Дело № 2-96/2024 г.
УИД 22RS0005-01-2024-000151-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Бурла 16 августа 2024 г.
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Портновой М.С.,
при секретаре Ворониной Р.В.,
с участием:
заместителя прокурора Бурлинского района Алтайского края Чмыхова И.Н.,
представителя ответчика МБУК «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края Соловьевой С.Н.,
представителя ответчика комитета по культуре администрации Бурлинского района Алтайского края Ступко С.А.,
представителя третьего лица ТО РЩ и ПР № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Булаева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурлинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к комитету по культуре администрации Бурлинского района Алтайского края, МБУК «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бурлинского района Алтайского края обратился в Бурлинский районный суд Алтайского края с иском в интересах неопределенного круга лиц первоначально к МБУК «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, к администрации Бурлинского района Алтайского края о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований истец отразил, что прокуратурой Бурлинского района Алтайского края проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в здании муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края, расположенного по адресу: Алтайский край, Бурлинский район, с.Бурла, ул.Ленина, 12.
В ходе проверки установлено, что в здании МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края в нарушение п.50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, пожарные насосы-повысители отключены от электроснабжения. Вопреки требованиям подпункта «ж» пункта 7.2 СП 7.13.130.2013, утвержденных приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116, отсутствует система противодымной защиты при пожаре в помещении зрительного зала, не имеющего естественного освещения. В нарушение ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для отделки потолка в зрительном и танцевальных залах используется горючий материал (плитка из древесно-волокнистой плиты). По перечисленным нарушениям дознавателем ОД ТО РЩ и ПР № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю директору МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края внесено предписание № 32/1 от 14.02.2022 со сроком устранения нарушений - февраль 2023 года. До настоящего времени нарушения не устранены. Устранение вышеперечисленных нарушений потребует значительных финансовых затрат, в связи с чем обязанность устранить нарушения, должна быть возложена Администрацию Бурлинского района Алтайского края, которая осуществляет функции и полномочия собственника имущества Учреждения. В здании МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края на постоянной основе проводятся танцевальные, художественные занятия с несовершеннолетними, проводятся торжественные, праздничные мероприятия с большим количеством зрителей. Таким образом, в настоящее время имеется угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также работников МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения я и уменьшения объема заявленных исковых требований процессуальный истец просил возложить на комитет по культуре администрации Бурлинского района Алтайского края, МБУК, «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края обязанность в срок по 31.08.2025 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края, расположенном по адресу: Алтайский край, с.Бурла, ул.Ленина, 12: привести в исправное состояние внутренний противопожарный водопровод, обеспечив надлежащую работу насосов-повысителей; установить систему противодымной защиты при пожаре в помещении зрительного зала, произвести противопожарную пропитку потолочного покрытия в зрительном и танцевальном залах.
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 02.08.2024 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен ТО РЩ и ПР № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю.
В судебном заседании заместитель прокурора Бурлинского района Чмыхов И.Н. на удовлетворении иска, с учетом уточнения и уменьшения размера исковых требований настаивал, указав, что поводом для обращения с указанным иском явилось то, что в здании МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края на постоянной основе проводятся танцевальные, художественные занятия с несовершеннолетними, проводятся торжественные, праздничные мероприятия с большим количеством зрителей, таким образом, имеется угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также работников МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края.
Представитель ответчика МБУК «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края Соловьева С.Н. в судебном заседании исковые требования признала, указав, что работы в данном направлении ведутся, заключены договоры, для продолжения производства работ необходим разумный срок.
Представитель ответчика комитета по культуре администрации Бурлинского района Алтайского края Ступко С.А. в судебном заседании исковые требования признала, указав, что комитет по культуре является учредителем МБУК «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края, работы ведутся и зависят от размера бюджетных средств. С учетом того, что на 2024 г. бюджет района утвержден, для исполнения требований прокурора необходим разумный срок.
Представитель третьего лица ТО НД и ПР №5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю Булаев В.С. в судебном заседании полагал иск подлежащим удовлетворению, поскольку невыполнение перечисленных прокурором требований может привести к неблагоприятным последствиям, в которые, в том числе включают возможную гибель людей.
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 16.08.2024 г. заявления о признании иска приобщены к материалам гражданского дела.
Одновременно сторонам разъяснено, что в силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Абзацем 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, исследовав доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В соответствии со ст.37 Закона соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закона № 69-ФЗ) установлено, что обязательные требования пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст.2 Закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно ч.1 ст.6 Закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее – Закон № 123-ФЗ) года пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила).
Указанные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
На основании п.50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 руководитель организации обеспечивает исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов исправными пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), а также надлежащее состояние водокольцевых катушек с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, однако в нарушение этому внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, пожарные насосы-повысители отключены от электроснабжения.
Согласно п.п. «ж» 7.2. пункта 7.2 СП 7.13.130.2013, утвержденных приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116, удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения без естественного проветривания при пожаре: с высокой плотностью пребывания людей; торговых залов; офисов; площадью 50 м2 и более с постоянными рабочими местами, предназначенного для хранения или использования горючих веществ и материалов; гардеробных площадью 200 м2 и более; автодорожных, кабельных, коммутационных с маслопроводами и технологических тоннелей, встроенно-пристроенных и сообщающихся с подземными этажами зданий различного назначения, при этом вопреки этим требованиям отсутствует система противодымной защиты при пожаре в помещении зрительного зала, не имеющего естественного освещения.
В нарушение ст.134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для отделки потолка в зрительном и танцевальных залах используется горючий материал (плитка из древесно-волокнистой плиты).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края является действующим юридическим лицом (ОГРН: 1112210000880, ИНН/КПП: 2236004264/223601001), место нахождения которого расположено по адресу: Алтайский край, Бурлинский район, с.Бурла, ул.Ленина, 12.
Согласно Уставу муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края (в дальнейшем именуемое - Учреждение) создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и постановлением Администрации Бурлинского района от 13.03.2017 года № 71 «О реорганизации муниципальных учреждений в сфере культуры». Учреждение является правопреемником муниципального бюджетного учреждения культуры Бурлинская межпоселенческая модельная библиотека, муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурлинский районный краеведческий музей», муниципального межпоселенческого бюджетного учреждения культуры «Бурлинский районный Дом культуры». Учреждение является бюджетной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере культуры. Полное наименование учреждения: муниципальное бюджетное учреждение культуры «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края. Сокращенное наименование учреждения: МБУК «МФКЦ». Учредителем Учреждения является муниципальное образование Бурлинский район Алтайского края (в дальнейшем - Муниципальный район). Функции учредителя учреждения осуществляет комитет по культуре Администрации Бурлинского района (в дальнейшем именуемый - Учредитель). Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Бурлинский район. Полномочия собственника в отношении, закрепленного за Учреждением муниципального имущества осуществляет Администрация Бурлинского района в лице управления по экономического развитию, имущественным и земельным отношениям Администрации Бурлинского района. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, имеет печать со своим наименованием, угловой штамп, бланки со своим наименованием и другими реквизитами. Учреждение действует на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Алтайского края и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального района, а также настоящего Устава. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования Бурлинский район Алтайского края и иных, не запрещенных законом источников. Учреждение без согласия Учредителя не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным Учреждением за счет средств выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, Учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В Учреждении могут создаваться профсоюзные и другие общественные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридический адрес: 658810 Алтайский край, Бурлинский район, село Бурла. улица Ленина, 12.
Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, должно использоваться самим учреждением в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением этого имущества.
В судебном заседании установлено, что 17.06.2024 прокуратурой Бурлинского района Алтайского края с участием дознавателя ОД ТО НД и ПР № 5 УНД и ПР ГУ МЧС России по Алтайскому проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства в здании муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края, расположенного по адресу: Алтайский край, Бурлинский район, с.Бурла, ул.Ленина, 12. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, так, в здании МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края в нарушение п.50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии, пожарные насосы-повысители отключены от электроснабжения. Вопреки требованиям подпункта «ж» пункта 7.2 СП 7.13.130.2013, утвержденных приказом МЧС России от 21.02.2013 № 116, отсутствует система противодымной защиты при пожаре в помещении зрительного зала, не имеющего естественного освещения. В нарушение ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», для отделки потолка в зрительном и танцевальных залах используется горючий материал (плитка из древесно-волокнистой плиты).
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей ответчиков. Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка Бурлинского района Алтайского края от 31.07.2024 должностное лицо - директор МБУК «МФКЦ» Бурлинского района Алтайского края Соловьева С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Постановление не обжаловалось и вступило в законную силу.
На момент рассмотрения настоящего спора указанные прокурором нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме не устранены, однако незаконного бездействия, либо ненадлежащего исполнения должностных обязанностей представителями ответчиков не допущено. На обозрение представлен ряд договоров: от 25.06.2024 г. № 12, 15.08.2024 № 16, муниципальный контракт № 69/24 от 14.08.2024 г., предмет исполнения которых направлен на выполнение требований прокурора Бурлинского района Алтайского края.
В соответствии со ст.34 Закона граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Выявленные и не устраненные до настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартов, норм, правил, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
При этом, отсутствие достаточных бюджетных средств на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности в учреждении не является обстоятельством, исключающим ответственность надлежащих лиц за неисполнение установленных законами обязанностей.
При указанных обстоятельствах, с учетом признательных позиций представителей ответчиков, которыми прав и интересы третьих лиц не нарушаются, исковые требования прокурора Бурлинского района Алтайского края подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также доводы представителей ответчиков, суд считает целесообразным в соответствии со ст.206 ГПК РФ согласиться с процессуальным истцом и определить срок для устранения выявленных нарушений по 31 08. 2025 года, который является реальным для выполнения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Бурлинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к комитету по культуре администрации Бурлинского района Алтайского края, МБУК «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на комитет по культуре администрации Бурлинского района Алтайского края, МБУК «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края обязанность устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Многофункциональный культурный центр» Бурлинского района Алтайского края, расположенном по адресу: Алтайский край, с.Бурла, ул.Ленина, 12: привести в исправное состояние внутренний противопожарный водопровод, обеспечив надлежащую работу насосов-повысителей; установить систему противодымной защиты при пожаре в помещении зрительного зала, произвести противопожарную пропитку потолочного покрытия в зрительном и танцевальном залах.
Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - по 31.08.20245 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Бурлинский районный суд Алтайского края
Председательствующий М.С.Портнова
Мотивированное решение составлено 19 августа 2024 г.
Копия верна, подлинное решение хранится в деле № 2-96/2024 г. находящемся в производстве Бурлинского районного суда Алтайского края
Судья М.С.Портнова
Решение не вступило в законную силу на 16.08.2024 г.
Секретарь с/з Р.В.Воронина