Судья Лебедева И.Ю. дело 33-9927/2023
2-5789/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2023 г. г.о. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
председательствующего Желтышевой А.И.,
судей Черкуновой Л.В., Навроцкой Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Казаковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ООО «ХИС» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действий,
по апелляционной жалобе ООО «ХИС» на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 05.05.2023, которым постановлено:
«Исковые требования Тольяттинской общественной организации по защите прав потребителей «ЩИТ» к ООО «ХИС» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действий - удовлетворить частично.
Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей обязательной информации о наименовании торгующей организации, место ее нахождения (адрес) отсутствует на вывеске, что является нарушением требований, установленных ст.ст. 1, 8, 9 Закона «О защите прав потребителей», п.12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания», с нарушением ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей», п. 8 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», с нарушением установленных ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей» требований, п.11. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации о предложенных в реализацию блюдах (отсутствие основного меню), а так же реализованных блюдах: основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов), реализации порций готовых- блюд продукции общественного питания с несоответствием фактического веса порции с информацией о весе порции, указанной в рекламном буклете, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 1,8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10,11,12 «Правил оказания услуг общественного питания»:
- Домашняя лапша на курином бульоне (суп дня) по цене 95 руб. за 1 порцию вес 250 гр., заказано 2 порции:
1) Фактический вес 306 гр., таким образом, перевес составил 56 гр.,
2) Фактический вес 324 гр., таким образом, перевес составил 74 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (содержание белков, жиров, углеводов).
Обязать ответчика прекратить противоправные действия на торговой точке Ресторан «ХИНКАЛЬНАЯ», расположенной по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 17а, в отношении неопределенного крута потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей обязательной информации о наименовании торгующей организации, место ее нахождения (адрес) отсутствует на вывеске, что является нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 1,8,9 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания» с нарушением ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 8 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», с нарушением требований, предусмотренных ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продаж»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации о предложенных в реализацию блюдах (отсутствие Основного меню), а так же реализованных блюдах: основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов), реализации порций готовых блюд продукции общественного питания с несоответствием фактического веса порции с информацией о весе порции, указанной в рекламном буклете, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 1,8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10,11,12 «Правил оказания услуг общественного питания».
Обязать ООО «ХИС» (ИНН 6321451310) довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе путем размещения в общественных местах общего пользования.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ООО «ХИС» (ИНН 6321451310) в бюджет городского округа Тольятти государственную пошлину в сумме 300 руб.»,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя ООО «ХИС» Чиркиной Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Тольяттинская общественная организация по защите прав потребителей «ЩИТ» обратилась в суд с иском к ООО «ХИС» о защите прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, прекращении противоправных действий.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», Уставом организации 29.11.2022 г. в период с 13:55 час. до 14:45 час. было проведено мероприятие общественного контроля торговой организации ООО «ХИС», расположенной по адресу: г.Тольятти, ул. Юбилейная, 17 «А». В ходе проведения мероприятий общественного контроля были выявлены нарушения, затрагивающие права неопределенного круга потребителей. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд:
1. Признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей обязательной информации о наименовании торгующей организации, место ее нахождения (адрес) /отсутствует на вывеске/, что является нарушением требований, установленных ст.ст. 1, 8, 9 Закона «О защите прав потребителей», п.12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания», с нарушением ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей», п. 8 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N2463, с нарушением установленных ст. 1 Закона РФ «О Защите прав потребителей» требований, п.11. «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации о предложенных в реализацию блюдах (отсутствие основного меню), а так же реализованных блюдах: основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов), реализации порций готовых- блюд продукции общественного питания с несоответствием фактического веса порции с информацией о весе порции, указанной в рекламном буклете, с нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 1,8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10,11,12 «Правил оказания услуг общественного питания»:
- Домашняя лапша на курином бульоне (суп дня) по цене 95 руб. за 1 порцию вес 250 гр., заказано 2 порции:
1) Фактический вес 306 гр., таким образом, перевес составил 56 гр.,
2) Фактический вес 324 гр., таким образом, перевес составил 74 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (содержание белков, жиров, углеводов);
- Салат с ветчиной и соленым огурцом (салат дня) по цене 95 руб. за порцию массой 120 гр., заказано 2 порции:
1) Фактический вес 118 гр., таким образом, недовес составил 2 гр.,
2) Фактический вес 122 г., таким образом, перевес составил 2 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов);
- Жульен на кеци по цене 264 руб. за 1 порцию вес 250 гр.
Фактический вес 242 гр., таким образом, недовес составил 8 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (содержание белков, жиров, углеводов);
- Орехово-карамельный Чизкейк по цене 250 руб. за порцию вес 125 гр.
Фактический вес 122 гр., таким образом, недовес составил 3 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, сведений о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов).
2. Обязать ответчика прекратить противоправные действия на торговой точке Ресторан «ХИНКАЛЬНАЯ», расположенной по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 17а, в отношении неопределенного крута потребителей по факту:
- не доведения до сведения потребителей обязательной информации о наименовании торгующей организации, место ее нахождения (адрес) /отсутствует на вывеске/, что является нарушением требований, предусмотренных ст.ст. 1,8,9 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 12 «Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил оказания услуг общественного питания» с нарушением ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 8 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
- не доведения до сведения потребителей «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», с нарушением требований, предусмотренных ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 11 «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продаж»;
- не доведения до сведения потребителей необходимой достоверной информации о предложенных в реализацию блюдах (отсутствие Основного меню), а так же реализованных блюдах: основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов), реализации порций готовых блюд продукции общественного питания с несоответствием фактического веса порции с информацией о весе порции, указанной в рекламном буклете, с нарушением требований, предусмотренных: ст.ст. 1,8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 5,9,10,11,12 «Правил оказания услуг общественного питания».
3. Обязать ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме, в течение 10 дней, с момента вступления решения в законную силу путем опубликования его полного текста в печатном издании средств СМИ г. Тольятти Самарской области и уведомить истца о совершении исполнения в части публикации (размещения) в течение 10 дней со дня опубликования (размещения).
Предоставить истцу право довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда путем опубликования данного решения на сайте по адресу: http://sudebnik-tlt.ru за счет ответчика, со взысканием с него убытков (расходов) в размере стоимости публикации в случае неисполнения ответчиком решения суда.
09.03.2023 Автозаводским районным судом г. Тольятти Самарской области было вынесено заочное решение, которым исковые требования ТООЗПП «ЩИТ» были удовлетворены частично
07.04.2023 определением названного суда заочное решение было отменено
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «ХИС» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении требований в части обязания прекратить противоправные действия отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «ХИС» Чиркина Е.Г. доводы жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Часть 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Согласно ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.
Из материалов дела следует, что ТООЗПП «ЩИТ» является социально ориентированной, независимой общественной организацией, добровольно объединившихся физических и юридических лиц общественных объединений, осуществляющих свою деятельность по защите прав и интересов потребителей.
В соответствии с Уставом в ходе своей деятельности ТООЗПП «ЩИТ» имеет право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей, принятия мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, по результатам проведения мероприятий общественного контроля составлять акт, отчет либо иной другой внутренний документ организации «ЩИТ» установленного образца; представление и защита интересов потребителей (неопределенного круга потребителей) в судах всех инстанций и других органов; предъявление исков в интересах потребителей (неопределенного круга потребителей) и т.п.
Судом установлено, что в соответствии со ст. 45 ФЗ «О защите прав потребителей», Уставом Организации, в целях обеспечения защиты прав неопределенного круга потребителей и соблюдения торгующей организацией правил торгового обслуживания членами ТООЗПП «ЩИТ» 29.11.2022 г. в период с 13:55 час. до 14:45 час. было проведено мероприятие общественного контроля торговой организации ООО «ХИС», расположенной по адресу: г.Тольятти, ул. Юбилейная, 17 «А».
В результате осуществленных мероприятий общественного контроля были выявлены следующие нарушения, затрагивающие права неопределенного руга потребителей: 1. До сведения потребителей не доведена информация о наименовании торгующей организации, место ее нахождения (адрес) отсутствует на вывеске;
2.До сведения потребителей не доведены «Правила оказания услуг общественного питания», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515/;
3.До сведения потребителей не доведены «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N2463;
Представитель истца в обоснование заявленных требований ссылается на реализацию ответчиком порции готовых блюд продукции общественного питания с несоответствием фактического веса порции с информацией о весе порции, указанной в рекламном буклете, своевременно не предоставлена (отсутствует) необходимая достоверная информация о блюдах, предложенных в реализацию, реализованных блюдах: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов):
Так, домашняя лапша на курином бульоне (суп дня) по цене 95 руб. за 1 порцию вес 250 гр., заказано 2 порции:
1) Фактический вес 306 гр., таким образом, перевес составил 56 гр.,
2) Фактический вес 324 гр., таким образом, перевес составил 74 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (содержание белков, жиров, углеводов);
- Салат с ветчиной и соленым огурцом (салат дня) по цене 95 руб. за порцию массой 120 гр., заказано 2 порции:
1) Фактический вес 118 гр., таким образом, недовес составил 2 гр.,
2) Фактический вес 122 г., таким образом, перевес составил 2 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов);
- Жульен на кеци по цене 264 руб. за 1 порцию вес 250 гр.
Фактический вес 242 гр., таким образом, недовес составил 8 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (содержание белков, жиров, углеводов);
- Орехово-карамельный Чизкейк по цене 250 руб. за порцию вес 125 гр.
Фактический вес 122 гр., таким образом, недовес составил 3 гр., с отсутствием обязательной достоверной информации: о входящих в состав блюд основных ингредиентов, сведений о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов).
Перевес порций был произведен на весах продавца.
Представитель ответчика не согласился с данным вменяемым нарушением, так как ООО «ХИС» является организацией, сотрудники которой готовят блюда и изделия на вынос, в связи с чем на них распространяются Методические указания по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, одобренных Минздравом СССР 23.10.1991 г. № 122-5/72.
Как следует из Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, одобренных Минздравом СССР 23.10.1991 г. № 122-5/72, то допустимые отклонения от выхода готовых блюд в виде горячих супов составляют +/-10-15%.
Так, блюдо «Домашняя лапша на курином бульоне (суп дня)» по цене 95 руб. за 1 порцию вес 250 гр. заказано 2 порции, исходя из указанных выше Методических указаний допустимое отклонение от выхода по рецептуре составных частей данного блюда возможно в размере 287,5 (250*15%/100%=37,5 грамм – это допустимое отклонение, тогда при покупке блюда весом 250 грамма, допустимое отклонение составит 250+37,5=287,5). В данном случае фактический вес первой порции составил 306 гр., перевес - 56 гр., а фактический вес второй порции 324 гр., перевес - 74 гр.
Согласно Методических указаний, допустимые отклонения выхода салатов мясных (содержание мяса) составляет +/-10%, соответственно, при покупке Салата с ветчиной и соленым огурцом (салат дня) по цене 95 руб. за порцию массой 120 гр., допустимое отклонение составит 132 гр. (120 гр.*10%/100%=12 гр.+120=132 гр.), тогда при покупке салата весом 118 гр. и 122 гр., отклонений от выхода по рецептуре составных частей блюда нет.
Как следует из Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, одобренных Минздравом СССР 23.10.1991 г. № 122-5/72, допустимые отклонения от выхода готовых блюд в виде рыбы, птицы под майонезом составляют +/-5%, то есть при покупке Жульена на кеци по цене 264 руб. за 1 порцию при весе 250 гр., допустимое отклонение составит 262,5 гр. (250 гр.*5%/100%=12,5 гр. +250 гр.=262,5 гр.). В данном случае фактический вес блюда составил 242 гр., то есть отклонений от выхода по рецептуре составных частей блюда нет.
Как следует из Методических указаний по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, одобренных Минздравом СССР 23.10.1991 г. № 122-5/72, средняя масса блюд, отобранных на раздаче, определяется путем раздельного взвешивания трех порций с последующим суммированием и делением на 3. Отклонение средней массы блюд и кулинарных изделий от установленной нормы выхода по рецептуре не допускается. Масса одного блюда (изделия) может отклоняться от нормы не более чем на +/- 3%.
Так, при покупке орехово-карамельного Чизкейка по цене 250 руб. за порцию вес 125 гр., допустимое отклонение составит 128,75 гр. (125гр.*3%/100%=3,75 гр. + 125 гр.= 128,75 гр.). В данном случае фактический вес готового продукта составил 122 гр., отклонений от выхода по рецептуре изделия нет.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что поскольку ответчик является организацией, осуществляющей торговлю полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий на вынос, то при определении средней массы и выхода отдельных частей полуфабрикатов, блюд ООО «ХИС» необходимо руководствоваться Методическими указаниями по лабораторному контролю качества продукции общественного питания, одобренных Минздравом СССР 23.10.1991 г. № 122-5/72 и с учетом применения названных указаний не установил нарушений при выходе готовых блюд в виде перевеса Салата с ветчиной и соленым огурцом, Жульена на кеци, Орехово-карамельного Чизкейка.
При этом суд установил, что имеется нарушение в виде перевеса в размере 56 гр. и 74 гр. при покупке двух порций супа «Домашняя лапша на курином бульоне (суп дня)».
Также как нарушение истцом указано, что не предоставлено основное меню в виду его отсутствия на день проведения мероприятия общественного контроля.
Общая стоимость покупки по первому чеку/Гостевой счёт (Гость1/Гость2) от 29.11.2022 г. составила 792,45 руб.
Факт выявленных нарушений оформлен Актом о проведенных мероприятиях общественного контроля за соблюдением прав потребителей № 1165 от 29.11.2022. Кроме того осуществлена фотосъемка и видеозапись проведенного мероприятия 29.11.2022 г.
Отсутствие необходимой информации для потребителей на вывеске зафиксировано и подтверждается фото/видеозаписью проведенного мероприятия (файл: 16,18,19).
На момент проведения мероприятия в действующей организации ответчика не доведены сведения потребителей необходимая информация: Правила оказания услуг общественного питания» и «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи».
Уголок потребителя пустой, что зафиксировано и подтверждается фото/видеозаписью проведенного мероприятия (файл 18).
Мероприятие проводилось в присутствии администратора Ясакова Николая Александровича, о чем сделана отметка в Акте.
Перевес блюд производился по просьбе потребителей на весах торгующей организации сотрудником организации ответчика, что зафиксировано фото/фиксацией, блюда были возвращены, о чем сделана отметка в Акте.
Копия Акта проведения мероприятия была предоставлена администратору, что зафиксировано и подтверждается подписью в Акте администратора Ясакова Н.А., представителей ТООЗПП «ЩИТ» Роговой Л.А. и Шакшиной Д.В.
Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 1 названного закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГражданскимкодексомРоссийской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора)правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Согласно ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) "О защите прав потребителей", потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце),режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В силу ст. 9 названного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В соответствии со ст. 10 названного закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация об услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения услуг.
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, настоящие Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания.
Под услугами общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, понимается изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам (п.2).
Согласно п. 5 Правил, исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг, при этом, перечень производимой и реализуемой им продукции общественного питания и (или) покупных товаров, соответствующих обязательным требованиям нормативных правовых актов, указывается в меню или иным способом, обеспечивающим получение информации в наглядной и доступной форме в целях правильного выбора соответствующих услуг (продукции).
В силу п. 6 настоящих Правил исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
К отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (п.7).
В силу п. 8 настоящие Правила и Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителей.
Согласно п. 9 Правил, исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах:
перечень услуг и условия их оказания;
наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
сведения об объеме (весе) порций готовых блюд продукции общественного питания и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
В силу п.10 информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании услуг.
Согласно п. 11, потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и иной информацией, предусмотренной пунктами 9 и 10настоящих Правил, как в зале, так и вне зала обслуживания. Цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
В силу п. 12 информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Потребитель вправе получить дополнительную информацию о потребительских свойствах предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.
Согласно п. 16 Правил, исполнитель обязан оказывать услуги, качество которых согласно ст.4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" соответствует требованиям, если они предусмотрены, и условиям заказа.
В силу п. 18 Правил оказания услуг общественного питания исполнитель обязан обеспечить возможность потребителю проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции общественного питания посредством предоставления необходимых средств измерения.
Согласно п. 9.11 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1675-ст), при реализации продукции общественного питания исполнитель услуг обязан предоставить потребителям информацию, содержащую: - фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и входящих в ее состав основных рецептурных компонентов;
- сведения о массе (объеме) порции продукции общественного питания (блюда, изделия);
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (химическом составе и калорийности);
- обозначение нормативных или технических документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция,
- дата и час изготовления,
- срок годности, условия хранения (для продукции, которая не изготавливается по индивидуальному заказу);
- рекомендации по изготовлению (при необходимости).
Информацию о реализуемой продукции общественного питания в обязательном порядке доводят до потребителей различными способами в соответствии с требованиям нормативных правовых документов, действующими на территории государства, принявшего стандарт, в том числе размещением в меню, на ценниках, этикетках, информационных листках, на доске потребителя или иным способом, выбранным исполнителем услуг по собственному усмотрению.
Согласно п. 9.12, пищевая ценность характеризуется содержанием белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и калорийностью в 100 г блюда (изделия) и определяется в продукции общественного питания, изготовляемой предприятиями общественного питания всех типов и форм собственности
Требования к процедурам обеспечения безопасности продукции общественного питания указаны в п.6.1: при осуществлении процессов производства (изготовления) продукции общественного питания предприятие общественного питания (предприятие питания) должно: обеспечить документирование информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля продукции общественного питания.
Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей пои реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей влечет административное наказание, в соответствии со ст.14.7 КоАП РФ «Обман потребителей».
Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463, в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения потребителей.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеуказанные нарушения существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей, поскольку данные нарушения выявлены в момент проведения мероприятия за соблюдением прав потребителей, а ответчиком не были приняты все зависящие от него меры для недопущения указанных нарушений, и в его действиях имеется вина, в целях предупреждения в будущем аналогичных нарушений торгующей организацией ООО «ХИС» суд счел необходимым признать действия ответчика противоправными.
Данная позиция изложена в п. 20 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 о рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», согласно которой в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными и прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, ст.46 Закона «О защите прав потребителей»).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 23.08.2016 г. № 32-КГ16-8, целью обращения Общественной организации потребителей в суд в защиту неопределенного круга лиц является не констатация факта нарушения сама по себе, а прекращение противоправных действий, нарушающих права неопределенного круга потребителей, если таковые имеют место.
Согласно п. 1 ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий продавца в отношении неопределенного круга потребителей.
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) н муниципального контроля» устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственной власти. Согласно положениям указанного закона, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которого проводится проверка, в обязательном порядке должны быть уведомлены об этом органом государственного или муниципального контроля в установленные данным законом сроки.
ТООЗПП «ЩИТ» не является государственным контролирующим органом.
Обязанность предписания и уведомления о проведении проверок, направленных для зашиты прав неопределенного круга лиц общественными объединениями потребителей (их ассоциации, союзы), в данном законе не регламентированы.
Обязательной формы документов для осуществления деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциации, союзы) законодательством не установлено, тем самым данные организации вправе их разрабатывать самостоятельно.
Таким образом, исковые требования общественного объединения по защите прав потребителей в соответствии со ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» о признании установленных действий ответчика противоправными, а также обязании ответчика прекратить противоправные действия суд первой инстанции счел подлежащими удовлетворению, поскольку являются законными и обоснованными.
В соответствии со ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривает конкретизации в решении суда средств массовой информации, через которые следует доводить до сведения неопределенного круга потребителей решение суда.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
С учетом характера выявленного нарушения, которое существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга потребителей, и создают угрозу их здоровью, суд счел возможным обязать ответчика довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления в законную силу через любые средства массовой информации или иным общедоступным образом, в том числе, путем размещения в общественных местах общего пользования.
При этом суд также счел необоснованными требования истца об обязании ответчика своевременно уведомить его и суд об его исполнении, поскольку это не предусмотрено Законом РФ «О защите прав потребителей», а также поскольку надлежащим исполнением решения суда занимаются в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы-исполнители.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска в суд истец был освобожден от уплаты государственной пошлины на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, то при вынесении решения с ответчика взыскана в доход государства государственная пошлина соразмерно удовлетворенным исковым требованиям в размере 300 руб.
Так, учитывая указанные выше обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они следуют из анализа всей совокупности представленных сторонами и исследованных судом доказательств, которые суд оценил, в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ.
Выводы в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении, основаны при правильном применении норм права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением ст. ст. 12, 55, 56, 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ, в качестве доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, приняты во внимание показания лиц, участвующих деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований к иной оценке представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Между тем, в силу положений ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. При разрешении спора судом первой инстанции доказательства исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчика, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности решения и не может служить основанием для его отмены.
Кроме того, как следует из апелляционной жалобы ответчика доказательства устранения нарушений в виде фотографий произведены после проведения проверки, отсутствие необходимой информации на момент проверки также подтверждается материалами дела, в том числе объяснительной Ясакова Н.А. согласно которым уголок потребителя в момент проверки был пуст.
Доказательств свидетельствующих об отсутствии нарушений и правомерности действий ответчика в момент поредения проверки не представлено.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным и исследованным в судебном заседании доказательствам, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327.1, 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 05.05.2023 оставить без изменений, апелляционную жалобу ООО «ХИС» – без удовлетворения.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу немедленно со дня его принятия, и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение 3 месяцев.
Председательствующий:
Судьи: