№ 2-149/2024
УИД74RS0036-01-2023-000965-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2024 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Петрова А.С.,
при секретаре Фатеевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы Пластовского муниципального района Челябинской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилищных помещениях, возложении обязанности признать семью нуждающейся в жилом помещении и включить семью в состав участников подпрограммы,
установил:
ФИО4 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы Пластовского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в ФИО5 подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»; обязании администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области признать ее семью нуждающимися в жилом помещении по Пластовскому муниципальному району и включить его семью в число участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортном жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2021-2026 годы, с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указала, что ее семья состоит из четырех человек: супруга - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сына - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В собственности у нее и детей жилых помещений не имеется. Супруг и отец супруга ФИО1 имеют по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 44,2 кв.м. Мать супруга - ФИО7 в собственности имеет жилое помещение общей площадью 56,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, пер. Лазо, <адрес>. Ее семья зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>. В данной квартире так же зарегистрирован отец супруга. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в жилищную комиссию с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и о включении семьи в состав участников программы. Основанием для отказа в постановке на учет, явилось то, что на каждого члена семьи приходится по 20,14 кв.м., что превышает учетную норму по ФИО5 городскому поселению. Она не согласна с мнением жилищной комиссии о том, что члены ее семьи, являются членами семьи ФИО7 и ФИО1, в том, смысле, которой вкладывает в это понятие правовая норма, содержащаяся в ч.1 ст.31 ЖК РФ, поскольку ее семья не проживает совместно с ФИО7, в принадлежащем ей жилом помещении, совместного хозяйства ни с ней, ни с ФИО1 не ведется, все указанные лица имеют свой бюджет.
В судебном заседании истец ФИО4 не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области – Михайлов А.В. в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований.
Согласно статьи 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и третьих лиц.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, принимая во внимание все фактические обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 20 положений Муниципальной подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе» на 2021-2026 годы (далее ? подпрограмма) участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям: 1) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Днем принятия Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году считается дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области; 2) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 21 настоящей подпрограммы; 3) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 21 указанной подпрограммы в целях настоящей подпрограммы под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для целей участия в подпрограмме органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами 6 и 9 пункта 9 настоящей подпрограммы не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Согласно п. 22 подпрограммы Порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках подпрограммы, приведены в приложении 4 к настоящей подпрограмме.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. ч. 2, 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 мая 2011 года № 87 внесены изменения в решение Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 322 от 27 декабря 2007 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Пластовского муниципального района», учетная норма площади жилого помещения – 10 кв.м. общей площади на одного человека.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., не достигшие возраста 35 лет, состоят в зарегистрированном браке.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе на 2021-2026 годы».
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и принятии на учет по указанной подпрограмме на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, поскольку ФИО4 является членом семьи ФИО1 и ФИО7, так как она вселена в качестве члена семьи в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве долевой собственности супругу истца ФИО1 и отцу супруга истца ФИО1. Также в указанном жилом помещении зарегистрированы отец супруга истца ФИО7, супруг заявителя ФИО1, сыновья заявителя ФИО1 и ФИО3 в связи с чем на каждого члена семьи, с учетом жилой площади, принадлежащей ФИО1 и ФИО1, приходится 20,14 кв.м., что больше учетной нормы по ФИО5 городскому поселению, которая составляет 10 кв.м. Семья заявителя признана платежеспособной.
Постановлением главы ФИО5 района ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 и членам ее семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по ФИО5 району и включении в состав участников в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в ФИО5 районе на 2021-2026 годы».
Семья истца ФИО4 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанная квартира общей площадью 44,2 кв.м. на праве общей долевой собственности принадлежит супругу истца ФИО1 и его отцу ФИО1
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям в указанном жилом доме зарегистрировано 5 человек (заявитель ФИО4, ее супруг ФИО1, сыновья заявителя ФИО1 и ФИО3, также отец супруга заявителя ФИО1), что подтверждено также справкой о составе семьи.
Согласно справкам ОГУП «Обл. ЦТИ по Челябинской области» объектов жилого назначения за ФИО4, ФИО1, ФИО1 и ФИО3 в собственности на территории Челябинской области не числится.
В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Между тем, субъектами – участниками Муниципальной подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе» на 2021-2026 годы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому оснований для признания семьи истца ФИО4 членами семьи долевого собственника жилого помещения – ФИО1 не имеется.
В судебном заседании установлено, что истец и ее супруг являются одной независимой семьей, имеют отдельный бюджет.
Факт того, что истец, ее супруг и дети являются членами семьи долевого собственника жилого помещения ФИО1, расположенного по адресу: <адрес> судебном заседании не установлен. Доказательства, подтверждающие то, что истец и ее супруг продолжают оставаться членами семьи собственника указанных жилых помещений, не представлены, в судебном заседании эти обстоятельства не установлены.
Таким образом, оснований признавать истца, ее супруга и детей членами семьи долевого собственника жилых помещений ФИО1, что в силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно только в исключительных случаях, нет.
Исходя из изложенных обстоятельств, при определении уровня обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения учитывать общую площадь жилого помещения, принадлежащего ФИО1 и ФИО1 неправомерно. Факт родства сам по себе не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи.
При таких обстоятельствах отказ жилищной комиссии в признании семьи ФИО10 нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе на 2021-2026 годы» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы является необоснованным и незаконным.
Руководствуясь статьями 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО4 к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы Пластовского муниципального района Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4 и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе на 2021-2026 годы».
Возложить на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность признать семью ФИО4 нуждающейся в жилом помещении по Пластовскому муниципальному району и включить ее семью в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе на 2021-2026 годы», с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий Петров А.С.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 января 2024 года.