Дело № 2-861/2022
УИД 11RS0009-01-2022-001158-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бутыревой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 15 ноября 2022 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» об обязании провести ремонт придомовой территории,
установил:
Прокурор Княжпогостского района в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» (далее- УК Уют) об обязании привести дорожное полотно улично-дорожной сети на придомовой территории многоквартирного дома <адрес> в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В обоснование указано, что на основании обращения ФИО1 проведена проверка придомовой территории многоквартирного дома, в ходе которой установлено наличие многочисленных дефектов в покрытии дорожного полотна придомовой территории многоквартирного дома в виде выбоин длиной более 15 см, глубиной более 5 см, площадью более 1 кв.м, в силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, обязанность по содержанию и текущему ремонту прилегающей территории многоквартирного дома возложена на управляющую организация, в случае её выбора собственниками помещений многоквартирного дома, в связи с этим в адрес управляющей организации УК Уют направлялось требование и представление о проведении ремонтных работ дорожного полотна, которые не исполнены УК Уют.
Протокольным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечена администрация городского поселения «Емва».
Помощник прокурора Катаева К.В. в судебном заседании иск поддержала, уточнила срок исполнения обязанности - в срок до 01 июля 2023 года.
Ответчик- УК Уют, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, не обеспечило в судебное заседание явку представителя Общества, представили возражения относительно иска, указав, что ни Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, ни Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, не предусмотрена обязанность для управляющей организации осуществлять ремонт асфальта на придомовой территории многоквартирного дома, данную обязанность должна нести администрация муниципального района «Княжпогостский» и администрация городского поселения «Емва» в соответствии с решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 17.06.2013 № 191 о создании с 01 апреля 2014 года муниципального дорожного фонда.
Представитель администрации городского поселения «Емва» Кулешова Н.В. в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что придомовая территория многоквартирного дома является общей собственностью собственников многоквартирного дома, содержание и текущий ремонт которой в рассматриваемом случае должна осуществлять управляющая организация –УК Уют.
Суд с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» также предусмотрено, что со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а»- «д» пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункт «з»).
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом <адрес> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№> площадью 5480 кв.м, вид разрешенного использования- для эксплуатации многоквартирного дома.
Учитывая положения статей 36 Жилищного кодекса РФ и пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что земельный участок площадью 5480 кв.м, состоящий на кадастровом учете, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>.
С 01 мая 2017 года управление данным многоквартирным домом осуществляет управляющая организация – ООО «УК «Уют», что подтверждается договором №<№> от 01 мая 2017 года, заключенным на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, протокол № 1 от 21 марта 2017 года.
03 августа 2022 года в прокуратуру Княжпогостского района поступило обращение ФИО1 о ненадлежащем содержании придомовой территории указанного дома управляющей организацией ООО «УК «Уют».
По поручению прокуратуры, ОМВД России по Княжпогостскому району проведено обследование состояния дорожного полотна, расположенного в дворовой территории многоквартирного дома. Согласно акту № 106 от 20 августа 2021 года, на покрытии асфальтобетонного полотна имеются многочисленные дефекты в виде выбоин длиной более 15 см, глубиной более 5 см, площадью более 1 кв.м.
01 сентября 2021 года в адрес УК Уют направлено представление прокурора об устранении выявленных недостатков проезда придомовой территории многоквартирного дома и сообщении результатов исправления недостатков в течение месяца.
07 октября 2021 года УК Уют направила в адрес прокурора информацию о ремонте выбоин в 2022 году.
23 мая 2022 года УК Уют на требование прокурора от 16 мая 2022 года сообщило об устранении выявленных нарушений, выбоины устранены.
20 июня 2022 года сотрудниками ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району проведено обследование состояния дорожного полотна, расположенного в дворовой территории многоквартирного дома. Согласно рапорту от 20 июня 2022 года, на покрытии асфальтобетонного полотна придомовой территории имеются многочисленные дефекты в виде выбоин длиной более 15 см, глубиной более 5 см, площадью более 1 кв.м.
Учитывая приведенные правовые нормы, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, относится к общему имуществу этого дома и ответственность за его содержание в надлежащем состоянии возложена на управляющую организацию-УК Уют.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
Согласно пункту 4.1.7 Правил № 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
В силу пункта 17 Приложения № 7 к Правилам № 170 ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников относится к текущему ремонту.
Как предусмотрено пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (Таблица А.1 Приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в Таблице 5.3.
Согласно Таблице 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 срок устранения отдельного повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной или более 0,06 м(2) для группы улиц Е (улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки) должен составлять не более 12 суток, а срок устранения повреждений (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м(2), длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью 5,2 м(2) и более должен составлять не более 20 суток.
УК Уют в своем возражении указывает на отсутствие у Общества обязанности по содержанию внутридворового проезда, поскольку ни Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденным постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, ни Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, не предусмотрена обязанность для управляющей организации осуществлять ремонт асфальта на придомовой территории, данную обязанность должна нести администрация городского поселения «Емва». Данный довод ответчика суд находит несостоятельным, поскольку указанными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 13(1)) и Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (пункт 6г), предусмотрено проведение управляющими организациями регулярных сезонных осмотров общего имущества, целью которых является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. Дефекты асфальтобетонного покрытия на придомовой территории многоквартирного дома могли быть своевременно выявлены ответчиком при добросовестном осуществлении сезонных осмотров общего имущества и устранены в условиях финансирования соответствующих расходов в порядке, установленном жилищным законодательством, чего им сделано не было. Ответчик, как управляющая организация, осуществляет содержание общего имущества многоквартирного дома, несет ответственность за соблюдение нормативных требований, предъявляемых к состоянию асфальтобетонного покрытия проездов и пешеходных дорожек, расположенных на придомовой территории. При этом, круг обязанностей управляющей организации, определенный в договоре управления многоквартирным домом, не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющая организация выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является его предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая организация не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме. Создание муниципального дорожного фонда муниципального района «Княжпогостский» решением Совета муниципального района «Княжпогостский» от 17.06.2013 № 191 в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, а также капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, находящихся на территории муниципального района «Княжпогостский» не освобождает ответчика от содержания придомовой территории многоквартирного дома.
С учетом изложенного заявленное прокурором требование подлежит удовлетворению, поскольку придомовая территория многоквартирного дома с асфальтным покрытием имеет недостатки в виде выбоин, которые ответчик, осуществляя управление многоквартирным домом, не устраняет, что приводит к дальнейшему разрушению общего имущества собственников дома и угрозе безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц и иного имущества.
Прокурор в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, поэтому на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от её уплаты, в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск прокурора Княжпогостского района удовлетворить.
Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» в срок до 01 июля 2023 года устранить выбоины в асфальтном покрытии придомовой территории многоквартирного дома <адрес>, находящегося на земельном участке площадью 5 480 кв.м с кадастровым номером <№>.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уют» государственную пошлину в бюджет муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение составлено 22 ноября 2022 года.
Председательствующий судья О.В. Черникова