Дело №<номер>
УИД 91RS0024-01-2024-000105-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 5 марта 2024 г.
Ялтинский городской суд республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Харитоновой Е.С., с участием истца Белашовой Л.В., представителя ответчика Синюковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белашовой Ларисы Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочном назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Белашова Л.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее - ОСФР по <адрес>) о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а также в отпуске без сохранения заработной платы с <дата> по <дата>; признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости; понуждении назначения страховой пенсии по старости с момента обращения.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости она имела стаж более 37 лет. При этом, ответчиком в нарушение норм закона не были включены в ее стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста, периоды ухода за ребенком и нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика по доверенности Синюкова М.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на его необоснованность.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> Белашова Л.В., <дата> года рождения, обратилась в территориальный орган ОСФР по <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением отдела установления пенсий №<номер> Управления установления пенсий ОСФР по <адрес> от <дата> №<номер> отказано в установлении страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста ввиду отсутствия требуемого страхового стажа 37 лет, подтверждено документами 34 года 09 месяцев 20 дней. При этом в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости истцу не были включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23 февраля 1990 г. по 29 июня 1991 г., с 30 июня 1991 г. по 29 декабря 1992 г.; отпуск без сохранения заработной платы с 30 декабря 1992 по 30 января 1993 г.,
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 1 статьи 1 указанного Федерального закона).
С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии».
Статьей 7 вышеназванного Федерального закона внесены изменения в статьи 8, 10, 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2548-О, такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Действующее законодательство предусматривает возможность включения периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 3 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).
Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о том, что периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком и в отпуске без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный страховой стаж - 37 лет для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как не поименованы в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона (не относятся ни к периодам работы, ни к периодам получения пособия по временной нетрудоспособности).
С учетом изложенного, установив, что на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (15 марта 2023 г.) Белашова Л.В. имела страховой стаж менее 37 лет, суд приходит к выводу о том, что территориальным органом ОСФР по Республике Крым обоснованно отказано истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Белашовой Ларисы Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о включении периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, досрочном назначении страховой пенсии по старости - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья О.И. Кулешова
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 12 марта 2024 г.