Дело № 12-11/2023 УИД 35МS0049-01-2023-001138-92
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 июля 2023 года город Кириллов
Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Веденина Е.В., рассмотрев жалобу старшего госинспектора отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Егоровой О.А. на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении Смирнова Н.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 49 от 16 мая 2023 года Смирнов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без конфискации орудия вылова водных биологических ресурсов. Добытые незаконным путем водные биологические ресурсы – рыбу вида «лещ» в количестве 1 штуки весом 1,5 кг и вида «плотва» в количестве 1 штуки весом 0,1 кг постановлено уничтожить.
В жалобе на постановление по делу об административном правонарушении старший госинспектор отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Егорова О.А. просит изменить постановление мирового судьи в части решения судьбы предмета административного правонарушения, применить конфискацию водных биологических ресурсов. В обоснование требований указывает на то, что рыба вида «лещ» и «плотва» не входит в «Перечень безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, подлежат незамедлительному уничтожению», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 N 367 "О мерах по реализации статьи 54 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Кроме того, уничтожение водных биологических ресурсов, изъятых по делам об административных правонарушениях, не входит в компетенцию Федерального агентства по рыболовству. Такие незаконно добытые (выловленные) водные биологические ресурсы подлежат конфискации в порядке, установленном законодательством РФ.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол, Софронов А.А. и старший госинспектор отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Егорова О.А. не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Смирнов Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1.1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 данного кодекса составлять протокол об административном правонарушении.
Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце втором пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", к таким лицам относится любое должностное лицо органа, выявившего правонарушение, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протоколы о данных административных правонарушениях (как непосредственно составившее этот протокол, так и его не составлявшее).
Из системного толкования статьи 28.3 КоАП РФ с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и приказа федеральной службы следует, что старший госинспектор отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Егорова О.А., как лицо, наделенное полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, вправе обжаловать постановление мирового судьи, вынесенное по данному делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 данного Кодекса), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Частью 1 статьи 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" определено, что правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (части 2, 4 названной статьи указанного закона).
Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна утверждены Приказом Минсельхоза России от 13 мая 2021 года N 292.
Пунктом 77.1 указанных Правил при любительском рыболовстве запрещается добыча (вылов) сетными орудиями добычи (вылова), в том числе ловушками разного типа и конструкций, за исключением случаев, предусмотренных Правилами рыболовства.
Основанием для привлечения Смирнов Н.А. к административной ответственности по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в постановлении мирового судьи от 16 мая 2023 года выводы о том, что он 06.04.2023 года в 18 часов 50 минут, находясь на Шекснинском водохранилище в районе п. Косино Кирилловского района Вологодской области, в нарушение пункта 77.1 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.05.2021 N 292, осуществлял лов рыбы ставной сетью, применение которой запрещено.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина Смирнова Н.А. в его совершении подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении, объяснениями Смирнова Н.А. в указанном протоколе, протоколом изъятия с приложенным к нему компакт-диском с фото-видеофиксацией, согласно которого у Смирнова Н.А. было проведено изъятие добытых водных биологических ресурсов – рыбы вида «лещ» в количестве 1 штуки весом 1,5 кг, рыбы вида «плотва» в количестве 1 штуки весом 0,1 кг, иными материалами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Смирнова Н.А. квалифицированы в соответствии с частью 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Событие и состав административного правонарушения установлены на основании совокупности доказательств, что соответствует статьям 28.1 и 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление должным образом мотивировано, Смирновым Н.А. не оспаривается.
Доводы жалобы старшего госинспектора отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Егоровой О.А. направлены на оспаривание вынесенного постановления в части решения судьбы предмета административного правонарушения путем применения конфискации водных биологических ресурсов – рыбы вида «лещ» в количестве 1 штуки весом 1,5 кг, рыбы вида «плотва» в количестве 1 штуки весом 0,1 кг.
Санкция части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве дополнительного наказания предусматривает конфискацию судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Конфискация предмета административного правонарушения - водных биологических ресурсов санкцией части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена.
Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" водные биоресурсы, а также продукты их переработки, находящиеся в противоправном владении правонарушителя подлежат изъятию на основании части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Их безвозмездное изъятие в силу требований части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискацией не является.
Кроме того, в соответствии с абзацем 3 пункта 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания. Указанные водные биоресурсы в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Другие безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению.
Раба вида «лещ» и «плотва» не входит в «Перечень безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, подлежат незамедлительному уничтожению», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 N 367 "О мерах по реализации статьи 54 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Вместе с тем, при изъятии на основании части 3 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рыба данного вида и продукты ее переработки подлежат реализации либо уничтожению согласно статьи 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В силу положений пункта 8 Правил реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 мая 2007 года N 367, пунктов 1, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 (ред. от 16.02.2023), уполномоченным органом, осуществляющим функции по реализации и уничтожению изъятых из незаконного владения лица (лиц) незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, а также продуктов их переработки, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и его территориальные органы.
Таким образом, руководствуясь указанными правовыми нормами и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, разрешая вопрос о судьбе изъятых водных биоресурсов, мировой судья должен был указать на передачу предмета административного правонарушения - рыбы вида «лещ» и «плотва» в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области для уничтожения или реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Возложение обязанности по исполнению судебного акта в части реализации или уничтожения незаконно добытых водных биоресурсов на иные органы и организации законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
При решении вопроса о целесообразности реализации либо уничтожения изъятых водных биологических ресурсов судом учитывается их объем, давность хранения, сохранность и биологическое состояние.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае мировой судья принял решение об уничтожении водных биологических ресурсов.
Учитывая объем рыбы (1,5 кг и 0,1 кг), давность хранения после изъятия, отсутствие сведений о надлежащих условиях хранения и сохранности, пригодности для реализации, решение мирового судьи об ее уничтожении следует признать правильным.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу изъятия от 06.04.2023 года водные биологические ресурсы - рыба вида «лещ» в количестве 1 штуки весом 1,5 кг, рыбы вида «плотва» в количестве 1 штуки весом 0,1 кг изъяты, до настоящего времени находятся на хранении в Северо-Западном ТУ Росрыболовства.
В связи с чем, постановление мирового судьи подлежит изменению с уточнением в резолютивной части на передачу изъятых по делу водных биологических ресурсов – рыбы вида «лещ» в количестве 1 штуки весом 1,5 кг, рыбы вида «плотва» в количестве 1 штуки весом 0,1 кг в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области для уничтожения.
В остальной части оснований для вмешательства в постановление мирового судьи и удовлетворения жалобы суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 49 от 16 мая 2023 года о наложении административного взыскания за нарушение ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, вынесенное в отношении Смирнова Н.А., изменить, указать в резолютивной части постановления, что изъятые по делу водные биологические ресурсы – рыбу вида «лещ» в количестве 1 штуки весом 1,5 кг, рыбу вида «плотва» в количестве 1 штуки весом 0,1 кг передать в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области для уничтожения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В остальной части постановление мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 49 от 16 мая 2023 года оставить без изменения, жалобу старшего госинспектора отдела госконтроля, надзора и рыбоохраны по Вологодской области Егоровой О.А. – без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в силу со дня вынесения.
Жалоба на настоящее решение может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Веденина Е.В.
Копия верна
Судья Веденина Е.В.