Дело №
УИД 05RS0№-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года <адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе единолично судьи Магомедовой А.К., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке гражданское дело по заявлению ФИО3 об установлении факта отсутствия родственных связей,
установил:
ФИО3 обратился в суд с заявлением об установлении факта отсутствия родственных связей.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что между ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения был заключен договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 передала ему, ФИО3 в пользование принадлежащую ФИО1 по праву собственности 1/5 (одну пятую) доли жилого дома, находящегося по адресу: РД, <адрес> состоящего из основного каменного строения общей площадью 141,8 кв.м., этажность (этаж - 1).
Он вместе со своей супругой – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированы и проживают по адресу: РД, <адрес> на основании данного договора найма жилого помещения. Он работает в Дагестанской таможне, в должности инспектора ООДСИТО, самостоятельно обеспечивает семью.
ФИО1 проживает в селении Хунзах, <адрес>, имеет жилье, которое зарегистрировано на её имя.
Он как уроженец указанного селения ввиду отсутствия жилья и домовладения в указанном селении и вообще, зарегистрировался по месту своего рождения в селении Хунзах у неё домовладении, при этом не имеет никаких родственных и семейных отношений.
В подтверждение сказанного он составил договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, производит оплату с ней согласно заключенного договора найма жилого помещения.
Для постановки на учет в Дагестанской таможне для получения единовременной социальной выплаты ему необходимо установить факт того между ФИО3 и ФИО1 отсутствуют какие-либо семейные родственные отношения.
В соответствии с абз.6 п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ» под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, стороны в судебное заседание не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования ФИО3 обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении имеющих юридическое значение фактов.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. В соответствии с ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, в случае если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
При рассмотрении дела спора о праве, подведомственного суду, не установлено.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно части первой статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Как указано в п. 1 ч. 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии со ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 24 - 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что согласно части 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии.
Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 ГПК РФ).
По смыслу указанных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для признания названной категории лиц членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения юридическое значение имеет факт их вселения в жилое помещение именно в качестве членов семьи.
При рассмотрении дела настоящего дела установлено отсутствие доказательств ведения общего хозяйства, наличия совместного бюджета.
Согласно ст. 14 СК РФ близкие родственники считаются по восходящей или нисходящей линии. К этой группе относятся следующие категории граждан: родители и дети, которые могут быть родными и усыновлёнными; сёстры и братья могут иметь обоих общих родителей, то есть быть полнородными, а также сводными, когда общим имеется один родитель; кровное родство между бабушками и дедушками с внуками по одному из родителей.
ФИО1 и заявитель ФИО3, как усматривается из материалов дела, родственниками согласно семейному кодексу не являются. ФИО5, вселила как собственник ФИО3 к себе в жилое помещение, заключила договор найма, что не противоречит российскому законодательству, однако родственных связей между указанными гражданами не имеется.
В связи с чем указанное заявление подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО3 - удовлетворить.
Установить факт отсутствия семейных родственных отношений между ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.К. Магомедова