Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-481/2022 ~ М-485/2022 от 03.10.2022

Дело № 2-481/2022

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2022 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2022 года                                                                   с. Ловозеро

Ловозерский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Костюченко К.А.,

при секретаре Скакалиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буянова О. И. к ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России и ГУ-Мурманское региональное отделение фонда социального страхования о взыскании пособия по временной нетрудоспособности и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, указав в обоснование, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, с ДД.ММ.ГГГГ был привлечён к оплачиваемому труду в соответствии со ст. 103 УИК Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ он почувствовал ухудшение здоровья, обратился в здравпункт учреждения, где проходил лечение в его стационарном отделении. В то же время, больничный лист ему оформлен не был, пособие по временной нетрудоспособности не выплачивалось, в связи с чем просил взыскать его в свою пользу в положенном размере, наряду с компенсацией морального вреда в размере 100 000 рублей.

Буянов О.И., освободившийся из мест лишения свободы, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении и озвученные им в ходе судебного разбирательства ранее.

Представитель ГУ - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Островская Л.И. и представитель ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России Сапронова Ж.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в своё отсутствие, представили письменные отзывы на иск.

Представитель ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области и ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области Русецкая М.С. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования не признала.

Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений ч. 2 ст. 10 УИК Российской Федерации при исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 ТК Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

В соответствии со ст. 183 ТК Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат, в том числе, лица, осуждённые к лишению свободы и привлечённые к оплачиваемому труду.

Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности является пособие по временной нетрудоспособности (п.п. 1 п. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещённого в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.09.2020 № 925н утверждён Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок), действовавший в период рассматриваемых правоотношений.

Из указанного Порядка следует, что листок нетрудоспособности выдаётся в форме документа на бумажном носителе либо формируется (с письменного согласия пациента) в форме электронного документа в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности. Выдача (формирование) и продление листка нетрудоспособности осуществляется после осмотра гражданина медицинским работником и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, либо в истории болезни стационарного больного или иной медицинской документации, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.

Из анализа приведённых норм следует, что выплата пособия по временной нетрудоспособности производится при наступлении страхового случая, подтверждённого оформленным в установленном порядке листком нетрудоспособности, при этом согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

При обращении за пособием по временной нетрудоспособности по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В соответствии с Перечнем уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, утверждённым приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2007 № 74, такими причинами являются непреодолимая сила, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.); длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев; переезд на место жительства в другой населённый пункт, смена места пребывания; вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы; повреждение здоровья или смерть близкого родственника; иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд.

Таким образом, перечень уважительных причин не является закрытым, в качестве такой причины судом может быть признано любое обстоятельство, которое объективно препятствовало застрахованному лицу в установленный срок реализовать право на получение пособия по временной нетрудоспособности.

Согласно ч. 1 ст. 103 УИК Российской Федерации каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 98 УИК Российской Федерации осуждённые к лишению свободы, привлечённые к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Порядок обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осуждённых к лишению свободы лиц, привлечённых к оплачиваемому труду, регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 № 727, которым утверждено соответствующее Положение.

В соответствии с п. п. "а" п. 2 Положения осуждённым выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию, в частности по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Пособия выплачиваются осуждённым за счёт страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования Российской Федерации организациями, в которых трудятся осуждённые. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счёт средств указанных организаций (п. 3 Положения).

Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пособием (п. 5 Положения).

Ответственность за назначение, исчисление и выплату пособий по обязательному государственному социальному страхованию несут руководитель и главный бухгалтер организации, где трудятся осуждённые (п. 6 Положения).

Контроль за правильным назначением, исчислением и выплатой пособий по обязательному государственному социальному страхованию в организациях, где трудятся осуждённые, осуществляется отделениями (филиалами) Фонда социального страхования Российской Федерации (п. 7 Положения).

Согласно п. 8 Положения пособие по временной нетрудоспособности выдаётся при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.

Осуждённым, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов (не в колонии-поселении), листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в другие организации, где трудятся осуждённые.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.

Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счёт средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что с ДД.ММ.ГГГГ Буянов О.И. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области.

На основании приказа врио начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ -ос Буянов О.И. с ДД.ММ.ГГГГ был привлечён к оплачиваемому труду - трудоустроен на должность швея швейного участка на 1.0 ставку, со сдельной оплатой труда.

На основании приказа начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ -ос "Об отстранении от должности осуждённых ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области"    ДД.ММ.ГГГГ Буянов О.И. отстранён от оплачиваемого труда в связи с трудоустройством в отдел КБИ и ХО.

Приказом начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ -ос Буянов с ДД.ММ.ГГГГ привлечён на должность кухонного рабочего столовой учреждения на 1.0 ставку и приказом от ДД.ММ.ГГГГ -ос отстранён от оплачиваемого труда в связи с этапированием в иное исправительное учреждение.

Материалами дела также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Буянов О.И. проходил лечение в здравпункте филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, расположенном на территории ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, по причине лабораторно подтверждённой ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> однако листок нетрудоспособности ему своевременно оформлен не был и, соответственно, пособие по временной нетрудоспособности не начислялось и не выплачивалось.

Из поступившего в адрес суда эпикриза на заседание врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России следует, что решение выдать Буянову О.И. электронный листок нетрудоспособности было принято указанной комиссией лишь ДД.ММ.ГГГГ, при этом его выдача прошедшим числом мотивирована отсутствием информации от ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области о периоде нетрудоспособности истца.

В то же время, в рассматриваемой ситуации обязанность по оформлению истцу листка нетрудоспособности, в соответствии с п. 8 вышеуказанного Положения, возложена именно на ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России или его структурное подразделение, дислоцирующееся на территории исправительного учреждения, администрация которого, после его получения, должна произвести назначение и выплату соответствующего пособия осуждённому.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что причиной несвоевременного оформления истцу листка нетрудоспособности и, как следствие, невыплаты ему пособия по временной нетрудоспособности явилось бездействие работников медицинского учреждения ФСИН России.

Статьёй 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ установлено, что размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путём умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности.

В случае, если пособие по временной нетрудоспособности, исчисленное в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, в расчёте за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда, определённого с учётом этих коэффициентов, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из минимального размера оплаты труда. При этом размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путём деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимального размера оплаты труда, определённого с учётом этих коэффициентов, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности.

Из ст. 7 указанного закона следует, что пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и лечении в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

Согласно представленным ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области и ГУ-Мурманское региональное отделение фонда социального страхования расчётам сумма пособия за счёт средств работодателя, исчисленная Буянову О.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, составляет 1 279 рублей 20 копеек, пособие по нетрудоспособности за счёт средств ФСС за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 3 768 рублей 85 копеек.

Указанные расчёты пособия произведены с учётом страхового стажа истца, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ, судом проверены и признаны обоснованными, в связи с чем кладутся в основу принятого решения.

Учитывая изложенные выше нормы права и установленные по делу обстоятельства, принимая во внимание то, что невыплата истцу пособия была обусловлена бездействием со стороны работников ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, своевременно не оформивших истцу листок нетрудоспособности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, как на страхователя-работодателя, обязанности произвести оплату времени нетрудоспособности истца за первые 3 дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 279 рублей 20 копеек, а на ГУ – Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за последующий период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 768 рублей 85 копеек.

При этом, несмотря на установление судом бездействия со стороны ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, приведшее к нарушению прав истца, к органам, уполномоченным осуществлять выплату пособия по временной нетрудоспособности, оно не относится, поскольку является медицинским учреждением, оказывающим соответствующую помощь осуждённым, в связи с чем оснований для взыскания с него спорных сумм не имеется.

В то же время, поскольку работодателем и фондом социального страхования в суд представлены документы о перечислении на лицевой счёт истца в исправительном учреждении указанных выше сумм пособия по временной нетрудоспособности, с учётом удержания налога на доходы и алиментов и в сроки, предусмотренные ст.ст. 14.1 и 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, настоящее решение в данной части исполнению не подлежит.

Рассматривая требование истца о взыскании в его пользу с ответчиков компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 22 и ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Статьёй 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребёнка (детей), ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение уполномоченными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Пунктом 1 ст. 150 ГК Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст. 151 ГК Российской Федерации если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий, и др.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причинённых нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абз. 2 и 4 п. 2абз. 2 и 4 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

Из приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага.

Пособие по временной нетрудоспособности относится к числу мер социальной поддержки граждан на случай их заболевания, данная мера направлена на обеспечение определённого жизненного уровня граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Неправомерное лишение гражданина права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечёт нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учётом приведённых обстоятельств право граждан на такую меру социальной поддержки, как пособие по временной нетрудоспособности, имеет не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают его личные неимущественные права и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред.

Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что невыплата истцу пособия по временной нетрудоспособности напрямую связана с бездействием со стороны работников службы исполнения наказаний, с учётом длительности периода ограничения прав истца на получение пособия, характера и степени причинённых ему в связи с этим нравственных страданий, принципа разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения, суд полагает необходимым удовлетворить требования Буянова О.И. в данной части и взыскать в его пользу в счёт компенсации морального вреда 2 000 рублей.

Определяя надлежащего ответчика, с которого подлежат взысканию указанная сумма морального вреда, суд учитывает, что бездействие, повлекшее причинение истцу морального вреда, совершено работниками медицинской организации, входящей в уголовно-исполнительную систему, которая согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансируется за счёт средств федерального бюджета, следовательно вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации.

Согласно ст. 1071 ГК Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 БК Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

В соответствии с пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на неё функций.

Согласно ст. 16 ГК Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со ст. 16 ГК Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причинённых в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Таким образом, в тех случаях, когда предъявлен иск о возмещении вреда, причинённого физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, суду следует установить, кто конкретно в данном случае вправе выступать в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и, соответственно, является ответчиком.

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу в части требований истца о взыскании компенсации морального вреда является ФСИН России.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░-23 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-51 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-23 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 279 ░░░░░░ 20 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 768 ░░░░░░ 85 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                                      ░.░. ░░░░░░░░░░

2-481/2022 ~ М-485/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Буянов Олег Игоревич
Ответчики
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России
УФСИН России по Мурманской области
ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области
ГУ - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Суд
Ловозерский районный суд Мурманской области
Судья
Костюченко Кирилл Александрович
Дело на сайте суда
lov--mrm.sudrf.ru
03.10.2022Регистрация административного искового заявления
04.10.2022Передача материалов судье
04.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2022Судебное заседание
30.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее