11RS0002-01-2020-001173-46
Дело № 2-933/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.,
с участием представителя истца – помощника Воркутинского транспортного прокурора Коржанова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
01 июня 2020 года гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Комиавиатранс» о возложении обязанности привести в исправное состояние электрическую пожарную сигнализацию железнодорожной сливной эстакады, расположенной на расходном складе горюче-смазочных материалов в филиале АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута»,
установил:
Истец обратился с иском, в обоснование которого указал, что в ходе прокурорской проверки железнодорожной сливной эстакады, расположенной на расходном складе ГСМ в филиале АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута», установлено, что в нарушение п.п. «а» и «б» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности и п.6.4.90 СП 4.13130 на сливной эстакаде расходного склада ГСМ неисправна электрическая пожарная сигнализация. Несоблюдение АО «Комиавиатранс» требований законодательства о пожарной безопасности при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе работников Общества, поскольку эксплуатация пути необщего пользования для перевозки опасных грузов при наличии указанных нарушений может повлечь гибель людей, транспортные происшествия, причинение вреда окружающей среде и другие негативные последствия. На основании указанного истец просит возложить на АО «Комиавиатранс» обязанность в течение одного года со дня вступления решения в законную силу обеспечить исправное состояние электрической пожарной сигнализации железнодорожной сливной эстакады, расположенной на расходном складе ГСМ в филиале АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута».
В судебном заседании представитель истца Коржанов О.В. требование поддержал по доводам иска. Также пояснил, что истец просит возложить на ответчика указанную обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, как указано в мотивировочной части иска.
Ответчик АО «Комиавиатранс» извещен о слушании дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заедание не направил.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
АО «Комиавиатранс» имеет лицензию серии ПРД № 1105208 от 12.04.2013 на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» одним из основных принципов функционирования железнодорожного транспорта является безопасность и качество оказываемых услуг.
Статьёй 2 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ установлено, что безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - это состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта — это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Согласно ч.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством РФ о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
Правила технической эксплуатации обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (п. 3 Правил технической эксплуатации).
Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте. Оно включает в себя изучение причин появления неисправностей и выполнение работ по их устранению и предупреждению (абз.2 п.2 Приложения №1 к указанным Правилам).
В соответствии с абз. 1 п.16 Правил технической эксплуатации инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие (абз. 2 п.16 Правил технической эксплуатации).
Работники железнодорожного транспорта в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации технических средств и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать надлежащее качество содержания, технического обслуживания и ремонта с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований для сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования, включая метрологические требования (абз. 3 п.16 Правил технической эксплуатации).
Как предусмотрено п.1 ст.2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Согласно п.27 ст.12 Закона «О лицензировании» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, подлежит лицензированию.
В соответствии с подп. «а», «б», «г» п.4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 №221, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются: соблюдение лицензиатом федеральных законов «Устав железнодорожного транспорта РФ» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части требований к лицензируемой деятельности, в том числе технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) погрузо-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов в собственности или на ином законном основании, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, а также производственным объектам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в местах осуществления лицензируемой деятельности средств противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии.
В понимании Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст. 1).
Статьями 34, 37 Федерального закона №69-ФЗ предусмотрена обязанность граждан, предприятий соблюдать требования пожарной безопасности.
В настоящее время требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, определены Правилами противопожарного режима, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390.
В силу п.61 Правил о противопожарном режиме руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 3 ст. 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.
В соответствии с п. 6.4.90 свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»), утв. Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, склады нефти и нефтепродуктов должны быть оборудованы электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями. Ручные извещатели пожарной сигнализации на территории склада предусматриваются: на сливоналивных эстакадах у торцов эстакады и по ее длине не реже чем через 100 м, но не менее двух (у лестниц для обслуживания эстакад).
24.12.2019 Воркутинской транспортной прокуратурой с привлечением в качестве специалиста – инспектора Северо-Западного управления Госжелдорнадзора Ространснадзора проведена проверка исполнения требований законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта и железнодорожных путей общего и необщего пользования на объектах инфраструктуры филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута», в том числе на железнодорожном пути необщего пользования протяжённостью 892 м расходного склада горюче-смазочных материалов.
В ходе прокурорской проверки железнодорожной сливной эстакады, расположенной на расходном складе горюче-смазочных материалов в филиале АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута», установлено, что в нарушение подп. «а» и «б» п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности и п. 6.4.90 СП 4.13130 на сливной эстакаде расходного склада горюче-смазочных материалов неисправна электрическая пожарная сигнализация.
По результатам проверки было вынесено представление от 31.01.2020 №23/1-3-2020/5, в котором Воркутинский транспортный прокурор потребовал от АО «Комиавиатранс» безотлагательно принять меры к устранению выявленных нарушений.
Представление прокурора было рассмотрено АО «Комиавитранс» «Аэропорт Воркута», после чего и.о. директора «Аэропорт Воркута» был дан ответ о том, что выявленные нарушения являются обоснованными и стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей ответственным за данное направление деятельности работником в филиале АО «Комиаваитранс» «Аэропорт Воркута».
Так, из представленных объяснений следует, что на сливной эстакаде склада горюче-смазочных материалов неисправна электрическая пожарная сигнализация по причине низкого контроля на тот момент и.о. начальника службы горюче-смазочных материалов С..
В связи с чем приказом и.о. директора филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута» №28 от 17.02.2020 к бывшему и.о. начальника службы ГСМ С. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
С целью устранения нарушений, отмеченных Воркутинской транспортной прокуратурой при проверке службы ГСМ 24.12.2019, в филиале был составлен план мероприятий. Из данного плана усматривается, что по поводу неисправной электрической пожарной сигнализации на сливной эстакаде приемного склада ГСМ подана заявка в Воркутинское отделение Коми республиканского отделения общероссийской общественной организации ВДНО; срок устранения определен до 07.07.2020.
Таким образом, установлено, что ответчик признал выявленные нарушения, в том числе и на железнодорожном пути необщего пользования протяженностью 892 метра расходного склада ГСМ, составил план по их устранению.
Вместе с тем, на момент рассмотрения дела не имеется данных об обеспечении исправной работы электрической пожарной сигнализации на сливной эстакаде склада ГСМ филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута».
Филиал АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута» осуществляет аэропортовую деятельность в аэропорту Воркута, находящемуся на территории МО ГО «Воркута» Республики Коми.
Иск мотивирован тем, что несоблюдение АО «Комиавиатранс» требований законодательства о пожарной безопасности при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе работников Общества, поскольку эксплуатация пути необщего пользования для перевозки опасных грузов при наличии указанных нарушений может повлечь гибель людей, транспортные происшествия, причинение вреда окружающей среде и другие негативные последствия.
Учитывая вышеприведенные положения закона, применяемые во взаимосвязи с указанными выше Правилами и со сводом правил СП 4.13130, суд соглашается с доводами истца и полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Применительно к положениям ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений, суд считает разумным и достаточным срок, указанный истцом для исполнения ответчиком заявленных требований (в течение шести месяцев со дня вступления решения законную силу).
При подаче иска в интересах неопределенного круга лиц прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., которая согласно ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика с зачислением в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Комиавиатранс» о возложении обязанности привести в исправное состояние электрическую пожарную сигнализацию железнодорожной сливной эстакады, расположенной на расходном складе горюче-смазочных материалов в филиале АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута» удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Комиавиатранс» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в исправное состояние электрическую пожарную сигнализацию железнодорожной сливной эстакады, расположенной на расходном складе горюче-смазочных материалов в филиале АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Воркута».
Взыскать с акционерного общества «Комиавиатранс» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 03.06.2020.
Судья У.Н. Боричева