Дело № 2-658/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кореновск 20 июня 2017 года
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Сай Н.В.,
при секретаре Токаревой А.В.,
с участием:
с участием представителя истца администрации муниципального образования Кореновский район по доверенности Грицаева Д.Н.,
представителя ответчика ООО «НИК Зонд-З» по доверенности Петренко Е.Л.,
третьего лица Левченко В.Г.,
третьего лица Славновой С.М.,
представителя третьего лица администрации Платнировского сельского поселения по доверенности Пашковой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Кореновский район к ООО «НИК Зонд-З», ООО «Геоплан» о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Истец обратился в суд к ответчикам с иском обратилась в суд с иском о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения, ссылаясь на то, что 20.12.2010 года между администрацией муниципального образования Кореиовский район и ООО «Геоплан» заключен муниципальный контракт № 155 на выполнение подрядных работ, в рамках которого ООО «Геоплан» приняло обязательства по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> ориентировочной площадью 1500 кв. м.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о кадастре № 221-ФЗ, кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер - работник такого юридического лица. Контрактные обязательства ООО «Геоплан» исполнены, то есть, выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>. Землеустроительное дело (межевой план) по межеванию выше указанного земельного участка предоставлено в отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кореновский район 02 апреля 2012 года.
В соответствии с и. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-03 "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
19.09.2012 года МКУ муниципального образования Кореновский район «Муниципальное имущество» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок <...>, расположенного по адресу: <...>
Победителем данного аукциона признан Левченко В.Г., с которым впоследствии заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка расположенного по адресу: <...>
10 июля 2015 года в адрес администрации муниципального образования Кореновский район поступило заявление от Левченко В.Г. о приведении в соответствие границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>
При изучении данного вопроса стало известно, что земельный участок с кадастровым номером <...> под ИЖС предоставленный в аренду Левченко В.Г. не представляется возможным использовать по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования в связи с наложением фасадной части данного земельного участка на земельный участок расположенный по адресу: <...>, сведения, о границах которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
Для рассмотрения данного обращения представителями администрации МО Кореновский район с участием представителей администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района и представителями кадастровых инженеров, выполнявших кадастровые работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером <...>, предоставленного Левченко В.Г. в аренду и смежного земельному участку с кадастровым номером <...> был осуществлен выезд на местность.
В ходе осмотра земельного участка и воспроизведения специалистами границ земельного участка с кадастровым номером <...> согласно координат государственного кадастра недвижимости (ГКН) установлено, что земельный участок по <...> был сформирован без учета красных линий (выступ на земли общего пользования на 2 м.) и идет наложение фасадной линии земельного участка (2,6 м) на земельный участок, расположенный по <...>
Согласно п. 1 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (гг. 12 ст. 85 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Причиной такого наложения явилось то обстоятельство, что площадь земельного участка с кадастровым номером <...> по <...> увеличена на 296 кв.м. Данное увеличение документально не подтверждено, согласно кадастрового паспорта на ранее учтенный земельный участок, а также выписки из похозяйственной книги от 11 августа 2009 года площадь данного земельного участка составляет 1500 кв.м.
Однако при выполнении кадастровых работ по установлению границ вышеуказанного земельного участка, сотрудниками ООО «НИК «Зонд-З» площадь земельного участка завышена на 296 кв.м., и составляет 1796 кв. м.
При формировании границ земельного участка должны соблюдаться нормы действующего законодательства в том числе в части исполнения требований п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, согласно которой, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В данном случае правоустанавливающим документом, подтверждающим вид права на котором гражданину, то есть Семенову Н.А. принадлежит земельный участок, площадь участка, место его расположения (адрес) является выписка из похозяйственней книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданная администрацией Платнировского сельского поселения 11.08.2009 года. Согласно данной выписки Семенову Н.А. принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 1500 кв. м. расположенный по адресу: <...>.
Как было установлено позже, 03.09.2009 года Семенов Н.А. обратился в ООО «НИК «Зонд-З» с заявлением на выполнение межевания земельного площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <...> для оформления документов на приватизацию земельного участка, при этом предоставив необходимый пакет документов позже отраженный в содержании землеустроительного дела.
В землеустроительном деле по межеванию земельного участка в <...> кадастровый номер <...>, выполненному кадастровым инженером ООО «НИК «Зонд-З», выписка от 11.08.2009 года присутствует и отражена в содержании землеустроительного дела как копия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов, так же в выше указанном деле присутствует копия кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером <...>, согласно которой площадь земельного участка составляет 1500 кв. м. В связи с чем, действия кадастрового инженера ООО «НИК «Зонд-З», по установлению границ земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> площадью 1796 кв. м. не имеют правовых оснований и являются незаконными.
Администрацией муниципального образования Кореновский район в Федеральной службе государственной регистрации Кадастра и картографии получена выписка из Единого государственно реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03.02.2017 № <...> на земельный участок, расположенный по адресу: <...> из которой усматривается, что в настоящее время собственником выше указанного спорного земельного участка является Славнова В.А., <...> года рождения, проживающая по адресу: <...>
Пункт 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации гласит, родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
В связи с тем, что Славнова В.А., <...> года рождения, в настоящее время является лицом, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, то есть не дееспособным и не может выступать в процессе качестве ответчика, то для рассмотрения гражданского дела необходимо привлечь ее законного представителя (родителя) Славнову С.М.
В связи с вышеизложенным, кадастровым инженером ООО «Геоплан», проводившим кадастровые работы по установлению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> и кадастровым инженером ООО «НИК «Зонд-З», проводившим кадастровые работы по установлению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...> земельного участка расположенного по адресу: <...>, при проведении вышеуказанных кадастровых работ допущены ошибки, которые в свою очередь привели к нарушению норм действующего земельного законодательства в свою очередь повлекшее нарушение прав собственников, арендаторов выше указанных смежных земельных участков, а также прав третьих лиц.
В силу ст. 37 Закона о кадастре результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
Глава 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" устанавливает определенные требования к производству кадастровых работ и не запрещает заявлять требование о признании недействительными принятых по их результатам документов, в том числе межевого плана. При этом такие требования могут и должны заявляться именно к кадастровым инженерам, как индивидуальным предпринимателям, либо юридическим лицам, имеющим в штате кадастровых инженеров.
Присуждение к исполнению обязанностей в натуре, согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является одним из способов защиты гражданских прав.
Поскольку, согласно с ч. 2 ст. 62 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении нрав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Администрация муниципального образования Кореновский район в целях восстановления нарушенных прав и устранения кадастровой ошибки 14.12.2015 обратилась с исковым заявлением в суд.
Решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 02 марта 2016 года по исковому заявлению администрации муниципального образования Кореновский район признан недействительным межевой план (с чертежами, схемами), по установлению границ земельного участка расположенного по адресу: <...> площадью 1450 кв. м. с кадастровым номером <...> изготовленный кадастровым инженером ООО «Геоплан»; признан недействительным межевой план (с чертежами, схемами), по установлению границ земельного участка расположенного по адресу: <...>, площадью 1796 кв. м. с кадастровым номером <...>, изготовленный кадастровым инженером ООО «НИК «Зонд-З». Судом установлено, что кадастровым инженером ООО «Геоплан», проводившим кадастровые работы по местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...> и кадастровым инженером ООО «НИК «Зонд-З», проводившим кадастровые работы по местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного по адресу: <...>, при проведении выше указанных кадастровых работ допущены ошибки, которые привели к нарушению норм действующего земельного законодательства в свою очередь повлекшее нарушение прав собственников, арендаторов вышеуказанный смежных земельных участков, а так же прав третьих лиц.
Указанным решением суда вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> и земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...> сняты с государственного кадастрового учета.
Позже определением Кореновского районного суда от 31 октября 2016 года гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Кореновский район к Славновой В.А. и другим, оставлено без рассмотрения, в связи с нарушением досудебного порядка урегулирования спора.
В связи со снятием с государственного кадастрового учета спорных земельных участков и соответственно отсутствием сведений о границах данных участков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, решить данный земельный спор, т.е. есть исправить кадастровую ошибку и восстановить нарушенные права правообладателей вышеуказанных земельных участков во внесудебном порядке не представляется возможным.
В силу ч. 5 ст. 40 Закона о кадастре споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в порядке, регламентированном Земельным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Грицаев Д.Н. уточнил исковые требования и просил суд признать недействительными результаты межевания (межевой план с чертежами, схемами) земельного участка, расположенного по адресу: <...> ране стоявшем на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...>. Признать недействительными результаты межевания (межевой план с чертежами, схемами) земельного участка, расположенного по адресу: <...>, ране стоявшем на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...>. Обязать ООО «Геоплан» за свой счет устранить нарушения, допущенные при формировании земельного участка (кадастровую ошибку) определив на местности координаты характерных (поворотных) точек границ и площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...> а, ранее стоявшего на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...>, согласно первичным правоустанавливающим документам. Обязать ООО «НИК «Зонд-З» за свой счет устранить нарушения, допущенные при формировании земельного участка (кадастровую ошибку) определив на местности координаты характерных (поворотных) точек границ и площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...>, ранее стоявшего на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...> согласно первичным правоустанавливающим документам. Обязать ООО «Геоплан» подготовить новый межевой план земельного участка, расположенного по адресу: <...>, а с чертежами и схемами. Обязать ООО «НИК «Зонд-З» подготовить новый межевой план земельного участка, расположенного по адресу: <...> с чертежами и схемами. Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, восстановить аннулированные и исключенные из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> расположенном по адресу: <...> с сохранением его уникальных характеристик, кадастрового номера (<...>) и даты внесения данного кадастрового номера в Государственный кадастр недвижимости, на основании межевого плана изготовленного ООО «Геоплан», согласно уточненным характеристикам данного земельного участка определенным по результатам проведения землеустроительных работ по уточнению характерных (поворотных) точек границ и площади земельного участка. Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, восстановить аннулированные и исключенные из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером <...> расположенном по адресу: <...>, с сохранением его уникальных характеристик, кадастрового номера (<...>), даты внесения данного кадастрового номера в Государственный кадастр недвижимости, на основании межевого плана изготовленного ООО «НИК «Зонд-З», согласно уточненным характеристикам земельного участка, определенным по результатам проведения землеустроительных работ по уточнению характерных (поворотных) точек границ и площади земельного участка. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Кореновский отдел внести в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости исправления в запись о зарегистрированном праве собственности Славновой В.А., <...> года рождения, проживающей по адресу: <...>, на земельный участок общей площадью 1796 кв. м., с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, в отношении площади земельного участка установленной по результатам проведенных кадастровых работ.
Представитель ответчика ООО «НИК Зонд-З» по доверенности Петренко Е.Л. против удовлетворения заяаленных требований не возражал
Третье лицо Левченко В.Г. против удовлетворения заяаленных требований не возражал
Третье лицо Славнова С.М. против удовлетворения заяаленных требований не возражала
Представитель третьего лица администрации Платнировского сельского поселения по доверенности Пашкова Е.Г. против удовлетворения заяаленных требований не возражала
Выслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 20.12.2010 года между администрацией муниципального образования Кореновский район и ООО «Геоплан» заключен муниципальный контракт № 155 на выполнение подрядных работ, в рамках которого ООО «Геоплан» приняло обязательства по выполнению кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> ориентировочной площадью 1500 кв. м.
Контрактные обязательства ООО «Геоплан» исполнены, то есть, выполнены кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> Землеустроительное дело (межевой план) по межеванию выше указанного земельного участка предоставлено в отдел по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Кореновский район 02 апреля 2012 года.
19.09.2012 года МКУ муниципального образования Кореновский район «Муниципальное имущество» проведен аукцион по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок <...>, расположенного по адресу: <...>
Победителем данного аукциона признан Левченко В.Г., с которым впоследствии заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка расположенного по адресу: <...>
10 июля 2015 года в адрес администрации муниципального образования Кореновский район поступило заявление от Левченко В.Г. о приведении в соответствие границ земельного участка, расположенного по адресу: <...>
При изучении данного вопроса стало известно, что земельный участок с кадастровым номером <...> под ИЖС предоставленный в аренду Левченко В.Г. не представляется возможным использовать по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования в связи с наложением фасадной части данного земельного участка на земельный участок расположенный по адресу: <...>, сведения, о границах которого отсутствуют в государственном кадастре недвижимости.
Для рассмотрения данного обращения представителями администрации МО Кореновский район с участием представителей администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района и представителями кадастровых инженеров, выполнявших кадастровые работы по установлению границ земельного участка с кадастровым номером <...>, предоставленного Левченко В.Г. в аренду и смежного земельному участку с кадастровым номером <...> был осуществлен выезд на местность.
В ходе осмотра земельного участка и воспроизведения специалистами границ земельного участка с кадастровым номером <...> согласно координат государственного кадастра недвижимости (ГКН) установлено, что земельный участок по <...> был сформирован без учета красных линий (выступ на земли общего пользования на 2 м.) и идет наложение фасадной линии земельного участка (2,6 м) на земельный участок, расположенный по <...>
Причиной такого наложения явилось то обстоятельство, что площадь земельного участка с кадастровым номером <...> по <...> увеличена на 296 кв.м. Данное увеличение документально не подтверждено, согласно кадастрового паспорта на ранее учтенный земельный участок, а также выписки из похозяйственной книги от 11 августа 2009 года площадь данного земельного участка составляет 1500 кв.м.
Однако при выполнении кадастровых работ по установлению границ вышеуказанного земельного участка, сотрудниками ООО «НИК «Зонд-З» площадь земельного участка завышена на 296 кв.м., и составляет 1796 кв. м.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулируются Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в силу ст. 7 которого описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр.
Согласно ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 г.,N 221-ФЗ определяет, что для кадастрового учета объекта недвижимости предоставляется, в том числе межевой план.
Согласно ст.37 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, указанный в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридическое лицо, указанное в статье 33 настоящего Федерального закона, передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы: межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка); технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части); акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).
В силу ч.ч.1,2,3,7-11 ст.38 указанного Федерального закона, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.
Статья 39 указанного Закона определяет порядок согласования местоположения границ земельных участков. Согласно положениям данной статьи: местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве, в том числе, собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
От имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также представитель в том числе представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан уполномоченный решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласование местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц без установления границ земельных участков на местности осуществляется на территории населенного пункта, в границах которого расположены соответствующие земельные участки или который является ближайшим населенным пунктом к месту расположения соответствующих земельных участков, если иное место не определено кадастровым инженером по согласованию с заинтересованными лицами.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан: 1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; 2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; 3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).
В силу ст.40 Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром (дата) (ред. от 18.04.2003) предусматривают: межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ (пример формы задания - Приложение 1). Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком. Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей. Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согласования границ — Приложение. Кроме того, в соответствии со ст.35 ФЗ РФ № 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Согласно п.2 ст.36 данного Закона в результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов (межевой план) для предоставления в орган кадастрового учета о постановке на учет объекта недвижимости. Объема подлежащих выполнению кадастровых работ определяется заказчиком кадастровых работ.
Так в соответствии с ч.2 ст.761 ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Семенову Н.А. принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 1500 кв. м. расположенный по адресу: <...>
03.09.2009 года Семенов Н.А. обратился в ООО «НИК «Зонд-З» с заявлением на выполнение межевания земельного площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский <...> для оформления документов на приватизацию земельного участка.
Однако, при установлении границ земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, кадастровым инженером указана площадь данного земельного участка - 1796 кв. м.
Согласно ст. 11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Исходя из содержания положений ст. 60 ЗК РФ следует, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе, в случаях самовольного занятия земельного участка. Пресечение действий, нарушающих права граждан или юридических лиц на землю может быть осуществлено путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 указанного федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).
В соответствии со ст.2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В развитие закрепленной в ст.46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 3 ГПК РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как указано Конституционным Судом РФ гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст.46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования администрации муниципального образования Кореновский район к ООО «НИК Зонд-З», ООО «Геоплан» о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания (межевой план с чертежами, схемами) земельного участка, расположенного по адресу: <...>, ранее стоявшего на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...>
Признать недействительными результаты межевания (межевой план с чертежами, схемами) земельного участка, расположенного по адресу: <...>, ранее стоявшего на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...>
Обязать ООО «Геоплан» за свой счет устранить нарушения, допущенные при формировании земельного участка (кадастровую ошибку) определив на местности координаты характерных (поворотных) точек границ и площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...> ранее стоявшего на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...>, согласно первичным правоустанавливающим документам.
Обязать ООО «НИК «Зонд-3» за свой счет устранить нарушения, допущенные при формировании земельного участка (кадастровую ошибку) определив на местности координаты характерных (поворотных) точек границ и площадь земельного участка, расположенного по адресу: <...>, ранее стоявшего на государственном кадастровом учете под кадастровым номером <...> согласно первичным правоустанавливающим документам.
Обязать ООО «Геоплан» подготовить новый межевой план земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с чертежами и схемами.
Обязать ООО «НИК «Зонд-З» подготовить новый межевой план земельного участка, расположенного по адресу: <...> с чертежами и схемами.
Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» но Краснодарскому краю, поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <...> на основании межевого плана, изготовленного ООО «Геоплан», согласно уточненным характеристикам данного земельного участка определенным по результатам проведения землеустроительных работ по уточнению характерных (поворотных) точек границ и площади земельного участка.
Обязать филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: <...>, на основании межевого плана, изготовленного ООО «НИК «Зонд-З», согласно уточненным характеристикам данного земельного участка определенным по результатам проведения землеустроительных работ по уточнению характерных поворотных) точек границ и площади земельного участка.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Кореновский отдел внести в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах па объект недвижимости исправления в запись о зарегистрированном праве собственности Славновой В.А., проживающей по адресу: <...>, на земельный участок общей площадью 1796 кв. м., расположенный по адресу: <...>, в отношении площади земельного участка установленной по результатам проведенных кадастровых работ.
Решение суда является основанием Кореновскому отделу Управления ФГБУ «Росреестра» по Краснодарскому краю по адресу: г. Кореновск, ул. Красная, 21а, для осуществления учета изменений земельного участка, расположенного по адресу: <...>, на основании межевого плана, изготовленного ООО «НИК «Зонд-З», согласно уточненным характеристикам данного земельного участка определенным по результатам проведения землеустроительных работ по уточнению характерных поворотных) точек границ и площади земельного участка, который является неотъемлемой частью настоящего решения, в установленный законом срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кореновский районный суд Краснодарского края.
Судья Кореновского
районного суда Н.В. Сай