Дело (УИД) 58RS0012-01-2022-001663-07
Производство № 2-759/2022
Решение
Именем Российской Федерации
26 августа 2022 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.А.,
при секретаре Кочетковой О.П.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонова Геннадия Николаевича к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату.
установил:
Тихонов Г.Н. обратился в суд с иском к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату, указав в обоснование иска, что имеет в собственности нежилое здание гаража с кадастровым номером №, общей площадью 77,1 кв.м., расположенное по адресу: (адрес) расположен в непосредственной близости с принадлежащим ему на праве собственности жилым домом и используется для хранения личного автотранспорта.
Для приобретения в собственности земельного участка, на котором расположено здание гаража, он обратился в Администрацию города Каменки Пензенской области, но ему было предложено данный участок сформировать. Для выполнения кадастровых работ он обратился к кадастровому инженеру, которым было установлено, что часть его гаража расположена на земельном участке военного городка, который в 2012 году был передан в муниципальную собственность муниципального образования города Каменки Пензенской области, а часть на территории муниципального образования города Каменки собственность на которую не разграничена. Кадастровым инженером из целого земельного участка военного городка был выделен земельный участок площадью 151 кв.м. и образован новый земельный участок, которому присвоен кадастровый №, местоположение которого установлено по (адрес) часть гаража расположена на земельном участке с кадастровым номером № площадью 349 кв.м., местоположение (адрес), который был сформирован и поставлен на ГКУ по его заявке, одобренной Администрацией города путем утверждения Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В целях объединения двух земельных участков должностным лицом администрации города было подано заявление в Управление Росреестра по Пензенской области и представлен межевой план, но в объединении двух земельных участков было отказано на том основании, что права на земельный участок с кадастровым номером № площадью 349 кв.м. и зарегистрированы, а земельный участок, которому присвоен кадастровый № находится в собственности Муниципального образования города Каменки.
В соответствии со ст.39.20ЗК РФ он подал заявление в Администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области о приобретении в собственность за плату двух земельных участков, поскольку их формирование и было предпринято что в целях выкупа того участка земли, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности гараж с учетом территории, которая необходима для его обслуживания. В предоставлении ему спорных земельных участков было отказано на том основании, что здание не может быть расположено на двух земельных участках, и их разрешенное использование: для ведения ЛПХ, не соответствует назначению здания гаража, а также земельные участки сформированы в нарушении требований ст. 11.2,11.6,11.9 ЗК РФ. При этом до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером № площадью 349 кв.м. в собственность муниципального образования г. Каменки не поступил, что исключает возможность объединения двух земельных участков.
Формирование двух земельных участков было вынужденным, поскольку часть здания гаража оказалась расположена на чужом земельном участке, и часть земельного участка необходимо было выделить из целого. Постановка спорных земельных участков на ГКУ возможна только в случае утверждения схемы их расположения на кадастровом плане территории, которая утверждается органом местного самоуправления только в случае соблюдения правил, предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ об образовании земельных участков. Поскольку оба участка встали на ГКУ, то статьи 11.2,.11.6,11.9 ЗК РФ не нарушены.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность двух земельных участков приведены также положения ст. 57.3 ГрК РФ, которая регламентирует порядок выдачи градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, что предусмотрено только для вновь строящихся объектов капитального строительства в целях получения разрешения на их строительство. Для приобретения в собственность земельного участка, на котором уже находится объект капитального строительства, градостроительный план земельного участка не разрабатывается, и также не выполняются требования статей 30,38 ГрК РФ, выполнение которых необходимо для получения разрешения на строительство нового объекта капитального строительства. Считает отказ администрации города в предоставлении ему в собственность двух земельных участков за плату не основаны на законе, в связи с чем просит суд признать за ним право на приобретение в собственность за плату земельного участка площадью 151 кв.м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 349 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение которых определено как (адрес).
Обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области заключить с ним договор купли- продажи земельного участка площадью 151 кв.м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 349 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение которых определено как (адрес).
В судебное заседание истец не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации города Каменки Каменского района Пензенской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд определил в соответствии с положением статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
Вопросы образования земельных участков регламентированы главой I.1. Земельного кодекса РФ, положениями которой предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (статья 11.3 Земельного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4); схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13); в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (пункт 18); названной статьей также предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 16).
В судебном заседании установлено, что истец является собственником гаража площадью 77,1 расположенного по адресу (адрес). Основание возникновения права – решение Каменского городского суда Пензенской области от 24.02.2012 года.
Земельный участок площадью 151 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: (адрес), земли населенных пунктов, разрешенное использование ведение ЛПХ правообладатель Муниципальное образования город Каменка Каменского района Пензенской области
Земельный участок площадью 349 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: (адрес), земли населенных пунктов, разрешенное использование ведение ЛПХ правообладатель администрация города Каменка Каменского района Пензенской области.
Истец обратился в администрацию города с заявлением о предоставлении в собственность за плату двух земельных участков.
Администрация города Каменки Каменского района Пензенской области в письме от 19.01.2022 № 129.5.62 отказала истцу сославшись на то, что здание не может располагаться на двух земельных участках, и их разрешенное использование: для ведения ЛПХ не соответствует назначению здания, а также, что земельные участки сформированы с нарушением требований ст. 11.2, 11.6, 11.9 ЗК РФ.
По общему правилу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, чем обеспечивается реализация закрепленного нормой подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 39. 3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В статье 39.16 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, в частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таким образом, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3, статье 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и их площадей; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости.
Поскольку из материала дела следует, что земельный участок площадью 151 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: (адрес), земли населенных пунктов, разрешенное использование ведение ЛПХ правообладатель Муниципальное образования город Каменка Каменского района Пензенской области и Земельный участок площадью 349 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: (адрес), земли населенных пунктов, разрешенное использование ведение ЛПХ правообладатель администрация города Каменка Каменского района Пензенской области поставлены на ГКУ, следовательно статьи 11.2, 11.6, 11ю9 ЗК РФ соблюдены.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, установленные Правилами землепользования и застройки города Каменки Каменского района Пензенской области, утвержденные Постановлением администрации города Каменки Пензенской области № 607 от 27.10.2021 не нарушены. Спорные земельные участки расположены в зоне жилой застройки Ж-1, где видом разрешенного использования является ведение ЛПХ, в котором возможно размещение строений, используемых в ЛПХ.
Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Тихонова Геннадия Николаевича к администрации города Каменки Каменского района Пензенской области о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату удовлетворить полностью.
признать за Тихоновым Геннадием Николаевичем право на приобретение в собственность за плату земельного участка площадью 151 кв.м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 349 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение которых определено как (адрес).
Обязать администрацию города Каменки Каменского района Пензенской области заключить с Тихоновым Геннадием Николаевичем договор купли- продажи земельного участка площадью 151 кв.м. с кадастровым номером № и земельного участка площадью 349 кв.м. с кадастровым номером №, местоположение которых определено как (адрес).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Лаврова
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2022 года.