Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-177/2024 ~ М-114/2024 от 23.04.2024

Дело № 2-177/2024

УИД 22RS0034-01-2024-000185-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2024 года с. Михайловское

Михайловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Махрачевой О.В.,

при секретаре Печеной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», Министерству образования и науки Алтайского края о возложении обязанности совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Михайловского района Алтайского края обратился в суд в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и Министерству образования и науки Алтайского края, в котором просил возложить на ответчиков обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» вывеской с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне и обеспечить беспрепятственный     доступ в здание образовательной организации маломобильных групп населения, в частности, оборудовать вход в здание пандусом и поручнями, обеспечив тем самым физическую доступность для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних в деятельности КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» расположенного по адресу <адрес>. В нарушение положений ст 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, п. 4.4 Свода правил 59.13330.2020, Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, вход в здание КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» не оборудован беспрепятственным доступом маломобильных групп населения, а также отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, что нарушает права соответствующей категории населения на беспрепятственный доступ в объекты социальной инфраструктуры.

В ходе судебного разбирательства истец исковые требования уточнил, просил возложить обязанность на Министерство образования и науки Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по финансированию работ для устранения нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов в здании КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» расположенному по адресу: <адрес>; возложить обязанность на КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» в течение шести месяцев со дня получения финансирования, оборудовать вход в здание учреждения вывеской с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, и обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации маломобильных групп населения, в частности, оборудовать вход в здание пандусом и поручнями, обеспечив тем самым физическую доступность для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Представитель истца Брайт А.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Садина Н.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что до настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены, но принимаются соответствующие меры, а именно заключен 25.07.2024 договор поставки с ООО «Ультрапринт» на изготовление вывески с названием организации шрифтом Брайля и тактильной мнемосхемы, кроме того на запрос учреждения, поступило ценовое предложение от ООО «Лецкор» на поставку и установку пандуса для маломобильных групп населения, которое составляет 451750 руб. Министерством образования и науки Алтайского края выделена частично сумма в размере 150 000 руб. для установки пандуса.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Алтайского края извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представили письменный отзыв, в котором указали, что являются учредителем и собственником имущества КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», при этом учредитель не отвечает по обязательствам юридического лица. 09.04.2024 между Министерством образования и науки Алтайского края и КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» заключено соглашение, в рамках которого выделена субсидия в сумме 150 000 руб. на проведение ремонтных работ зданий и помещений учреждения, плановый срок достижения результата предоставления целевой субсидии установлен 31.12.2024. Полагают, что в отношении Министерства требования удовлетворению не подлежат.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, а так же дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, то есть создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).

Изложенное свидетельствует о том, что даже до реконструкции, модернизации объектов социальной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).

Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

При этом исполнение установленной в указанном Федеральном законе обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции конкретного объекта.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Указанный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (ч. 2 ст. 3).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73.

С 01 июля 2021 года введен в действие "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр (далее - Свод Правил 59.13330.2020).

Требования Свода Правил 59.13330.2020 подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п. 4.1).

Согласно п. 3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (далее - МГН): люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, (люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.

Как следует из п. 4.4 СП 59.13330.2020 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также для эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 предусмотрено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус (пункт 6.1.2).

Согласно п. 3.15 СП 59.13330.2020 пандус: сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.

Как следует из п. 8.2.1 СП 59.13330.2020, здания и помещения общеобразовательных организаций проектируют доступными для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики образовательного процесса и типа общеобразовательной организации.

Согласно п. 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски.

Как установлено судом и следует из материалов дела КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» осуществляет социальные услуги для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в здании, расположенном по адресу: <адрес>, на основании Устава, из которого следует, что учредителем и собственником имущества данного бюджетного учреждения является Алтайский край в лице Министерства образования и науки Алтайского края (л.д.11-21).

Из выписки из ЕГРН следует, что правообладателем здания КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» расположенного по адресу: <адрес> является субъект Российской Федерации – Алтайский край (л.д.6-10).

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних в деятельности КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», в результате которой выявлены нарушения в части создания беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в помещения, в которых названное учреждение оказывает социальные услуги, выразившиеся в том, что при входе в здание КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастом фоне, отсутствует пандус, поручень, что подтверждается актом проверки и фототаблицей (л.д.22,23). Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались, доказательства невозможности устранения выявленных нарушений ответчиками в суд не представлено.

Перечисленные в ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

При этом исполнение установленной в ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.

Представленные ответчиком Министерством образования и науки Алтайского края приказ Минобрнауки Алтайского края от 02.04.2024 № 415 «О распределении субсидий на иные цели на 2024 год», согласно которому распределены субсидии КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на иные цели на 2024 год на проведение текущего ремонта зданий в размере 150 000 руб., а так же довод о том, что КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» является юридическим лицом и учредитель не отвечает по обязательствам юридического лица, суд не принимает во внимание, поскольку на день рассмотрения дела доказательств реализации мероприятий по финансированию работ во исполнение законодательства о социальной защите инвалидов, в частности по обустройству вывески и пандуса с поручнем и перечислении денежных средств КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» не предоставлено, как и не предоставлено доказательств устранения выявленных прокуратурой нарушений.

Из представленного ответчиком ценового предложения ООО «Лецкор» установлено, что для поставки и оборудования здания КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» пандусом потребуется 451750 руб., при этом выделенных Министерством образования и науки Алтайского края денежных средств в сумме 150 000 руб., явно недостаточно для оборудования здания с целью обеспечения доступа в него маломобильных групп населения.

В силу положений ст. 210 ГК РФ Министерство образования и науки Алтайского края несет бремя содержания принадлежащего ему здания КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», что подразумевает обеспечение соответствия здания техническим и строительным регламентам, а также иным требованиям закона.

Учитывая, что КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по обустройству входа в здание вывеской и пандусом с поручнем, то в соответствии с действующим законодательством обязанность по выделению и перечислению денежных средств, должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Министерством образования и науки Алтайского края, а работы по обустройству - на КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей».

При таких обстоятельствах, неисполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения условий для беспрепятственного доступа к учреждению, оказывающему социальные услуги, которым является КГБУ «Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» и предоставляемым в нем услугам, нарушает их конституционные права и лишает возможности для полноценной жизнедеятельности.

Учитывая установленные обстоятельства, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2225076644, ░░░░ 1062225017689 ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ 2258001820, ░░░░ 1022202307092) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.08.2024.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-177/2024 ~ М-114/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Михайловского района
Ответчики
КГБУ "Михайловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей"
Министерство образования и науки Алтайского края
Суд
Михайловский районный суд Алтайского края
Судья
Махрачева Оксана Валерьевна
Дело на сайте суда
mihalovsky--alt.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2024Судебное заседание
18.06.2024Судебное заседание
30.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2024Дело оформлено
10.09.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее