Дело №2-156/2024
УИД 26RS0026-01-2024-000102-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«15» марта 2024 года г.Нефтекумск
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ливинской Н.С.,
при секретаре Гатиловой Т.А.,
с участием истца Казимагомедова Д.М.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю – Марченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казимагомедова Д.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы в льготном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Казимагомедов Д.М. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы в льготном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию.
Исковые требования, уточненные в порядке ст.39 ГПК РФ, мотивированы тем, что он является медицинским работником, выработал стаж, необходимый для назначения льготной пенсии по старости, для чего обратился в территориальное Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю, где ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, вместе с тем не был включен в специальный стаж период его работы: с 10.03.1992 года по 01.07.1997 года (05 лет 03 месяца 22 дня) в должности фельдшера отделения скорой и неотложной помощи Рутульской центральной районной больницы, которая с 10.03.1992 года по 01.07.1997 года являлась лечебно-профилактическим структурным подразделение Рутульского территориального медицинского объединения Республики Дагеста, поскольку территориальные медицинские объединения не предусмотрены в наименовании учреждений Списка №781. Просит признать за Казимагомедовым Д.М. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранений с момента обращения; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю включить в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы в 10.03.1992 года по 01.07.1997 года в должности фельдшера отделения скорой и неотложной помощи Рутульской больницы в льготном исчислении и обязать назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения - 09.03.2022 года.
В судебном заседании истец Казимагомедов Д.М. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
В судебном заседании ответчик – представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю Марченко Е.Н. с учетом представленных новых доказательств по делу не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В подпункте «н» пункта 1 Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" определен перечень списков профессий, должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно пункту 3 Правил № 781 в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, включаются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке № 781.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ в календарном порядке, за исключением случаев льготного порядка исчисления стажа, строго предусмотренных Правилами № 781, а именно: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Согласно п.6 Правил №781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.
Как видно из копии трудовой книжки истца, он 10.03.1992 года принят на работу в Рутульское ТМО на должность фельдшера отделения скорой и неотложной помощи.
01.07.1997 года уволен по собственному желанию.
Как установлено судом, истец 09.03.2022 года обратился в территориальный отдел Отделения Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Из решения ГУ –Отделения Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю № от 11.03.2022 года следует, что Казимагомедову Д.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемых 30 лет стажа медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения. В стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за выслугу лет, не включен период работы в Рутельском ТМО с 10.03.1992 года по 01.07.1997 года (05 лет 03 месяца 22 дня) в должности фельдшера отделения скорой и неотложной помощи, поскольку медицинские объединения не поименованы в числе учреждений Списка №781. Справка от 16.08.2021 года не содержит сведений о каком-либо структурном подразделении Рутульского ТМО, о реорганизации учреждения и местности, ссылок на нормативные документы. По представленным документам и выписки из индивидуального лицевого счета стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учетом Списка №781 и Правил №781 составляет 25 лет 01 месяц 14 дней.
Согласно справке главы муниципального района «Рутульский район» Республики Дагестан от 12.03.2024 года, отделение скорой и неотложной помощи в период с 10.03.1992 по 01.07.1997 года входило в состав Рутульской районной больницы, находилось по адресу: село Рутул Рутульского района Республики Дагестан.
Из справки главного врача ГБУ РФ «Рутульская ЦРБ им. С.И. Абеева» от 26.12.2023 года следует, что Устав Рутульского ТМО, копии штатных расписаний 1992-1997 гг. в архивах больницы не сохранились.
Из справки врача ГБУ РФ «Рутульская ЦРБ им. С.И. Абеева» о переименовании следует, что с 02.01.1991 года ГБУ РФ «Рутульская ЦРБ» имело наименование ТМО (территориальная медицинская организация; с 19.06.2001 года переименовано в медицинское учреждение здравоохранения «Рутульская центральная районная больница»; с 21.03.2012 переименовано в Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Рутульская центральная районная больница», с 14.11.2022 года переименовано в Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Рутульская центральная районная больница им. С.И. Абеева».
Согласно постановлению Министерство труда и социального развития Российской Федерации от 14 мая 2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях» работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (устанавливавшей пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах).
С учетом изложенного и принимая во внимание положения Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, не включение периода работы истца с 10.03.1992 года по 01.07.1997 года в стаж работы, является нарушением конституционного принципа равенства и обеспечения правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, поскольку вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Кроме того, согласно номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 года № 395, ТМО являлось учреждением здравоохранения, головной организацией ТМО была больница, на которую возлагались функции органа управления ТМО.
Судом установлено, что независимо от наименования ЦРБ ни его функции, ни вид деятельности, ни должностные обязанности его работников не менялись, и ЦРБ и ТМО занимались лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Рутульская центральная районная больница, располагается в селе Рутул Рутульского района Республики Дагестан, неоднократно изменяло свое название, не меняя при этом своего назначения, а потому именование лечебного учреждения как ТМО, на оценку пенсионных прав истца влиять не должно и не может являться основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж работы.
Судом не установлено, что в спорный период работа истца Казимагомедова Д.М. в должности фельдшера отделения скорой и неотложной помощи Рутульского ТМО, располагавшегося в селе Рутул Рутульского района Республики Дагестан была связана с осуществлением иной деятельности, не связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, сам стаж работы истца в области здравоохранения подтверждается копией его трудовой книжки.
Таким образом, суд считает, что период работы истца Казимагомедова Д.М. с 10.03.1992 года по 01.07.1997 года в должности фельдшера отделения скорой и неотложной помощи Рутульского территориального медицинского объединения, располагавшегося в сельской местности, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в учетом положений п. 5 Правил №781, в льготном порядке.
Учитывая, что специальный стаж истца, дающих право на досрочную страховую пенсию по старости на день обращения – 09.03.2022 года, с учетом периодов, включенных судом, составляет более 30 лет, имеются основания для назначения Казимагомедову Д.М. Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного, исковые требования Казимагомедова Д.М. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Казимагомедова Д.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ставропольскому краю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, обязании включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы в льготном исчислении и назначить досрочную страховую пенсию, – удовлетворить.
Признать за Казимагомедовым Д.М. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю включить в специальный стаж Казимагомедова Д.М., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 10.03.1992 года по 01.07.1997 года в должности фельдшера отделения скорой и неотложной помощи Рутульского территориального медицинского объединения, располагавшегося в селе Рутул Рутульского района Республики Дагестан, в льготном исчислении, с учетом положений п.5 Правил №781, и назначить Казимагомедову Д.М. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – 09.03.2022 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2024г.
Судья Н.С. Ливинская