Дело № 2-1-2000/2023
64RS0042-01-2023-001597-33
Решение
именем Российской Федерации
17 апреля 2023 г. г. Энгельс
Энгельсский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Ребневой Е.Б., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием представителя ответчика ФИО4, третьего лица ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Комитету социальной поддержки населения <адрес>», некоммерческой организации» Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности произвести выплату невыплаченной компенсации, о возложении обязанности об исключении сведений о наличии непогашенной задолженности по взносам за капитальный ремонт, об исключении сведений о наличии задолженности, о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
истец обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчикам, ссылаясь на то, что является ветераном труда, в связи с чем ей предусмотрен ряд льгот, в том числе льготы по оплате коммунальных услуг в виде ежемесячных выплат компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Истец состоит на учете в ГКУ СО «КСЗЗН <адрес>» по льготной категории «ветеран труда». С ДД.ММ.ГГГГ выплаты приостановлены в связи с наличием непогашенной задолженности по месту проживания истца по жилому помещению - <адрес> по неуплате взносов за капитальный ремонт Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах <адрес>. Истец обратилась в Фонд капитального ремонта с обращением, который в свою очередь ответил и разъяснил, что Фонд капитального ремонта начисляет взносы на капитальный ремонт исходя из общей площади помещения, а компенсацию расходов граждан осуществляет орган социальной защиты населения по месту жительства. Выплата осуществляется в том случае если собственники помещения относятся к льготной категории граждан согласно действующего законодательства. Таким образом, собственники помещения обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт в полном объеме, чтобы иметь возможность получать выплаты. Истец проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности дочери, по указанной квартире задолженностей в том числе по уплате взносов на капитальный ремонт не имеется. В этой связи по вине Фонда капитального ремонта, который нарушает права потребителя, нарушаются права ветерана труда на получение льготы. Истец просит суд возложить обязанность на ГКУ СО «КСЗЗН <адрес>» произвести пересчет и выплатить задолженность ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по текущую дату; возложить обязанность на ГКУ СО «КСЗЗН <адрес>» возобновить выплаты ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; обязать Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> исключить сведения о наличии непогашенной задолженности, в платежных документах за услуги капитального ремонта по адресу: <адрес>.; обязать Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> исключить сведения из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) о наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась по адресу: <адрес>; взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> в пользу ФИО2 судебные расходы на оказанные юридические услуги в размере 4000 руб. 00 коп., судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 600 руб. 00коп.
В ходе судебного заседания в связи с переименованием ответчика, произведена замена стороны с ГКУ СО «КСЗЗН <адрес>» на Государственное казенному учреждению <адрес> «Комитету социальной поддержки населения <адрес>» Министерства труда и социальной защиты <адрес> (ГКУ СО КСПН <адрес>).
Истец в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в своем отсутствии, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика ГКУ СО КСПН <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку наличие задолженности имеет место быть и приостановка выплаты льготы за спорную коммунальную услугу правомерна. По мере выплаты задолженности выплата будет возобновлена и произведен перерасчет.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта в судебное заседание не явился, извещен, причины неявки суду неизвестны.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО6 в судебное заседание явилась, просила исковые требования истца удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что является собственником квартиры, в которой проживает ее мама – ветеран труда ФИО1, задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт имела место быть и образовалась она за период с ДД.ММ.ГГГГ. В октябре 2022 года отменен судебный приказ о взыскании задолженности за период с сентября 2021 года по апрель 2022 года. После отмены судебного приказа произведена выплата за апрель 2022 года в размере 8292 руб. 07 коп. с учетом применения срока исковой давности за период с мая 2019 года по май 2022 года. Однако задолженность списана не была и сведения в системе ЖКХ о наличии задолженности не изменены. Указала, что в настоящее время считает, что с учетом срока исковой давности задолженности не имеется и Фонд капитального ремонта обязан исключить наличие задолженности, а орган социальной защиты возобновить выплаты.
Представитель ответчика ГКУ СО КСПН <адрес> ФИО4 в судебном заседании исковые требования истца не признала, просила в иске отказать по доводам, письменно изложенным в возражениях. Дополнительно пояснила, что задолженность по жилому помещению, в котором проживает истец, имеющий льготы как ветерана, имеет место быть, в связи с чем выплата льгот приостановлена. В случае предоставления сведений об отсутствии задолженности выплата будет возобновлена и произведен перерасчет.
Иные участники процесса ответчик – Фонд капитального ремонта и третье лицо Министерство труда и социальной защиты <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны.
Заслушав стороны, исследовав доказательства и письменные материалы по делу, принимая во внимание письменные позиции сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца по следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
Устанавливая в соответствии с вышеприведенными положениями Конституции Российской Федерации конкретные формы такой поддержки, законодатель предусмотрел гарантии и льготы для лиц, сочетающих семейные обязанности с трудовой деятельностью, а также различные пособия и иные социальные выплаты.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть установлено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилые помещения и коммунальные услуги.
Как следует из разъяснений пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ). Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах").
В пункте 46 указывается, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 160 ЖК РФ). Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ) (пункт 47).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, истец ФИО1 является получателем меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как имеющая статус ветерана труда. ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями удостоверения ветерана труда и паспорта и не оспариваются стороной ответчиков.
Установлено, что истцу ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации приостановлена на основании сведений, поступивших из ГИС ЖКХ о наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг, по адресу: <адрес>. Сведения о наличии задолженности предоставлены Фондом капитального ремонта общего пользования имуществом в многоквартирных домах в <адрес>.
На обращение ФИО1 Фонд капитального ремонта направил ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъясняет, что собственники помещений для получения компенсационных выплат, обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт в полном объеме.
