Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-212/2024 ~ М-182/2024 от 25.06.2024

Дело № 2-212/2024

УИД 67RS0022-01-2024-000901-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Новодугино Смоленская область 1 августа 2024 года

Сычёвский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Ковязиной Е.А.,

с участием помощника прокурора Новодугинского района Смоленской области Кузютичевой В.А.,

при секретаре Клименковой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Администрации Новодугинского сельского поселения <адрес> о понуждении к выполнению определенных действий,

установил:

<адрес> в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Новодугинского сельского поселения <адрес> об обязании принятия мер по установке мусорного контейнера с оборудованием контейнерной площадки в районе домов в д. <адрес> в соответствии с СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что в районе индивидуальных жилых домов в д. <адрес> отсутствуют контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов. Из – за отсутствия контейнера и оборудованной в соответствии с СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 контейнерной площадки нарушаются права и законные интересы жителей д. <адрес> на благоприятную природную среду. Кроме того, отсутствие контейнера для сбора твердых коммунальных отходов влечет неконтролируемый сбор отходов на территории самого населенного пункта, что может способствовать возникновению инфекционных болезней, а также отрицательно воздействует на окружающую среду и может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В ходе рассмотрения дела прокурор <адрес> уточил исковые требования, просит суд обязать Администрацию Новодугинского сельского поселения <адрес> принять меры к внесению изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО в Новодугинском сельском поселении <адрес> с указанием в нем д. <адрес>. Обязать Администрацию Новодугинского сельского поселения <адрес> принять меры по установке мусорного контейнера с оборудованием контейнерной площадки в районе домов в д. <адрес> в соответствии с СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Новодугинского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 35,173 Гражданского процессуального кодекса РФ разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, возражений по заявленным исковым требованиям не представил.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное право, в первую очередь, обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 51 вышеуказанного закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 данного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления», (далее - ФЗ N 89-ФЗ) к одному из принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу ч. 1 ст. 13.4 ФЗ N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3 ст. 13.4 ФЗ N 89-ФЗ).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 13.4 ФЗ N 89-ФЗ).

Согласно ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 (далее - Правила).

Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21).

В соответствии с п. 1 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).

Согласно п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Исходя из п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.

В соответствии с п. 6 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.

Как следует из п. 9 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

Согласно п. 10 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеприведенных правовых норм, в районе домов в д. <адрес> не установлены мусорные контейнеры и не оборудованы контейнерные площадки. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-13). Кроме того, данный населенный пункт не внесен в реестр Администрации Новодугинского сельского поселения <адрес> мест расположения контейнерных площадок накопления твердых бытовых отходов (л.д.15-70).

Несоблюдение ответчиком требований вышеуказанного законодательства, влечет нарушение требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, противоречит государственной политике в сфере обращения с отходами.

Стороной ответчика данные обстоятельства не оспорены.

При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодека РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд соглашается с предложенным прокурором сроком для исполнения возложенной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ, учитывая характер установленных нарушений.

При этом, в случае, если установленный решением суда срок окажется недостаточным для исполнения возложенных обязанностей по объективным и уважительным причинам, ответчик не лишен возможности обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодека РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодека РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Новодугинского сельского поселения <адрес> о понуждении к выполнению определенных действий – удовлетворить.

Обязать Администрацию Новодугинского сельского поселения <адрес> принять меры к внесению изменений в реестр мест (площадок) накопления ТКО в Новодугинском сельском поселении <адрес> с указанием в нем д. <адрес>

Обязать Администрацию Новодугинского сельского поселения <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, принять меры по установке мусорного контейнера с оборудованием контейнерной площадки в районе домов в д. <адрес> в соответствии с СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сычевский районный суд Смоленской области в течение месяца с момента его вынесения.

Судья Е.А. Ковязина

2-212/2024 ~ М-182/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новодугинского района Смоленской области
Ответчики
Администрация Новодугинского сельского поселения Новодугинского района Смоленской области
Суд
Сычевский районный суд Смоленской области
Судья
Ковязина Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
sychevka--sml.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
25.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.08.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее