№ 21-554-2023
РЕШЕНИЕ
27 сентября 2023 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Ямщиковой К.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Соловых И.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации г. Оренбурга
установил:
постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Оренбургу и Оренбургскому району УНД и ПР Главного управления МЧС России по Оренбургской области от 18 мая 2023 года № 241 администрация г. Оренбурга была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 августа 2023 года постановление должностного лица от 18 мая 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник администрации г. Оренбурга просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность, производство по делу просит прекратить.
Лица, участвующие в деле: законный представитель администрации г. Оренбурга, защитник ФИО6В., должностное лицо, вынесшее постановление ПАВ надлежащим образом извещены о дне и месте судебного заседания, на рассмотрение настоящего дела не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствии указанных лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет административную ответственность.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Как следует из материалов дела в ходе проведения внеплановой выездной проверки проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Оренбургской области в отношении администрации МО г. Оренбург в период с 20 апреля 2023 года по 22 мая 2023 года было установлено, что в нарушении п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на территориях общего пользования МО не произведена своевременная уборка мусора, сухой растительности и покос травы, а также в нарушении п.п. 68,69 Правил противопожарного режима в РФ на территориях общего пользования допущено складирование горючих отходов, горючего мусора, сухой растительности, порубочных остатков.
В нарушении п. 71 Правил не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара (допущено перекрытие проездов для пожарной технике изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники), не обеспечен проезд к месту пожара в любое время года пожарной техники.
В нарушении п. 70 Правил не созданы противопожарные минерализованные полосы или иные противопожарные барьеры.
В нарушении ст. 4, ст. 6, ст. 62, ст. 68 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территория в районе ул. Гравийная не обеспечена источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В нарушении ст. 19 ФЗ № 69 от 21 декабря 1994 года, ст. 6 ФЗ № 123, п. 3.3, п. 8 Положения о системах оповещения населения» на муниципальном уровне не создана комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющаяся система не обеспечивает полный охват населенного пункта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации г. Оренбурга 10 мая 2023 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки администрации МО г. Оренбург в период с 26 апреля 2023 года по 12 мая 2023 года было установлено, что в нарушении ст. 4, ст. 6, ст. 68, ст. 62 ФЗ от 22 июля 2008 года № 123 территория лагеря «***» расположенного по адресу (адрес) не обеспечена источниками противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, правообладатель земельного участка не произвел своевременную уборку мусора, сухой растительности и других горючих материалов в нарушении ст. 67 Правил противопожарного режима. В нарушении п. 70 Правил не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 1,4 метра разделяющая от леса или иной противопожарный барьер.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации г. Оренбурга 03 мая 2023 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
09 апреля 2023 года в 15 часов 40 минут произошло возгорание сухой травянистой растительности на земельном участке по адресу: (адрес)» и в ходе проверки по факту пожара было установлено, что администрацией г. Оренбурга допущено нарушение требований пожарной безопасности, а именно: не произведена своевременная уборка сухой растительности и покос травы в нарушении п. 67 Правил, в результате пожара огнем повреждена сухая травянистая растительности на площади 2 000 м.2.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации г. Оренбурга 15 мая 2023 года протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Принимая решение о соединении протоколов об административных правонарушениях № 221 от 03 мая 2023 года, № 228 от 10 мая 2023 года № 241 от 15 мая 2023 года должностное лицо руководствовался абзацем 9 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которым установлено, что если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то следует вынести определение об объединении таких материалов, и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Судья районного суда, принимая решение об отмене указанного постановления, исходил из того, что оснований для объединения указанных протоколов об административных правонарушениях у должностного лица не имелось, поскольку в данном случае вмененные администрации г. Оренбурга правонарушения не были совершены в результате одного действия или бездействия, нарушения выявлены по результатам различных контрольно надзорных мероприятий, а также по факту непосредственного обнаружения, совершены в разное время.
Оснований не согласиться с указанными выводами судьи районного суда, вопреки доводам жалобы защитника не имеется.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений возможно только при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть в случаях и при условиях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанной нормой установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Вместе с тем в рамках рассмотрения настоящего дела отсутствуют основания для вывода о том, что указанные в трех протоколах об административных правонарушениях нарушения требований пожарной безопасности, совершены в результате одного действия (бездействия).
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом относительно обстоятельств правонарушения было установлено, что по каждому из дел фактически имели место разные противоправные действия, совершение которых вменено администрации. Кроме того, они были выявлены в результате разных внеплановых проверок, в разное время, одно правонарушение было выявлено в результате непосредственного обнаружения.
Указанные бездействия являются самостоятельными, каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет назначение административного наказания в соответствии с частью 1 статьи 4.4 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае, не имеется оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, с учетом изложенного выше имеются основания для вывода о том, что при производстве по настоящему делу об административном правонарушении требования статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом не соблюдены, меры к всестороннему, полному и объективному разрешению дела не приняты. Судьей Ленинского районного суда г. Оренбурга по результатам разрешения жалобы, поданной в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, сделаны правильные выводы о том, что при рассмотрении дела должностным лицом были допущены существенные процессуальные нарушения, имеющие фундаментальный, принципиальный характер, что повлекло нарушение правил назначения административного наказания и принятия незаконного постановления.
Как указано в пункте 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело выносится в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Решая вопрос о направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу, судья районного суда исходил из того, что на день рассмотрения жалобы на постановление срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для указанных категорий дел, не истек, указанные выводы суда являются верными.
Ссылка в жалобе на то, что администрация МО г. Оренбург не является субъектом административных правонарушений, отсутствие доказательств вины в совершении вмененных правонарушений, несогласие с назначенным наказанием могут быть проверены должностным лицом при новом рассмотрении дела по существу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного решения не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 15 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации г. Оренбурга оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина