Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-532/2022 от 07.10.2022

Дело № 21-532/2022

Судья: Семенов В.П.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

15 ноября 2022 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу должностного лица МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии, вынесшего постановление по делу, Кожакова М.Ю. на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии № 18 от 22 июля 2022 года МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.

Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административном правонарушении.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, главный государственный инспектор Красноармейского района по пожарному надзору Кожаков М.Ю. просит отменить решение судьи районного суда.

В обоснование жалобы указывает на необоснованность выводов суда об отсутствии в действиях МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики состава вмененного правонарушения и отсутствии вины в неисправности пожарного гидранта, расположенного на территории <данные изъяты>. Водопроводные сети с. Красноармейское, являются, в том числе противопожарными, в установленном порядке переданы МУП ЖКХ Красноармейского района, следовательно, именно на МУП возложена обязанность по выявлению повреждений (неисправностей) сооружений водопроводных сетей, а также их своевременное устранение. Указанное подтверждается постановлением главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики № 321 от 11 апреля 2022 года, из приложения № 1 к которому следует, что балансодержателем пожарных гидрантов в селе Красноармейское, в том числе на территории <данные изъяты>, является МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики, в обязанности которого входит проведение ремонта пожарных гидрантов и колодцев.

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление по делу, главный государственный инспектор Красноармейского района по пожарному надзору Кожаков М.Ю., заместитель главного государственного инспектора г. Чебоксары по пожарному надзору Косачев К.Ю. жалобу поддержали, пояснили, что балансодержателем и ответственным за обслуживание пожарных гидрантов в с. Красноармейское, в том числе неисправного пожарного гидранта на территории <данные изъяты> является МУП ЖКХ Красноармейского района. Пожарные гидранты входят в систему холодного водоснабжения, находятся на одной линии водоснабжения, будучи подземными инженерными сооружениями, отдельно от системы не выделены. Согласно письму главы Красноармейского муниципального округа от 18 октября 2022 года № 20/20-02-3398 своевременное обслуживание и ремонт, а также проверку в части водоотдачи системы центрального водоснабжения и пожарных гидрантов с.Красноармейское осуществляет МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа (постановлением администрации Красноармейского муниципального округа № 819 от 15 августа 2022 года МУП ЖКХ Красноармейского района переименовано в МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа). Иных организаций и учреждений, занимающихся обслуживанием систем водоснабжения, на территории Красноармейского муниципального округа не имеется.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения защитника МУП Моисеева П.С., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъектов административной ответственности (граждан, должностных лиц и юридических лиц), состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пожарная безопасность обеспечивается системой мер противопожарной безопасности и поддерживается путем выполнения требований, установленных специальными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с абз. 2 ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ, основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацу 8 статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ органы местного самоуправления несут обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

В соответствии со статьей 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3 статьи 68 Закона № 123-ФЗ).

Обязанность содержать пожарные гидранты лежит на лице, в границах эксплуатационной ответственности которого они находятся (пункт 1 части 2 статьи 68 Технического регламента о пожарной безопасности).

Из материалов дела следует, что 22 июня 2022 года в 14 час. 19 мин. по адресу: <адрес>, в подвале муниципального <данные изъяты> произошел пожар. Для подачи воды к месту пожара были использованы пожарные гидранты на территории <данные изъяты>». Пожарный гидрант, расположенный в 43.81 метрах от здания <данные изъяты>, находился в неисправном состоянии. Другой пожарный гидрант, расположенный в 67 метрах от <данные изъяты>, в исправном состоянии.

Факт нахождения пожарного гидранта № 1 в неисправном состоянии подтверждается протоколом испытаний наружного противопожарного водопровода № 73-2022/3-29 от 24 июня 2022 года (л.д. 20-21).

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения МУП ЖКХ Красноармейского района к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отменяя постановление должностного лица и, прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного состава, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, исходя из пояснений защитника МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики Моисеева П.С., пришел к выводу о том, что исследованными доказательствами вина МУП ЖКХ Красноармейского района в нарушении требований пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 1479 от 16 сентября 2020 года не подтверждается,за МУП значится закрепленным только один пожарный гидрант.

Вместе с тем данные выводы являются преждевременными ввиду следующего.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений пункта 8 части 2 и части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме, законность и обоснованность соответствующего постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Судьей районного суда требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела не выполнены.

Из содержания решения следует, что судья районного суда в его описательной части изложил суть пояснений защитника МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики Моисеева В.С. о том, что МУП ЖКХ Красноармейского района администрацией в хозяйственное ведение переданы, в том числе водопроводные сети по ул. <адрес>, однако сведений о том, что вместе с водопроводными сетями МУП были переданы системы пожаротушения в виде пожарных гидрантов договор от 6 апреля 2022 года не содержит; каких-либо доказательств, подтверждающих то, что находящиеся на водопроводной сети по ул. <адрес> пожарные гидранты являются элементами (составной частью) данной водопроводной сети, переданной администрацией Красноармейского муниципального округа в хозяйственное ведение, которые могут передаваться только в совокупности с данной водопроводной сетью в деле не имеется; неисправный гидрант находится на территории <данные изъяты>», а не на территории МУП ЖКХ Красноармейского района либо на территории, за которую последний ответственен; со стороны руководства <данные изъяты> каких-либо обращений по поводу неисправности пожарного гидранта не имелось, лицензии на осуществление работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения не имеет, услуги такого характера не оказывает.

При этом судья районного суда, ссылаясь на отсутствие доказательств совершения правонарушения МУП ЖКХ Красноармейского района, не дал никой оценкидоговору о закреплении муниципального имуществаКрасноармейского муниципального округа на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики от 6 апреля 2022 года (л.д. 52), постановлению главы администрации Красноармейского муниципального округа № 292 от 6 апреля 2022 года, акту приема – передачи муниципального имущества Красноармейского муниципального округа от 6 апреля 2022 года, согласно которому за МУП на праве хозяйственного ведения закреплено имущество – водопроводные сети, а также не дал надлежащей оценки постановлению главы Красноармейского муниципального округа № 321 от 11 апреля 2022 года.

Данные выводы судьи районного суда являются немотивированными, суд первой инстанции фактически уклонился от оценки имеющихся в деле доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Закона № 416-ФЗ, признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ).

В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644, граница эксплуатационной ответственности представляет собой устанавливаемую в договоре линию раздела объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации (обеспечению эксплуатации) этих систем или сетей.

Помимо границы эксплуатационной ответственности, устанавливаемой в договоре, законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает понятие границы балансовой принадлежности, под которой понимается линия раздела объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании (абзац четвертый пункта 2 Правил № 644).

В нарушение требований ст. 26.10 КоАП РФ постановление о назначении гарантирующей организации в сфере водоснабжения, договор об оперативном управлении <данные изъяты> схема водоснабжения, акт установления границ эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения судьей районного суда не истребованы, соответствующие запросы судом не сделаны.

К жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, заявителем приложен сводный акт проверки пожарных гидрантов (водоемов) от 1 июня 2022 года, суточный акт проверки пожарных гидрантов от 19 апреля 2022 года, согласно которым обслуживание водопроводной сети, включая пожарных гидрантов (водоемов), осуществляется МУП ЖКХ Красноармейского района.

В соответствии с абзацем 2 пункта 48 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Согласно пункту 54 Правил № 1479 руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств.

В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Главы Красноармейского района от 17 июля 2009 года № 404, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района является коммерческой организацией, предприятие создано для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, связанных с управлением жилищно-коммунальной сферы. Для осуществления указанных целей предприятие осуществляет. В том числе водоснабжение потребителей (л.д.85).

Как следует из материалов дела, согласно постановлению главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики № 321 от 11 апреля 2022 года «Об утверждении источников противопожарного водоснабжения», балансодержателем пожарных гидрантов в селе Красноармейское, в том числе на территории <данные изъяты>, является МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики (л.д. 95, 97-114).

Судья районного суда оставил без исследования и проверки указанные доказательства.

В нарушение пункта 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае фактически отсутствует мотивированное решение по делу, не дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела.

При изложенных обстоятельствах вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

Кроме того, согласно нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо не является самостоятельным участником производства по делу об административном правонарушении, в связи с чем, такое лицо подлежит допросу в качестве свидетеля. В силу части 5 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В нарушение приведенных положений, допрошенный в судебном заседании в районном суде главный государственный инспектор Красноармейского района по пожарному надзору Кожаков М.Ю. об административной ответственности по статье 17.9 Кодекса не предупреждался, что является существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 62).

Между тем показания данного должностного лица положены в основу вынесенного судьей районного суда решения.

Допущенные судьей районного суда нарушения требований статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

При таких обстоятельствах решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района подлежит отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит направлению на новое рассмотрение в Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района, отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить в Красноармейский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова

21-532/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
МУП ЖКХ Красноармейского района
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Максимова И.А.
Статьи

ст. 20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--chv.sudrf.ru
07.10.2022Материалы переданы в производство судье
15.11.2022Судебное заседание
22.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.11.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее