дело № 2-1051/2023
72RS0013-01-2022-010910-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Тюмень 07 марта 2023 года
Калининский районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего судьи Зарецкой О.Ф.,
при секретаре Федоровой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Тюмени, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, ФБУ Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации «Тараскуль» о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации г. Тюмени, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе о признании ответствующим право собственности на земельный участок, кадастровый №, с адресным описанием: Российская Федерация, <адрес>, площадью 4 477 +/- 23 кв.м, с видом разрешенного использования «для размещения многоэтажной жилой застройки». Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>ю 1522139 +/- 440 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для существующих здания и сооружения курорта находится в собственности Российской Федерации. Земельные участки в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образуются исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. Проектом межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района № «Тараскульский» из земельного участка с кадастровым номером № путем раздела образован земельный участок с кадастровым номером № с адресным описанием: Российская Федерация, <адрес>, площадью 4477 +/- 23 кв.м. с видом разрешенного использования: для размещения многоэтажной жилой застройки. Исходя из положений ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» данный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений, на земельный участок с кадастровым номером 72:23:0533001:938 сохранено право собственности Российской Федерации. В связи с указанным ФИО1 просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № с адресным описанием: <адрес> площадью 4477 +/- 23 кв.м с видом разрешенного использования: для размещения многоэтажной жилой застройки.
Определением Калининского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФБУ Центр реабилитации Фонд социального страхования РФ «Тараскуль».
Определением Калининского районного суда г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ изменено процессуальное положение третьего лица ФБУ Центр реабилитации Фонд социального страхования РФ «Тараскуль» на ответчика, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Фонд социального страхования РФ.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации <адрес> ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Тараскуль» ФИО5 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями, предъявляемыми к ФБУ «Тараскуль» по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком округе, представитель третьего лица Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д.9).
Многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером № образованном из земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с проектом межевания территории в границах элементов планировочной структуры (микрорайонов) планировочного района № «Тараскульский», утв.Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Земельный участок (единое землепользование) с кадастровым номером № с адресным описанием: <адрес> принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.10).
Распоряжением МТУ Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком округе №-р от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право постоянного (бессрочного) пользования ФБУ Центр реабилитации Фонд социального страхования РФ «Тараскуль» на земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно Акту № о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 4 477 кв.м с кадастровым номером № передан Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного Кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу положений п. 3 ст. 11.3 Земельного Кодекса РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в частности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Норма ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (п. 3 ст. 16 закона).
Норма п. 4 ст. 16 закона предусматривает, что образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.
Пункт 5 ст. 16 закона предусматривает, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» также разъяснено, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22, в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в силу указания закона, земельный участок принадлежит собственниками помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем, на указанный земельный участок произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, что нарушает права истца как собственника помещения в многоквартирном доме. При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 в части признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Тараскуль» надлежит отказать, так как в судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения дела право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у ФБУ Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Тараскуль» прекращено и регистрация права на него отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 12, 304, 305 ГК РФ, ст.ст.11.2, 11.3, 25 Земельного Кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», ст.ст.12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования ФИО1 к Администрации г. Тюмени, Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, с адресным описанием: Российская Федерация, <адрес>, площадью 4 477 +/- 23 кв.м, с видом разрешенного использования «для размещения многоэтажной жилой застройки».
В удовлетворении исковых требований к ФБУ Центр реабилитации Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации «Тараскуль» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Тюмени.
Мотивированное решение составлено 24 марта 2023 года.
Председательствующий судья О.Ф. Зарецкая
Копия верна
Судья О.Ф. Зарецкая