Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-717/2022 ~ М-599/2022 от 19.05.2022

УИД 04RS0020-01-2022-001051-53                                                 № 2-717-2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Северобайкальск                                                                               27 июня 2022 года

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Григорьевой В.В., при секретаре Тетерлевой Е.М.,

с участием помощника межрайонного прокурора Ильязовой С.Д.,

представителя ответчика АМО «город Северобайкальск» Лебедевой И.А.,

представителя ответчика МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» Белюковой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к МАДОУ Ясли-сад «Подснежник», Администрации МО «город Северобайкальск» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонной прокурор обратился в суд с иском, указывая, что проведена проверка исполнения законодательства в антитеррористической защищенности в деятельности образовательных учреждения на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район», которой установлено, что задание МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» построено в 1977 году, с момента строительства здания и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния задания в установленные сроки с привлечение специализированной организации не проводилось. По информации Управления образования денежные средства проведение таких мероприятий ранее не выделялись, в текущем году не запланированы. Со ссылкой на ст. 2 Конституции РФ, ст. 6 Федерального закона №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст. 3,28,41 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ», ст. 2,3 Федерального закона № 35 от 06.03.2006 года «О противодействии терроризму», ст. 3,5,36 Федерального закона № 384 от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требования ГОСТ 31937-2011 указывает, что выявленное затрагивают прав и интересы неопределённого круга лиц, в т.ч. несовершеннолетних детей, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность. Просит суд возложить на МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» обязанность в течении 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011; возложить на Администрацию МО «город Северобайкальск» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объёмах на проведение обследований технического состояний заданий МАДОУ Ясли-сад «Подснежник», обеспечивающее выполнение эти учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-20114 в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник межрайонного прокурора Ильязова С.Д. иск поддержала по указанным в нем основаниям, просила удовлетворить.

Представитель ответчика МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» Белюкова Н.Б. с требованиями иска согласилась, пояснив суду, что в настоящее время соответствующая заявка в адрес учредителя подана.

Представитель ответчика АМО «город Северобайкальск» Лебедева И.А. также придерживалась позиции представителя детского сада, отметив, что 1 года для исполнения требования прокурора недостаточно.

    Третье лицо Управления образования МО «город Северобайкальск», надлежаще уведомлённое, своего представителя в суд не направило, возражений относительно требований иска в суд не поступило.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в интересах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст.6 Федерального закона № 124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами РФ.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является принцип приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования (п. 3 ст. 5 указанного Закона).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. "д" ст. 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с требованиями подп.2, 15 ч.3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно пункту 2 части 6 этой же нормы закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Часть 7 статьи 28 этого же закона предусматривает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (п.8 ч.1,2 ст. 41).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

Статьей 5 указанного закона установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности (статья 7 Закона № 384-ФЗ).

В силу статьи 36 данного закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011).

Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений (пункты 4.3, 4.4).

Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011).

Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями Устава МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «город Северобайкальск», от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет Управление образования МО «город Северобайкальск».

     Согласно пункту 1.10 Устава МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Бурятия, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными нормативными правовыми Российской Федерации и Республики Бурятия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.

В силу пункта 1.28 Устава учреждение несет ответственность, установленную федеральным законом и законодательством Республики Бурятия за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед Учредителем и Минимуществом РБ, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что с момента строительства здания МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» в 1977 году и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях не допущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена ст. 28 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 года « Об образовании в РФ».

Указанное обстоятельство нашло свое подтверждение в информации АМО «город Северобайкальск» от 12.04.2022 года, паспорте доступности по состоянию на 2017 год, а кроме того представителями ответчиков не отрицалось в судебном заседании.

Таким образом, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.

Обстоятельства, выявленные проведенной проверкой в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты. Доказательств обратного у суда не имеется.

Поскольку согласно Уставу образовательного учреждения учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «город Северобайкальск», то требования иска к администрации района как соответчику по делу подлежат удовлетворению, т.к. суд пришел к выводу об удовлетворении иска в части возложения обязанности на образовательное учреждение провести обследование технического состояния зданий, сооружения ввиду имеющегося нарушения требований закона, а кроме того учреждение финансируется на основе муниципального задания, формируемого учредителем на текущий год с последующим ежегодным уточнением задания в виде распоряжения учредителя учреждения (п.6.4. Устава образовательного учреждения).

Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, судом не установлено, в этой связи иск прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенных требований. В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. В этой связи судебные издержки взысканию с ответчика не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Северобайкальского межрайонного прокурора к МАДОУ Ясли-сад «Подснежник», Администрации МО «город Северобайкальск» о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности - удовлетворить.

Возложить на МАДОУ Ясли-сад «Подснежник» обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

     Возложить на администрацию МО «город Северобайкальск» в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния здания МАДОУ Ясли-сад «Подснежник», обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.

Судья                                                                 подпись                             В.В. Григорьева

                 Копия верна. Судья                                              В.В. Григорьева

Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 04.07.2022 года.

2-717/2022 ~ М-599/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБДОУ ясли-сад "Подснежник"
Администрация МО "город Северобайкальск"
Другие
Управление образования МО «город Северобайкальск»
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Григорьева Валентина Викторовна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
25.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2022Подготовка дела (собеседование)
10.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2022Дело оформлено
28.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее