Судья: Перцева Ю.В. Дело № 33а-10000/2020
УИД: 63RS0009-01-2020-001704-80
Дело № 2а-1140/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей - Лазаревой М.А., Навроцкой Н.А.,
при секретаре – Туроншоевой М.Ш.,
с участием прокурора – Атяскиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Евдокимова А.В. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2020 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Евдокимова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора отдела Самарской областной прокуратуры, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 23 июня 2020 г. N 639 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва.
Евдокимов А.В. обратился в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2, выдвинутого в порядке самовыдвижения, представив документы для уведомления о выдвижении и регистрации.
Решением территориальной избирательной комиссии г.Жигулевска Самарской области с полномочиями Территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 от 6 августа 2020 г. № 26/4-8 отказано в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2.
Евдокимов А.В. обратился в Жигулевский городской суд Самарской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения от 06 августа 2020 г. № 26/4-8 об отказе в регистрации его кандидатом, ссылаясь на нарушения административным ответчиком требований действующего законодательства, а именно пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2020 г. административные исковые требования Евдокимова А.В. оставлены без удовлетворения.
С указанным решением не согласился Евдокимов А.В., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции Евдокимов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить и удовлетворить административные исковые требования.
Прокурор отдела прокуратуры Самарской области в заключении полагал, что решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о дне, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения административного истца, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24 декабря 2019 г.) (далее - Закон Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ), решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. №142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании документов, представляемых кандидатом для регистрации, в том числе подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованных и сброшюрованных в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона). (пункт 1 часть 2 статья 37 Закон Самарской области от 31 декабря 2019 №142-ГД).
Пунктом 2 части 6 статьи 33 и пунктом 3 части 1 статьи 35 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 №142-ГД предусмотрено, что кандидат, вместе с заявлением представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом, заверенные кандидатом.
В силу пункта 3 части 2 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, в том числе на основании копии документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона).
Согласно пункту 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата установлено и подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ.
Частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право кандидатов и их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лицах, политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений, других общественных объединений, инициативных групп по проведению референдума и их уполномоченных представителей, иных групп участников референдума и их уполномоченных представителей оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г. № 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 09 июля 2020г. Евдокимовым А.В. в Комиссию представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
29 июля 2020г. Евдокимовым А.В. в Комиссию представлены документы для регистрации.
Решением Территориальной избирательной комиссии г.Жигулевска Самарской области от 06 августа 2020 г. № 26/4-8 Евдокимову А.В. отказано в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 2 на основании пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», поскольку комиссия установила отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом Самарской области для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, а именно, документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Думы городского округа Жигулевск Самарской области (далее - заявление о согласии баллотироваться), документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы и занимаемой должности, а также документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов, предоставление которых для регистрации кандидата в соответствии с требованиями части 2 статьи 37 Закона Самарской области является обязательным.
В ходе проверки рабочей группой было установлено, что административным истцом представлен документ, который назван «СПРАВКА», датирован от 6 июля 2020 г. следующего содержания: «Дана Евдокимову Андрею Васильевичу в том, что он действительно работает в ООО «<данные изъяты>» в должности коммерческого директора. Справка дана для предоставления по месту требования». Имеется оттиск печати ООО «<данные изъяты>». Напротив следующих сведений: «<данные изъяты>» в полях, отведенных для личной подписи и расшифровки Ф.И.О. руководителя, записи отсутствуют.
Частью 4 статьи 33 Закона Самарской области установлены требования к содержанию письменной формы заявления о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, гражданина Российской Федерации, выдвинувшего свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу.
К данным о кандидате, которые должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться, согласно вышеуказанной норме Закона Самарской области, непосредственно относятся:
-фамилия, имя и отчество;
-дата и место рождения;
-адрес места жительства;
-серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина;
-идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);
-гражданство;
-сведения о профессиональном образовании (при наличии);
-сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы — роде занятий) кандидата;
-если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе — сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;
-если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидата в депутаты Евдокимова А.В., представленном им для уведомления о самодвижении по одномандатному избирательному округу, указаны все предусмотренные частью 4 статьи 33 Закона Самарской области. В отношении сведений об основном месте работы или службы, занимаемой должности/роде занятий указано - ООО «<данные изъяты>», коммерческий директор.
Иных документов в подтверждение указанных сведений кандидат в депутаты не представил.
Термины и определения основных понятий, используемых в области делопроизводства, устанавливает Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (далее - Национальный стандарт), утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 года № 1185-ст.
Так, данный Национальный стандарт определяет документ в качестве зафиксированной на носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (термин 7). Реквизит документа определяется как элемент оформления документа (термин 36). Под оформлением документа понимается проставление на документе необходимых реквизитов (термин 52). Одним из реквизитов документа является его дата, обозначающая время подписания (утверждения) документа или зафиксированного в нем события (термин 63). Кроме этого, указанный Национальный стандарт определяет юридическую значимость" документа и его юридическую силу. В первом случае определяется свойство документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера (термин 14), а во втором - свойство официального документа вызывать правовые последствия (термин 15).
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что справка, представленная Евдокимовым А.В. вместе с заявлением о согласии баллотироваться, не могла быть оценена Территориальной избирательной комиссией в качестве документа, подтверждающего сведения об основном месте работы Евдокимова А.В. и о занимаемой им должности, поскольку указанная справка в связи с отсутствием в ней одного из необходимых реквизитов, не позволяет идентифицировать зафиксированную в ней информацию.
Судом установлено, что административным истцом не оспаривается тот факт, что вышеуказанный документ, представленный им одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, не содержит подписи, между тем полагает, что он в порядке, предусмотренном положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона вправе был восполнить данный недостаток, однако ввиду того, что окружная избирательная комиссия не уведомила его о данных обстоятельствах, он был лишен такой возможности.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что кандидат в депутаты
представил справку с основного места работы с подписью директора ООО
«<данные изъяты>» лишь 06 августа 2020 г., в день принятия Территориальной избирательной комиссией обжалуемого решения, т.е. за пределами пресекательного срока для предоставления документов, поскольку в силу п.1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации он имел право исправить выявленные недостатки в установленный законом срок - не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что избирательная комиссия в нарушение требований действующего законодательства не известила административного истца об отсутствии соответствующих документов не позднее чем за три дня до дня заседания, судебная коллегия отмечает, что данное обстоятельство не ограничивает право кандидата в случае отсутствия копий каких-либо документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, самостоятельно представить их не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. При этом, ненадлежащее исполнение обязанности Избирательной комиссией по извещению кандидата о недостатках не освобождает его (как и других кандидатов) от обязанности соблюдать требования законодательства о выборах.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами районного суда, поскольку заверенные Евдокимовым А.В. копии документов, подтверждающих сведения об основном месте работы, могли быть представлены им не позднее, чем за один день до дня заседания Избирательной комиссии, на котором принято оспариваемое в рамках настоящего дела решение.
В связи с тем, что в установленный срок предусмотренные федеральным избирательным законодательством необходимые для регистрации кандидата документы в Избирательную комиссию представлены не были, в силу пункта 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области у Комиссии правовые основания для регистрации кандидата Евдокимова А.В. отсутствовали.
Также из материалов дела следует, что в подтверждение оплаты изготовления подписных листов одновременно с документами на регистрацию Евдокимов А.В. представил платежное поручение.
В данном платежном документе в поле назначение платежа указано: «Подписные листы».
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что указание в строке назначение платежа «подписные листы» не дает четкого представления о том, что оплата подписных листов произведена кандидатом непосредственно за их изготовление, а не за иные услуги, связанные с подписными листами, необходимые для регистрации кандидата, что является препятствием для принятия решения о его регистрации кандидатом.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у коллегии не имеется, поскольку ответственность за представление документов, необходимых для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие представляемых документов требованиям избирательного законодательства возлагается на кандидата, избирательное объединение, при принятии оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии г.Жигулевска Самарской области от 6 августа 2020 г. № 26/4-8 нарушений законодательства о выборах и референдумах не допущено, соответственно для принятия указанного в части 1 статьи 244 КАС РФ решения не имеется.
Отсутствие документов, необходимых в соответствии с Законом Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД для уведомления о выдвижении Евдокимова А.В. и его регистрации, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации данного кандидата, предусмотренные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 3 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате не соответствуют действительности.
29 июля 2020 г. для регистрации кандидатом в депутаты Евдокимов А.В. представил в территориальную избирательную комиссию г.Жигулевска Самарской области 18 подписей избирателей, содержащихся в 4 подписных листах, в которых, как установлено выше, указаны не соответствующие действительности сведения об основном месте работы.
При таких обстоятельствах все 18 подписей избирателей, представленных Евдокимовым А.В., являются недействительными, что влечет за собой отказ в его регистрации в качестве кандидата.
Поскольку оспариваемое решение является законным, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности по регистрации Евдокимова А.В. в качестве кандидата в депутаты совета депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва.
Оснований не согласиться с данными выводами суда у судебной коллегии не имеется, так как они основаны на правильном применении норм действующего законодательства и исследованных судом материалах дела.
Вопреки доводам жалобы, разрешая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Евдокимова А.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 сентября 2020г.
Председательствующий –
Судьи –