Истец обратилась в орган социальной поддержки с обращением, в котором указала, что задолженности по оплате за коммунальную услугу - капитальный ремонт, не имеется в связи с чем просила возобновить ей компенсационные выплаты.
Согласно ответу ГКУ «КСЗЗН <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на обращение истца, ФИО1 состоит на учете по льготной категории «Ветеран труда» и является получателем ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая выплачивается при отсутствии задолженности по оплате за жилое помещение коммунальных услуг. Проверка наличии у граждан такой задолженности учреждение социальной поддержки населения получают массово из государственной информационной системы ЖКХ. В ГИС ЖКХ размещаются сведения о наличии или отсутствии непогашенной задолженности по оплате ЖКУ, которая образовалась по жилому помещению за период не более чем 3 последних года.
Из представленного истцом в материалы дела платежного документа за март 2022 года видно, что плательщиком за коммунальную услугу является ФИО6 по указанному платежному документу, где указывается на наличие задолженности в размере 17465 руб. 10 коп., при этом последний учтенный платеж по взносам произведен ДД.ММ.ГГГГ, произведена оплата в сумме 8292 руб. 07 коп. В подтверждение платежа представлен кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 8292 руб. 07 коп., по сведениям чека платеж произведен за период начисления за апрель 2022 года.
Согласно сведениям УФМС ФИО1 имеет регистрацию по адресу: <адрес>, при этом объектов недвижимости, согласно сведениям ФСГР кадастра и картографии, на праве собственности не имеет.
По сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на объекты недвижимости собственником <адрес> в <адрес> является ФИО6 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ
Из представленных сведений ГИС ЖКХ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> имеется задолженность перед Фондом капитального ремонта, в качестве дополнительной информации содержится запись о том, что задолженность образована на основании дела №.
В материалы дела представлена копия судебного приказа №, вынесенного мировым судьей судебного участка № <адрес> в отношении ФИО6 по взысканию задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с мая 2021 года по сентябрь 2021 года в сумме 1120 руб. 55 коп. Приказ не отменен и находится на принудительном исполнении.
Вместе с тем из представленных истцом документов видно, что также на основании заявления Фонда капитального ремонта в отношении ФИО6 вынесены судебные приказ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании взносов в размере 1568 руб.77 коп за период с октября 2021 года по апрель 2022 г. и в размере 2243 руб. 36 коп. Судебные приказы отменены на основании заявления ФИО6, о чем вынесены определения.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства в подтверждение установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что приостановление уполномоченным органом предоставления ФИО1 денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было обусловлено полученной органом социальной защиты населения в рамках электронно-информационного обмена с расчетными центрами информацией о наличии по жилому помещению, в котором проживает ФИО1 задолженности, образовавшейся по оплате взносов за капитальный ремонт, согласно сведениям платежного документа в общем размере по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17465 руб. 10 коп. Истцом не представлено в материалы дела доказательств того, что указанная задолженность образовалась по ряду уважительных причин, о том, что задолженность не обусловлена принуждением, образовалась в связи с малоимущем материальным состоянием собственника квартиры, так и ее пользователем, о том, что на момент рассмотрения дела обязательства по оплате взносов исполняются и предприняты меры по погашению задолженности. Как следует из представленных в материалы дела сведений взносы за капитальный ремонт не уплачивались собственником ФИО6 на протяжении долгого периода, последний учетный платеж произведен ДД.ММ.ГГГГ. Следующий платеж произведен только в ДД.ММ.ГГГГ Данные обстоятельства указывают на то, что собственником <адрес> ее пользователем ежемесячные регулярные платежи по взносам на капитальный ремонт не производились. Кроме того, после приостановления компенсационной выплаты, не представлено истцом доказательств того, что собственником жилого помещения ФИО6 и самим истцом предприняты меры по погашению задолженности по взносов за капитальный ремонт, заключено соглашение о порядке погашения этой задолженности.
При указанных обстоятельствах, отсутствии доказательств уважительных причин по образованию имеющейся задолженности, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца заявленных к ответчику ГКУ СО КСПН <адрес>, поскольку их действия по приостановлению компенсационный выплаты основаны на требованиях действующего законодательства, а основания для возобновления выплаты при наличии сведений о задолженности не возникли.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, заявленных к ответчику Фонду капитального ремонта об исключении сведений о непогашенной задолженности в платежных документах, и исключении сведений о задолженности из системы ГИС ЖКХ, поскольку, как следует из исследованных в судебном заседании документов наличие задолженности имеет место быть, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы третьего лица ФИО6 о необходимости применения по выбранному истцом способу защиты права к образовавшейся задолженности следует применить срок исковой давности и исключить образовавшуюся задолженность, суд признает несостоятельными, поскольку истец не является собственником помещения, на которого в силу ч. 1 ст. 158 ЖК РФ возложена обязанность по внесению взносов за капитальный ремонт.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении 8 календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требование о взыскании компенсации морального вреда, заявленной в силу положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" удовлетворению также не подлежат, поскольку неправомерных действий ответчика Фонда капитального ремонта, направленных на нарушение прав ФИО1, как потребителя, не установлено.
Производное требование о взыскании расходов по оплате юридических услуг и оплате государственной пошлины также удовлетворению не подлежит в связи с отказом в удовлетворении основных требований.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению <адрес> «Комитету социальной поддержки населения <адрес>», некоммерческой организации» Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении обязанности произвести выплату невыплаченной компенсации, о возложении обязанности об исключении сведений о наличии непогашенной задолженности по взносам за капитальный ремонт, об исключении сведений о наличии задолженности, о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать в полном объеме
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд Саратовской области.
Мотивированное решение суда составлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий: подпись
Верно
Судья Е.Б. Ребнева