Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-107/2023 ~ M-71/2023 от 04.04.2023

Дело № 2-107/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Зырянка                                                 25 апреля 2023 года

Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Зиничевой О.И., с участием истца – и.о. прокурора Верхнеколымского района Ефимкина Е.О.,при секретаре Барковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по исковому заявлению и.о. прокурора Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Управление культуры и духовного развития Верхнеколымского улуса (района)» РС (Я), филиалу СКДЦ с. Верхнеколымск об устранении нарушений в области соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов,

установил:

и.о. прокурора Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Управление культуры и духовного развития Верхнеколымского улуса (района)» РС (Я),филиалу СКДЦ с. Верхнеколымск, которым просит обязать ответчика устранить нарушения в области соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, путем установки информационной вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастномфоне в срок до 31.12.2023.

В судебном заседании и.о. прокурора Верхнеколымского района Ефимкин Е.О. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика надлежаще извещена, в судебное заседание не явилась, заявлений, ходатайств не представила

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц.

Выслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В силу статьи 9 Конвенции "О правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1,2 п. 6, ч. 6 ст. 3, 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениямипроцессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Настоящий Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

Настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования: доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

В силу подп. «а» ч.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и представляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Пунктами 4.1.1,4.6.1, 4.6.3 «ГОСТ Р 59601-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Тактильные мнемосхемы (тактильные мнемокарты, рельефные планы) и указатели (тактильные таблички и пиктограммы, тактильные накладки, тактильные наклейки) должны обеспечивать возможность их эффективного использования инвалидами по зрению и другими категориями маломобильных групп населения (МГН), а также людьми без инвалидности.

Тактильные таблички с рельефно-линейными символами для слабовидящих и рельефно-точечными символами для тотально незрячих людей являются подтверждающим источником идентификации точки получения услуги, а также источниками информации в зонах принятия решений при движении незрячего человека по незнакомому маршруту.

Рекомендуется использовать тактильные указатели с наклонной тактильной зоной системы Брайля, так как это наиболее удобно для чтения всем, а особенно людям с большим ростом, при расположении указателя на высоте 0,9 м (например, в дошкольных образовательных учреждениях, где тактильные указатели предназначены для восприятия как детьми, так и взрослыми посетителями).

Согласно ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение должно создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Причем образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С учетом разумности и справедливости, суд устанавливает, что требование прокурора об обязании ответчика принять меры по устранению нарушений по отсутствию информационной вывески в срок до 31.12. 2023 года является разумной.

Согласно п.п. 9, 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ стороны освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление и.о. прокурора Верхнеколымского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Управление культуры и духовного развития Верхнеколымского улуса (района)» РС (Я),филиалу СКДЦ с. Верхнеколымск об устранении нарушений в области соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов- удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение «Управление культуры и духовного развития Верхнеколымского улуса (района)» РС (Я),филиал СКДЦ с. Верхнеколымск(ИНН 140800023647, ОГРН 1031400355007)устранить нарушения по отсутствию информационной вывески с назначением организации, графиком работы, плана здания, выполнения рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне в срок до 31 декабря 2023 года.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхнеколымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                О.И. Зиничева

Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2023 года.

2-107/2023 ~ M-71/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Верхнеколымского района
Ответчики
МУ "Управление культуры и духовного развития Верхнеколымского улуса (района) РС (Я)
Сельский культурно-досуговый центр села Верхнеколымск
Суд
Верхнеколымский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Зиничева Оксана Иннокентьевна
Дело на странице суда
vkoliyma--jak.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Подготовка дела (собеседование)
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2023Дело оформлено
26.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее