Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-7675/2020 от 29.06.2020

Судья: Кузина Н.Н. Гр. дело № 33-7675/2020

(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-90/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 августа 2020 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего судьи Черкуновой Л.В.,

судей Хаировой А.Х.. Шабаевой Е.И.,

при секретаре Середкиной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Волковой Ю.А. на решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 10 января 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Волковой Ю.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, отказать.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хаировой А.Х. по делу, возражения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) –Гоголевой Е.Ю. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Волкова Ю.А. обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.о. Самара (межрайонное) (далее по тексту - Управление) о включении периодов работы в специальный страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя тем, что 15.08.2018 г. истец обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением Управления от 15.11.2018 г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Ответчиком не был включен в страховой стаж в льготном исчислении период работы: с 21.08.2001 г. по 03.09.2006 г. – в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>».

Истец полагает отказ Управления необоснованным и незаконным. Считает, что её трудовая деятельность в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>» по функциональным обязанностям и характеру работы соответствует аналогичным должностям в муниципальных медицинских учреждениях.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд:

- включить в специальный стаж работы период работы: с 21.08.2001 г. по 03.09.2006 г. – в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>» в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев;

- обязать Управление назначить истцу досрочную страховую пенсию с 15.08.2018 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе истец Волкова Ю.А. просит отменить решение суда и принять новое решение, которым включить в льготном исчислении (1 год за 1 год и шесть месяцев) период работы истца с 21.08.2001 г. по 03.09.2006 г. – в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>» и обязать Управление назначить ей досрочную страховую пенсию с 15.08.2018 г. Ссылается на то, что при вынесении решения судом нарушены ее права, неправильно применены нормы материального права в области пенсионного законодательства.

Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело при данной явке в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2019 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, в редакции, действовавшей до 01.01.2019 г. предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 15.08.2018 г. Волкова Ю.А. обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления от 15.11.2018 г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет. Ответчиком в медицинский стаж в календарном порядке и в льготном порядке исчисления один год работы как 1 год и 6 месяцев не включен период работы истца с 21.08.2001 г. по 03.09.2006 г. в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>», со ссылкой на то, что наименование - общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением № 781 от 29.10.2002 г. На момент обращения истца в пенсионный орган ее специальный медицинский стаж ответчиком определен – 21 год 10 месяцев 22 дня.

Из представленной в материалы дела копии трудовой книжки следует, что Волкова Ю.А. с 21.08.2001 г. по 03.09.2006 г. работала в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>».

Разрешая требования Волковой Ю.А. о включении в её специальный стаж периода работы с 21.08.2001 г. по 03.09.2006 г. в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>», и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что Списком № 781 общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено в качестве учреждения здравоохранения, работа в котором подлежит зачету в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ. Общества с ограниченной ответственностью не были поименованы в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.06.2003 № 229, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 № 627. В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 года № 529н, общества с ограниченной ответственностью в качестве учреждений здравоохранения также не указаны. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что общество, в котором в спорный период работала истец, ранее было муниципальными или государственными учреждениями здравоохранения, а затем были реорганизованы с изменением организационно-правовой формы, в которых сохранены прежние характер и условия профессиональной деятельности работников, в том числе и Волковой Ю.А. не представлено.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что решающее значение имеет тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на досрочную пенсию, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Общество с ограниченной ответственностью не относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Р.Ф. (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Р.Ф. (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

Согласно п.п. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 стать 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

    Согласно п. 6 Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 1920-О).

При таких обстоятельствах, в специальный стаж истца не может быть включен период её работы с 21.08.2001 г. по 03.09.2006 г. в должности акушерки родильного дома ООО «<данные изъяты>».

Поскольку общая продолжительность документально подтвержденного специального стажа работы Волковой Ю.А. на момент обращения составляет менее 30 лет, суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

определила:

Решение Куйбышевского районного суда г. Самары от 10 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой Ю.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

    Председательствующий:

Судьи:

33-7675/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Волкова Ю.А.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Куйбышевском районе г. Самары
Другие
Потемкина Г.А.
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
29.06.2020[Гр.] Передача дела судье
04.08.2020[Гр.] Судебное заседание
13.08.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее