помещение не вселялся, последний утратил родственные связи с братом. Доказательств, опровергающих выводы суда, стороной ответчика не представлено. Кроме того, совместное проживание Иванова А.А. с братьями в данной ситуации не возможно, ввиду тяжелого хронического заболевания у Иванова А.А.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации названных конституционных положений в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) предусмотрено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В п. 3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса перечне.
Согласно этой норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень был утвержден приказом Минздрава России от **.**.** N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Имеющееся у истца заболевание - <данные изъяты> входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от **.**.** №Таким образом, для представления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом если гражданин с учетом общих условий обеспечения жильем за счет муниципального жилищного фонда имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, он обладает правом на внеочередное обеспечение жильем. По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения. Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статьей 17 указанного закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, вставшие на учет после **.**.**, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с положениями ст. 28.2 Федерального закона от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до **.**.**. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи. Федеральным законом от **.**.** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным ( п.6 ст. 16). В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).Таким образом, исходя из указанного правового регулирования реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п.3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления. Согласно ч.2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Постановлением администрации Зиминского городского муниципального образования № от **.**.** на территории Зиминского городского муниципального образования установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека. В силу ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне. В соответствии с абз.6 ст. 17 Федерального закона от **.**.** N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Приказ Министерства здравоохранения РФ от **.**.** № «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь». В данный перечень входит заболевание, которым страдает истец: <данные изъяты> Размер предоставления дополнительной жилой площади при обеспечении жильем по договору социального найма законодательно не утвержден. Размер дополнительной жилой площади заключается в разнице между нормой предоставления жилого помещения и площадью предоставленного жилого помещения, в случае, если предоставляемое жилье больше нормы предоставления. По настоящее время жилое помещение Иванову А.А. не предоставлено. Разрешая спор, суд исходит из того, что истец в установленном законом порядке признан малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставлен на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди; Иванов А.А. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением и дополнительную жилую площадь в силу имеющегося у него заболеваний. Учитывая, что жилое помещение истцу не предоставлено, суд приходит к выводу об удовлетворении искового требования прокурора, заявленного в интересах Иванова А.А.При этом суд учитывает, что каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в перечне, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из данной нормы необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне. Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне. Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12. 2018 г.
Довод представителя ответчика о том, что предоставление жилого помещения истцу вне очереди приведет к нарушению жилищных прав граждан, вставших на учет ранее него, судом отклоняется, поскольку действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение гражданам указанной категории должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Зиминского межрайонного прокурора <адрес> в интересах Иванова А.А. к администрации Зиминского городского муниципального образования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Зиминского городского муниципального образования (ИНН №) предоставить Иванову А.А., **.**.** года рождения, уроженцу <адрес> (паспорт № №, выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> и <адрес> **.**.**) вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 10 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Нестерова
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2023 года.