Мировой судья Бабей Е.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2024 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
при секретаре Диденко Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Юртаева В. А. на решение мирового судьи судебного участка № 59 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-725/2023 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Юртаеву В. А. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
У С Т А Н О В И Л:
Обжалуемым решением мирового судьи судебного участка № 59 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворены, с Юртаева В.А. в пользу истца взыскана задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО по жилому дому № по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 9635 руб. 65 коп., а также возмещение расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 руб.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, ответчик Юртаев В.А. в жалобе решение мирового судьи просил отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение. По мнению заявителя жалобы, при разрешении спора мировой судья допустил следующие нарушения процессуального закона:
решение по делу принято по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, при наличии вступившего в законную силу решения суда по делу №;
судья, в нарушение требований ст. 31 КАС РФ, не заявила самоотвод при повторном рассмотрении дела;
дело подлежало рассмотрению в порядке приказного производства, в связи с чем исковое заявление мировой судья должен был возвратить заявителю ;
в решении отсутствует указание на его принятие в совещательной комнате, что, по мнению заявителя жалобы свидетельствует о нарушении тайны совещания судей,
решение принято лицом, полномочия которого не подтверждены материалами дела, также в материалах дела отсутствуют доказательства формирования состава суда, что, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует о рассмотрении дела судом в незаконном составе;
в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора,
в материалах дела отсутствуют доказательства направления ответчику копии искового заявления, вследствие чего мировой судья обязан был оставить исковое заявление без движения,
в решении суда не указаны имя и отчество секретаря судебных заседаний, отсутствуют такие сведения и в материалах гражданского дела, что, про мнению заявителя жалобы, указывает на недоказанность участия данного лица в судебном разбирательстве,
дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, которые не были извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заявитель жалобы Юртаев В.А., представитель истца в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судебными повестками (л.д.241, 244, 245, 250, 251), о причинах неявки суд в известность не поставили.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных у них причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
1 ноября 2018 года между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области (л.д.10-11).
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с 1 января 2019 года.
Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 18.12.2018 N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с 1 января 2019 года, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 20.12.2018, а также в газете "Волжская коммуна", N 343(30578), 25.12.2018, действовал до 1 июля 2019 года.
На период с 1 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 N 95 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 01.04.2019, а также в газете "Волжская коммуна", N 48(30631), 03.04.2019.
На период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 19.12.2019 N 781"Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 23.12.2019, а также в газете "Волжская коммуна", N 8(30792), 22.01.2020.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за ответчиком Юртаевым В.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право на ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 379,5 кв.м по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76).
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика, как правообладателя ? доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу составляла 9635, 65 руб.:-за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полная плата по объекту – 444, 24 руб. (1721, 43 руб.:31 день х 8 дн.); - за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ полная плата по объекту – 18935, 73 руб. (1721, 43 руб. х 11 мес.); 444, 24 руб. + 18935, 73 руб. – 108, 44 руб. (частичная оплата) :2 = 9635, 65 руб. (л.д.18). Данная задолженность взыскана оспариваемым решением суда. Суд признает решение мирового судьи верным и обоснованным по следующим мотивам.Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии. Пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац один). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац два).Пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года N 269), согласно которым нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы). Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов. Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещении (0, 091 м3/год с 1 кв.м), которые применяются для городских округов Самарской области, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы. Городской округ Жигулевск включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу. В соответствии с п. 6 приказа от 29.12.2018 года N 1023, приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2019 года.Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 29.12.2018, и в газете "Волжская коммуна", N 2(30585), от 11.01.2019 года.Поскольку органом исполнительной власти Самарской области принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории г.о. Жигулевск исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, это в силу закона влечет начисление платежей по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, оплачивать которые должны собственники помещения. Применяемый при расчетах норматив (0, 091 м3/год с 1 кв.м – л.д.17) установлен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта – министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и подлежит применению в т.ч. в спорный период (с августа 2021 года по июль 2022 года) вне зависимости от наличия проживающих на объекте лиц. Приведенные в апелляционной жалобы доводы о нарушении мировым судьей норм процессуального права своего подтверждения не нашли. Копия искового заявления в адрес ответчика направлена истцом до предъявления иска в суд, что подтверждается представленным в дело списком внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, принятых отделением связи ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-24). В данный список включено почтовое отправление в адрес Юртаева В.А., направленное по адресу: <адрес>, которому присвоен почтовый идентификатор №. При указанных обстоятельствах оснований для оставления иска без движения не имелось.
Не имелось оснований и для возвращения искового заявления, а также прекращения производства по делу, либо оставления иска без рассмотрения, поскольку обращению с настоящим иском в суд предшествовало обращение истца с заявлением о вынесении судебного приказа, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника в рамках гражданского дела № (л.д.21). Таким образом, итоговым судебным постановлением по гражданскому делу № является определение об отмене судебного приказа, следовательно, судебное решение по существу спора по данному делу отсутствует, в связи с чем ссылка заявителя жалобы о разрешении спора при наличии вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям несостоятельна. Обязательный досудебный порядок разрешения споров о взыскании задолженности по коммунальным платежам законом не предусмотрен.
Принятие мировым судьей решения по спору, по которому этим же судьей ранее был вынесен судебный приказ, в силу ст.ст. 16-17 ГПК РФ не является основанием для отвода судьи.
Ответчик о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ в 16.15 час. по адресу: <адрес>, каб. 2, был извещен своевременно и надлежащим образом – заказным письмом с почтовым идентификатором №, направленным по адресу его регистрации: <адрес> (л.д.50,99-101). Судебное извещение возвращено мировому судье (л.д.99-101). Согласно данных почтового идентификатора, размещенных в свободном доступе на сайте АО «Почта России», почтовое отправление с почтовым идентификатором 80097983030939 возвращено отправителю ДД.ММ.ГГГГ из-за истечения срока хранения, что позволяет сделать вывод о надлежащем извещении ответчика. При этом суд исходит из следующих разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации":
- по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ); гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
- статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
Принятие оспариваемого решения в совещательной комнате подтверждено протоколом судебного заседания (л.д.105), данные сведения в силу ст. 198 ГПК РФ не подлежат включению в текст решения суда, равно как и не подлежат включению в состав материалов гражданского дела документы, подтверждающие полномочия мирового судьи и секретаря судебных заседаний.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что мировой судья при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
От представителя ответчика Торхова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 210), до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу поступило ходатайство о возврате дела в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии по делу дополнительного решения (л.д. 246-247). Данное ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку, вопреки доводам представителя ответчика Торхова А.В. в обоснование ходатайства о необходимости возвращения дела мировому судье, заявленные истцом требования рассмотрены судом первой инстанции по существу в полном объёме, что нашло свое отражение как в описательно-мотивировочной части, так и резолютивной части оспариваемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Решение мирового судьи судебного участка № 59 судебного района г. Жигулевска Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-725/2023 по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Юртаеву В. А. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, а апелляционную жалобу Юртаева В. А. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Судья Л.Ф. Никонова
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01.04.2024.
Судья Л.Ф.Никонова