Дело № 2-94/2024
УИД 11RS0012-01-2024-000081-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Ивановой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
05 марта 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Чупровой Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы, назначении страховой пенсии с момента за её обращением
установил:
Чупрова Е.В. обратилась в суд к ОСФР по Республике Коми с иском о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы, назначении страховой пенсии. Заявленные требования мотивированы тем, что истец обращалась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Ответчиком принято решение от 19.12.2023 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. При этом в стаж МКС, РКС истца не включены периоды работы с 19.07.1994 по 17.08.1994, с 19.08.2002 по 22.08.2002, с 17.05.2003 по 18.05.2003, с 16.06.2012 по 30.06.2012, периоды отпуска по уходу за ребенком с 20.01.1995 по 22.12.1995, с 05.06.1996 по 17.08.1996, периоды получения пособия по безработице и участия в общественных работах с 04.08.2003 по 25.08.2003, с 04.09.2003 по 31.12.2003, с 01.04.2004 по 04.05.2004, с 05.05.2004 по 30.06.2004, с 05.07.2004 по 31.08.2004, с 01.09.2004 по 14.09.2004, с 15.09.2004 по 19.09.2004, с 10.04.2006 по 11.05.2006, с 12.05.2006 по 31.05.2006, с 19.09.2011 по 12.02.2012, с 21.11.2019 по 15.03.2020, с 26.10.2020 по 15.11.2020. с 01.12.2020 по 04.10.2021, периоды отпуска без сохранения заработной платы с 16.08.2011 по 19.08.2011, 16.06.2016, с 22.05.2017 по 23.05.2017, со 02.12.2017 по 03.12.2017, 16.03.2018, с 17.07.2018 по 18.07.2018, 06.06.2019, 23.09.2019, с 24.10.2022 по 27.10.2022. Не согласившись с решением ОСФР по республике Коми, Чупрова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
В судебном заседании Чупрова Е.В. на удовлетворении иска настаивает, просит включить в стаж РКС, МКС периоды работы, периоды отпуска по уходу за ребенком, периоды получения пособия по безработице и участия в общественных работах, периоды отпуска без сохранения заработной платы.
Представитель ответчика Марзоева М.В., действующая на основании доверенности от 26.09.2023 года №, в судебном заседании с иском Чупровой Е.В. не согласна по доводам, изложенным в возражениях.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев пенсионное дело Чупровой Е.В., суд руководствуется следующим.
Материалами дела установлено, что 13 декабря 2023 года Чупрова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Республике Коми от 19.12.2023 года №, ввиду недостаточности у Чупровой Е.В. требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Считая решение ОСФР по Республике Коми об отказе в установлении пенсии незаконным, Чупрова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Документами, имеющимися в распоряжении ОСФР по Республике Коми на дату обращения (13.12.2023) подтвержден следующий стаж работы истца: страховой стаж – 26 лет 13 дней; стаж работы, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (календарно) – 13 лет 03 дня; стаж работы в районах Крайнего Севера (календарно) – 10 лет 02 месяца 8 дней; стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 18 лет 01 месяц 13 дней; ИПК 40,642; возраст на дату обращения – 49 лет.
У Чупровой Е.В. есть двое детей: ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Оспаривая решение ответчика, Чупрова Е.В. не согласна с отказом ответчика об исключении из стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов работы с 19.07.1994 по 17.08.1994, с 19.08.2002 по 22.08.2002, с 17.05.2003 по 18.05.2003, с 16.06.2012 по 30.06.2012; периоды отпуска по уходу за ребенком с 20.01.1995 по 22.12.1995, с 05.06.1996 по 17.08.1996; периодов получения пособия по безработице и участия в общественных работах с 04.08.2003 по 25.08.2003, с 04.09.2003 по 31.12.2003, с 01.04.2004 по 04.05.2004, с 05.05.2004 по 30.06.2004, с 05.07.2004 по 31.08.2004, с 01.09.2004 по 14.09.2004, с 15.09.2004 по 19.09.2004, с 10.04.2006 по 11.05.2006, с 12.05.2006 по 31.05.2006, с 19.09.2011 по 12.02.2012, с 21.11.2019 по 15.03.2020, с 26.10.2020 по 15.11.2020. с 01.12.2020 по 04.10.2021; периодов отпуска без сохранения заработной платы с 16.08.2011 по 19.08.2011, 16.06.2016, с 22.05.2017 по 23.05.2017, со 02.12.2017 по 03.12.2017, 16.03.2018, с 17.07.2018 по 18.07.2018, 06.06.2019, 23.09.2019, с 24.10.2022 по 27.10.2022.
Рассматривая правовую позицию сторон, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление льгот в сфере пенсионного обеспечения, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ (ред., действующей на момент обращения), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Закона). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Закона).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В названной норме закона содержится правило об исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в случае, если гражданин работал как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Согласно указанной норме каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Из указанных положений закона следует, что страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 50 лет, родившим двух и более детей, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 12 календарных лет либо стаж работы в местностях, приравненных к таким районам не менее 17 календарных лет. В данном случае льготный порядок исчисления стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не применяется, его исчисление производится в календарном порядке. При назначении пенсии по указанному основанию правило исчисления стажа, предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 32 вышеуказанного закона (когда каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера) не применяется.
Суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера со стажем работы в местностях, приравненных к таким районам, вышеуказанный Закон, равно как и иные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, не предусматривают.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел как общие, так и специальные основания назначения страховой пенсии по старости, в том числе для лиц, которые работали в особых климатических условиях (п. 6 ч. 1 ст. 32 закона), и женщин, родивших двух и более детей и продолжительное время работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ч. 1 ст. 32).
Установление льготных условий приобретения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости предполагает право законодателя определять правила исчисления специального стажа.
В законе установлены определенные условия, учитываемые при исчислении стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Такое правовое регулирование направлено на установление женщинам, продолжительное время проработавшим в неблагоприятных климатических условиях и родившим двух и более детей повышенного уровня пенсионного обеспечения, заключающегося в возможности выхода на пенсию ранее возраста, установленного ст. 8 и п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях".
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, с 01.04.1992 года Прилузский район Коми АССР отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера; Ижемский район отнесен к районам Крайнего Севера.
Согласно ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В системе государственного пенсионного страхования Чупрова Е.В. зарегистрирована с 25.04.2000 года.
Подпунктом 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 10, 11 Правил от 2 октября 2014 г. N 1015 периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Таким образом, закрепляя в законодательстве правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействие различного рода факторов, а также выполнением такой работы в течение полного рабочего дня.
Рассматривая требования истца о включении в стаж, дающий прав на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы с 19.07.1994 по 17.08.1994, с 19.08.2002 по 22.08.2002, с 17.05.2003 по 18.05.2003, с 16.06.2012 по 30.06.2012, суд исходит из следующего.
Согласно трудовой книжки Чупрова Е.В. в период с 08.01.1991 по 17.08.1994 работала в должности технички в Сизябском сельском совете; в период с 18.08.1994 года по 19.01.1995 года временно работала в Сизябском СДК в должности культорганизатора; в период с 05.06.2000 по 18.06.2003 - в должности санитарки в ММУ «Ижемская ЦРБ».
Из лицевого счета, предоставленного администрацией СП «Сизябск», Чупрова Е.В. в период с января по апрель (8 дней) 1994 года получала пособие по временной нетрудоспособности, с апреля (18 дней) по июль (8 дней) получала отпускные выплаты, также в июле 1994 года получила единовременно денежную сумму «до 1,5 лет»; в августе 1994 года отработано 12 дней в должности технички, далее отработано 15 дней в августе в должности культорганизатора.
Поскольку истцом в августе в должности технички отработано 12 дней, суд полагает возможным включить в стаж работы истца период работы в данной должности в Сизябском сельском совете с 01.08.1994 года по 17.08.1994 года.
Из предоставленных ММУ «Ижемской ЦРБ» следует, что истцу предоставлялись донорские дни с 19.08.2002 по 22.08.2002 (приказ от 14.08.2002 №&1), и присоединялись к основному отпуску два донорских дня с 17.05.2003 по 18.05.2003 года (приказ от 12.05.2003 № О-25&1).
Отсюда, периоды освобождения истца от работы в день сдачи крови, а равно периоды предоставления истцу дополнительных "донорских" дней к отпуску с 19.08.2002 по 22.08.2002, с 17.05.2003 по 18.05.2003, по мнению суда, подлежат включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности, что также закреплено в ст. 186 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 7.12.1998 г. N 06-28/10740 "О порядке зачета в специальный трудовой стаж донорских дней", работникам, являющимся донорами (статья 114 КЗоТ Российской Федерации), день сдачи крови, а также последующий день отдыха засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (в том числе по Списку N 1 и 2), поскольку в эти дни за работниками сохраняется средний заработок, а в табеле учета рабочего времени указывается полный рабочий день.
Таким образом, требования истца в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж по п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ донорских дней с 19.08.2002 по 22.08.2002, с 17.05.2003 по 18.05.2003, подлежат удовлетворению.
ООО «УСО-Сервис-Усинск» предоставило суду дополнительный договор возмездного оказания услуг от 16.06.2012 года, по условиям которого Чупрова Е.В. (исполнитель) обязалась по заданию заказчика ООО «УСО-Сервис-Усинск» оказать услуги, предусмотренные в п. 1.2 договора, а заказчик обязался оплатить эти услуги. Согласно п. 1.2 договора исполнитель обязалась ежедневно оказывать услуги в котлопункте № Баяндынского месторождения район Крайнего Севера. В п. 1.3 договора срок выполнения работ определен сторонами с 16.06.2012 по 02.07.2012. Цена договора составила 16 283,50 рублей.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (статья 14 ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно пунктам 10, 11, 12, 13, 14 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
В случае если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей.
При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора гражданско-правового характера, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случае если срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.
Судом установлено, что период работы истца с 16.06.2012 по 30.06.2012 отражен заказчиком работ без указания кода особых условий труда. Между тем, в спорный период работы истца страхователь начислял и уплачивал за нее страховые взносы по соответствующим тарифам.
При указанных обстоятельствах, у суда имеются основания для включения спорного периода в стаж РКС, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.
Рассматривая требования истца о включении в льготный стаж периодов отпусков по уходу за ребенком с 20.01.1995 по 22.12.1995, с 05.06.1996 по 17.08.1996, суд руководствуется следующим.
Из трудовой книжки истца следует, что последняя трудовую деятельность в указанные периоды, не осуществляла.
При этом, в иске истец просила зачесть периоды с 20.01.1995 по 22.12.1995, с 05.06.1996 по 17.08.1996 в качестве периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 г.
Таким образом, поскольку отпуска по уходу за ребенком были предоставлены Чупровой Е.В. после 6 октября 1992 г., то оснований для его включения в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется.
Рассматривая требования Чупровой Е.В. о включении в льготный стаж периодов получения пособия по безработице и участия в общественных работах, суд приходит к следующему:
Как следует из справки, выданной ГУ Республики Коми «ЦЗН Прилузского района» от 21.02.2024 №, Чупрова Е.В. в периоды: с 04.08.2003 по 07.05.2004, с 01.06.2004 по 03.06.2004, с 05.07.2004 по 24.09.2004, с 10.04.2006 по 17.05.2006, с 19.09.2011 по 15.02.2012, с 21.11.2019 по 16.03.2020, с 26.10.2020 по 17.11.2020, с 01.12.2020 по 05.10.2021 стояла на регистрационном учете в качестве безработной.
В указанное время Чупрова Е.В. имела периоды, засчитываемые в страховой стаж, а именно:
- периоды получения пособия по безработице: с 04.08.2003 по 31.12.2003, с 01.04.2004 по 04.05.2004, с 05.07.2004 по 20.09.2004, с 10.04.2006 по 11.05.2006, с 19.09.2011 по 12.02.2012, с 21.11.2019 по 15.03.2020, с 26.10.2020 по 15.11.2020, с 01.12.2020 по 04.10.2021;
- периоды участия в оплачиваемых общественных работах: с 12.05.2006 по 31.05.2006,
с 05.05.2004 по 31.05.2004, с 01.09.2004 по 14.09.2004, с 01.06.2004 по 30.06.2004.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. на момент регистрации в качестве безработного) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно п. 1, 2 ст. 31 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Согласно п. 6 ст. 31 Закона N 1032-1, пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В целях обеспечения временной занятости населения органы службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу (пункт 1 статьи 24 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В соответствии с Положением об организации общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 875 преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев (пункт 12).
С лицами, участвующими в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. При этом указанный документ может быть досрочно расторгнут гражданином при его устройстве на постоянную или временную работу.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании.
Финансирование таких работ производится за счет средств организаций, в которых они проводятся (пункт 21).
В этот период за гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. Исключение составляют лишь уже упомянутые лица, для которых в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона данная работа считается подходящей (пункт 17).
Таким образом общественные работы представляют собой вид деятельности являющийся лишь одной из мер социальной поддержки безработного и не свидетельствуют о трудоустройстве истца с учетом того обстоятельства, что указанная работа не была для нее подходящей.
При этом, время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (пункт 2 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 указанного закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах.
Из анализа указанных правовых норм следует, что период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера при определении права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного, у суда не имеется оснований для включения в стаж МКС периодов получения пособия по безработице и участия в общественных работах: с 04.08.2003 по 25.08.2003, с 04.09.2003 по 31.12.2003, с 01.04.2004 по 04.05.2004, с 05.05.2004 по 30.06.2004, с 05.07.2004 по 31.08.2004, с 01.09.2004 по 14.09.2004, с 15.09.2004 по 19.09.2004, с 10.04.2006 по 11.05.2006, с 12.05.2006 по 31.05.2006, с 19.09.2011 по 12.02.2012, с 21.11.2019 по 15.03.2020, с 26.10.2020 по 15.11.2020. с 01.12.2020 по 04.10.2021, т.е. в удовлетворении иска об обязании включить в стаж МКС указанные периоды истцу надлежит отказать.
Рассматривая требования истца о включении в льготный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, суд исходит из следующего.
Согласно копии трудовой книжки истца, последняя в периоды с 12.05.2006 по 31.08.2011, с 23.03.2015 по 12.11.2019, с 16.03.2020 по 19.08.2020, с 05.10.2021 по настоящее время работает в ООО «Лузалес». Из предоставленных ООО «Лузалес» приказов следует, что в периоды с 16.08.2011 по 19.08.2011, 16.06.2016, с 22.05.2017 по 23.05.2017, со 02.12.2017 по 03.12.2017, 16.03.2018, с 17.07.2018 по 18.07.2018, 06.06.2019, 23.09.2019, с 24.10.2022 по 27.10.2022 истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы.
В соответствии со ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 2 Правил N 1015 в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В периоды отпусков без сохранения заработной платы (административных отпусков) заработная плата не выплачивается, а, следовательно, уплата за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится, что является необходимым условием для включения спорного периода в страховой стаж, таким образом, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не включаются в страховой стаж, ввиду чего спорные периоды нахождения истца в отпусках без сохранения заработной платы с 16.08.2011 по 19.08.2011, 16.06.2016, с 22.05.2017 по 23.05.2017, со 02.12.2017 по 03.12.2017, 16.03.2018, с 17.07.2018 по 18.07.2018, 06.06.2019, 23.09.2019, с 24.10.2022 по 27.10.2022, не может быть включен в специальный стаж работы истца.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 указанной статьи, статьей 25.1 указанного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, с учетом включения в стаж РКС вышеназванных периодов, а именно, с 01.08.1994 года по 17.08.1994 года, с 19.08.2002 года по 22.08.2002 года, с 17.05.2003 года по 18.05.20023 года, с 16.06.2012 года по 30.06.2012 года, стаж истца в районах Крайнего Севера составит 10 лет 3 месяца 15 дней, что не достаточно для назначения пенсии по пп. 2 п. 1 ст. 32 Федерального Закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, следовательно, требования истца о назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения, удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что решением ответчика отказ в назначении Чупровой Е.В. пенсии правомерен, оснований для признания решения от 19.12.2023 года незаконным, не имеется.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Чупровой Е.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов работы, назначении страховой пенсии с момента за её обращением -удовлетворить частично.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми включить Чупровой Е.В. в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы: с 01.08.1994 года по 17.08.1994 года, с 19.08.2002 года по 22.08.2002 года, с 17.05.2003 года по 18.05.2003 года, с 16.06.2012 года по 30.06.2012 года.
Исковые требования Чупровой Е.В., заявленные к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периодов отпуска по уходу за ребёнком, получения пособия по безработице, участия в общественных работах, отпуска без сохранения заработной платы, назначении страховой пенсии с момента за её обращением – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Председательствующий