Дело № 2-292/2023
УИД 10RS0003-01-2023-000552-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 сентября 2023 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гордевича В.С.,
при секретаре Синда И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к Шаткову ФИО10 об обязании произвести определенные действия,
установил:
Прокурор Кемского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названными исковыми требованиями к Шаткову С.В. по тем основаниям, что прокуратурой Кемского района проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Монастыршина А.И. в интересах Трофимова А.П. по вопросу ликвидации свалки строительного мусора в районе береговой линии Белого моря. В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 10:02:0090106:317 находится в собственности Шаткова С.В.. Указанный земельный участок приобретен Шатковым С.В. в соответствии с договором купли-продажи 14.06.2022. Земельный участок отнесен к категории земель: «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования «для индивидуальной жилой застройки». Границы земельного участка определены в соответствии с действующим законодательством. Государственный учет в отношении обследуемого земельного участка осуществлен 11.03.2022.
В рамках проверки прокуратурой Кемского района с участием специалиста Управления Росреестра по Республики Карелия проведено натурное обследование вышеуказанного земельного участка.
По результатам обследования установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0090106:317, а также на земельном участке, расположенном от <адрес> в <адрес> (кадастровый номер <адрес>:02:0090106:57) до земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090106:317 складированы отходы производства и потребления, состав которых включает в себя битый кирпич.
Согласно объяснениям Шаткова С.В. битый кирпич на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0090106:317, а также на земельном участке, границы которого не определены (в сторону <адрес> в <адрес>) отсыпан им для организации заезда. Указанный битый кирпич он заказал больше года назад, никаких письменных договоров на приобретение битого кирпича не заключал, документы на битый кирпич у него отсутствуют, откуда был привезен битый кирпич ему неизвестно. Вместе с тем, по данным Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, обнаруженные на участке элементы относятся к отходам V классов опасности.
Размещение отходов на территории земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090106:317, а также на прилегающем земельном участке осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно - эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
Полагает, что обязанность по ликвидации установленного в ходе проверки несанкционированного складирования отходов производства и потребления (несанкционированной свалки) в границах земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090106:317, а также на прилегающей территории в сторону <адрес> в <адрес> должна быть возложена на собственника земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090106:317 - Шаткова С.В., непосредственно отсыпавшего битый кирпич на данные земельные участки.
Прокурор просил: обязать Шаткова С.В. в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное складирование отходов в виде битого кирпича в границах земельного участка с кадастровым номером 110:02:0090106:317, а также на земельном участке, расположенном от <адрес> в <адрес> (кадастровый номер <адрес>:02:0090106:57) до земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090106:317.
Определением суда от 21 июня 2023 года для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Балтийско – Арктическое межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кемского района Едокова Н.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Не возражала против установления срока для исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года.
Ответчик Шатков С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования признал частично, пояснив, что согласен вывезти то, что он завез от <адрес> до границы принадлежащего ему земельного участка, так как на свой земельный участок он ничего не завозил. Подъезд к участку он подсыпал только до земельного участка. На своем земельном участке он разобрал дом и хозпостройки, в том числе две печи и фундамент. От чего на участке остались кирпичи и бетон, которые он планирует использовать для строительства. Просил установить срок для исполнения решения суда по 31 декабря 2023 года, так как он содержит трех детей, супругу, выплачивает алименты в размере 41%, имеет доход около 40000 рублей, а один час работы грузового автомобиля и трактора стоит 3000 рублей.
Представитель ответчика по доверенности Черемовский А.А. в судебном заседании поддержал ответчика в части признания исковых требований и просил установить срок для исполнения решения суда по 31 декабря 2023 года в связи с необходимостью производства большого объема работ и сложной финансовой ситуацией, возникшей у ответчика.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Рабочеостровского сельского поселения – глава администрации Жук С.Н. в судебное заседание не явился, в поступившей телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие и принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Балтийско – Арктического межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении судебного заседания не просил. В ранее поступившем в суд объяснении представитель Управления по доверенности Никифоров И.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные прокурором требования поддержал в полном объеме.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Суд, заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокурором Кемского района на основании обращения депутата Законодательного Собрания Республики Карелия Монастыршина А.И., совместно со специалистом Управления Росреестра по Республике Карелия проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды на территории земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090106:317, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Шаткову С.В.
В ходе проведения проверки 09.06.2023 установлено, что проверяемый земельный участок с кадастровым номером 10:02:0090106:317, расположенный по вышеуказанному адресу, расчищен, отсыпан битым кирпичом. Подъезд к указанному земельному участку отсыпан битым кирпичом от <адрес> до проверяемого земельного участка.
Вышеуказанный земельный участок и подъезд к нему объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не является.
По данным Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242, бой строительного кирпича, лом кирпичной кладки от сноса и разборки зданий и лом строительного кирпича незагрязненный имеют следующие одиннадцатизначные коды: «3 43 210 01 20 5», «8 12 201 01 20 5», «8 23 101 01 21 5», соответственно.
В соответствии с пунктом 9 раздела II Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, конкретные виды отходов представлены в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе. Код вида отходов имеет 11-значную структуру. Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
В судебном заседании установлено и подтверждается ответчиком, что отходы, содержащие битый кирпич завезены ответчиком для отсыпки подъезда к его земельному участку и подъезд отсыпан им от <адрес> до земельного участка с кадастровым номером 10:02:0090106:317, принадлежащего ответчику. На принадлежащем ответчику земельном участке ответчик отсыпку не производил, а произвел разборку жилого дома с фундаментом и 2-х печей, а остатки фундамента и битого кирпича ответчик намерен использовать для строительства дома на принадлежащем ему земельном участке. Данный факт подтверждается ответчиком, и не опровергнут истцом.
Поскольку установлено судом и не отрицается ответчиком, что обнаруженные на указанных земельных участках отходы содержат элементы в виде битого кирпича, то данные отходы относятся к отходам V класса опасности, так как одиннадцатый знак указанных выше кодов указан в виде цифры «5».
В ст. 42 Конституции РФ и п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Как следует из содержания ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства, потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическим веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Таким образом, из вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что ответчик, являясь лицом, которое при оборудовании подъездного пути от <адрес> к своему земельному участку допустило несанкционированное складирование отходов, содержащих элементы отходов V-го класса опасности, обязан устранить допущенное нарушение.
Поскольку на принадлежащем ответчику земельном участке, ответчик складирования отходов указанного класса опасности не совершал, а лишь разобрал старый дом и планирует использовать остатки фундамента и печей для строительства нового дома, основания для удовлетворения требований в части ликвидирования несанкционированного складирования отходов на земельном участке с кадастровым номером 10:02:0090106:317, отсутствуют.
Учитывая изложенное и приведенные нормы права, а также то, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, исковые требования прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика совершить определенные действия по ликвидации несанкционированного складирования отходов, являются законными, обоснованными и подлежат частичному удовлетворению – в части ликвидации несанкционированного складирования отходов от <адрес> до земельного участка, принадлежащего ответчику.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить ответчику, их стоимость и материальное положение ответчика, учитывая мнение прокурора, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года, включительно.
При принятии решения суд учитывает частичное признание иска ответчиком и на основании ст. 173 ГПК РФ принимает его, так как частичное признание иска в настоящем деле не нарушает прав и законных интересов сторон по делу и иных лиц.
На основании ст. 98 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, учитывая, что истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а исковые требования прокурора удовлетворены, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст., ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кемского района – удовлетворить частично.
Обязать Шаткова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, ИНН 100201205106 в срок до ДД.ММ.ГГГГ, включительно, ликвидировать несанкционированное складирование отходов, в том числе, в виде битого кирпича, на земельном участке от <адрес> (кадастровый номер дома: 10:02:0090106:57) по <адрес> в <адрес> до земельного участка принадлежащего Шаткову С.В. с кадастровым номером 10:02:0090106:317.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Кемского района – отказать.
Взыскать с Шаткова С.В. государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий В.С. Гордевич
Решение в окончательной форме вынесено 20 сентября 2023 года.