Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-312/2024 ~ М-258/2024 от 12.07.2024

Дело №2-312/2024

УИД 44RS0004-01-2024-000418-86

Мотивированное решение

Изготовлено 06 августа 2023 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2024 года                                г. Мантурово                              

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,

с участием старшего помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Ларионовой Е.А., при секретаре Кудряшовой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Спасская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности организовать эксплуатационный контроль здания,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратился Мантуровский межрайонный прокурор Костромской области в интересах неопределённого круга лиц с иском к бюджетному общеобразовательному учреждению Спасская средняя общеобразовательная Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности организовать эксплуатационный контроль здания. В обоснование исковых требований указал, что Мантуровской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в части ненадлежащего создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся. Установлено, что вопреки требованиям законодательства, регламентирующих безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении - МБОУ Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа не организован эксплуатационный контроль зданий, тем самым существует вероятность причинения вреда жизни и здоровья учащимся и педагогам. По выявленным нарушениям 07.07.2023 года в адрес и.о. главы г.о.г Мантурово Костромской области внесено представление, в рамках рассмотрения которого мер по устранению нарушений не принято. Прокурор просит суд обязать МБОУ Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа Костромской области в срок до 01.05.2025 года организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации, расположенного по адресу: [адрес] Требования мотивированы нормами ст.296 ГК РФ, ст.55.24-55.25 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28,41 ФЗ «Об образовании в РФ», ст.36 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В судебном заседании старший помощник Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Ларионова Е.А. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика директор МБОУ Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа Костромской области Ильичёва О.А., будучи надлежащим образом извещённой о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась, направив в суд ходатайство, согласно которого просила рассмотреть гражданское дело без участия представителя, исковые требования прокурора признает (л.д.33.34).

Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в РФ" охрана здоровья обучающихся, в том числе, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу пункта 2 части 6 статьи 28 того же федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

В силу пункта 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29декабря 2004г. N 190-ФЗ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путём осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надёжности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (пункт 7 ст.55.24Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (пункт 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В пункте 1 ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

Согласно ст.36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 36 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путём проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.

Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений изложены в "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который был введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст.

Пунктом 4.1 ГОСТ 31937-2011 предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащённых современной приборной базой и имеющих в своём составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункт 4.3 ГОСТ 31937-2011).

В силу пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.

Согласно пунктам 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учётом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объёма работ по капитальному ремонту или реконструкции.

В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.03.2006 года N 35-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

В соответствии со статьёй 18 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Согласно справке ст. помощника Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области Ларионовой Е.А. от 27.03.2024г. по итогам проверки выявлено, что в МБОУ Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа Костромской области не организован эксплуатационный контроль зданий, тем самым существует вероятность причинения вреда жизни и здоровья учащимся и педагогам (л.д.11).

Сведениями ЕГРЮЛ подтверждается дата регистрации юридического лица МБОУ Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа Костромской области в налоговом органе 29.12.2023 г. (л.д.12-17).

Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается дата регистрации юридического лица прокуратура Костромской области в налоговом органе 30.01.2003г., ОГРН 1034408615230 (л.д.25-28).

24.04.2023 г. Мантуровским межрайонным прокурором Костромской области в адрес исполняющего полномочия главы г.о.г. Мантурово Костромской области внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего обеспечение безопасных условий обучения и воспитания обучающихся (л.л.18-22).

Согласно ответа на представление Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области от 29.05.2023 года № 1880 администрация Мантуровского муниципального округа Костромской области сообщает, что до 01.08.2023 года сектором образования комитета образования, культуры, молодёжи и спорта администрации городского округа город Мантурово будут разработаны нормативные правовые акты по обследованию технического состояния зданий и сооружений образовательных учреждений, а именно: постановление о создании комиссии по обследованию технического состояния зданий и сооружений образовательных учреждений, положение о порядке проведения обследования технического состояния зданий и сооружений образовательных учреждений, форма акта общего весеннего осмотра здания (сооружения0, форма акта общего осеннего осмотра здания (сооружения) о готовности к эксплуатации в зимних условиях, форма акта внепланового осмотра здания (сооружения). В сентябре 2023 года во всех образовательных учреждениях будет проведено обследование технического состояния зданий (сооружений) (л.д.23-24).

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в нарушение действующего законодательства, ответчик – МБОУ Спасская СОШ не выполнило требования законодательства в части создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся. В материалах дела не имеется сведений о проведении обследования технического состояния здания школы, эксплуатационном контроле, который, установлен вышеуказанными нормативными требованиями. Само по себе выполнение учреждением проверки готовности образовательной организации к учебному году и по мере возникновения необходимости работ по текущему ремонту не свидетельствует о надлежащем выполнении учреждением обязанности по проведению обследования технического состояния эксплуатируемого здания с привлечением специализированных организаций, располагающих современными средствами технической диагностики. Невыполнение указанных мероприятий создаёт угрозу причинения вреда как не обследуемым объектам, так и угрозу безопасности людей, в том числе несовершеннолетних, посещающих такие объекты.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При установлении фактов нарушения закона, прокурор в пределах возложенных на него полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями об устранении выявленных нарушений, влекущих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц.

Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания образовательного учреждения (средней общеобразовательной школы) путём привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надёжности и безопасности здания, что создаёт угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия содержания детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.

Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренном положениями ст. 12 ГК РФ, является понуждение к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, требования прокурора подтверждаются материалами дела и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок для исполнения данной обязанности, суд исходит из характера проведения необходимых процедур, временных затрат, необходимых для их выполнения и полагает достаточным и разумным срок, предложенный истцом для исполнения решения, то есть до 01.05.2025 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45;194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Мантуровского межрайонного прокурора Костромской области в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа Костромской области о возложении обязанности организовать эксплуатационный контроль здания – удовлетворить полностью.

Обязать МБОУ Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа Костромской области [адрес] организовать эксплуатационный контроль здания образовательной организации, расположенного по адресу: [адрес] - в срок до 01.05.2025 года.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Е.С.Хасаншина

2-312/2024 ~ М-258/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мантуровский межрайонный прокурор
Ответчики
МБОУ "Спасская СОШ Мантуровского муниципального округа КО
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Хасаншина Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
manturovsky--kst.sudrf.ru
12.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2024Передача материалов судье
15.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2024Судебное заседание
07.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее