Дело №2-2213/2023
24RS0033-01-2023-002038-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 г. г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пудовкиной Е.А.,
при ведении протокола секретарем Юсуповой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Лесосибирска к Захаровой Я.П., Мамонтовой В.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Бобылевой А.Е., об установлении факта владения и пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права на заключение договора социального найма жилого помещения, признании права на получение жилого помещения по региональной адресной программе,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Лесосибирска обратилась в суд с иском к ответчикам об установлении факта владения и пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма жилого помещения; признании права на заключение договора социального найма на указанное жилое помещение; признании права на получение жилого помещения по Региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы».
Требования мотивированы тем, что на основании ордера № от 24 июня 1999 года с Мамонтовой В.В. и членом ее семьи: дочерью Мамонтовой (Захаровой) Я.П. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Мамонтовы фактически проживали в указанном жилом помещении с 1999 года, добросовестно исполняли свои обязанности нанимателей.
Право на жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма может возникнуть только при наличии обстоятельств, предусмотренных законом: либо при предоставлении органом местного самоуправления лицам, нуждающимся в жилом помещении в порядке очередности, либо лицам, вселенным нанимателем в установленном порядке.
На основании Распоряжения Администрации города Лесосибирска от 26 декабря 2016 года №1583-р, вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, расселение жильцов необходимо произвести до 2025 года.
С Мамонтовой В.В. и членами ее семьи: Мамонтовой (Захаровой) Я.П., <данные изъяты>, Бобылёвой А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения 05 сентября 2017 года заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>.
Учитывая, что договор социального найма на указанное жилое помещение заключен с Мамонтовой В.В., Мамонтовой (Захаровой) Я.П. после признания дома аварийным и подлежащим сносу, установление данного факта необходимо в судебном порядке, с целью установления фактически сложившихся правоотношений между Администрацией города Лесосибирска и ответчиками на условиях договора социального найма, и предоставления им жилого помещения по программе Переселения.
В судебное заседание представитель истца Администрации города Лесосибирска не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причин неявки не сообщил.
Ответчики Мамонтова В.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Бобылёвой А.Е., Мамонтова (Захарова) Я.П., о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении настоящего дела без их участия.
Представитель третьего лица – Министерства строительства Красноярского края, надлежаще уведомлен о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесены к вопросам местного значения. Таким образом, обязанность по расселению граждан, проживающих в жилом доме по адресу: <адрес>, возложена на Администрацию города Лесосибирска.
С учетом изложенного, обстоятельств дела, характера действующих ограничений, отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч.1).
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч.2).
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3).
Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона (ч.5).
В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п. 3).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Как следует из части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно пункту 1 статьи 673 ГК РФ, объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от имени уполномоченного государственного органа или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности независимо от того, вселялись ли они в жилое помещение одновременно с нанимателем или были вселены в качестве членов семьи нанимателя впоследствии (ч. 2 указанной статьи).
В пункте 26 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ обращено внимание судов на то, что по смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 Жилищного кодекса РФ и части 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретает равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов семьи.
В соответствии со статьей 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу статьи 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В судебном заседании установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения № от 05 сентября 2017 года, заключенного между Мамонтовой В.В. и Администрацией города Лесосибирска, Мамонтовой В.В. и членам её семьи Мамонтовой (Захаровой) Я.П., Бобылёвой А.Е. на основании ордера № от 24 июня 1999 года, в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 36,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру № от 24 июня 1999 года Мамонтова В.В., Мамонтова (Захарова) Я.П. в порядке обмена, вселились с правом на площадь в жилое помещение по указанному адресу.
Распоряжением администрации города Лесосибирск от 26 декабря 2016 года № 1583-р многоквартирный <адрес> в г. Лесосибирске признан аварийным и подлежащим сносу. Указано на необходимость произвести отселение жильцов из указанного дома до 2025 года, в соответствии с действующим законодательством.
Жилое помещение по указанному адресу принадлежит МО г. Лесосибирск.
Согласно ответу Отдела МВД России по г. Лесосибирску Мамонтова В.В., Мамонтова (Захарова) Я.П., Бобылёвой А.Е. состоят на регистрационном учете в спорном жилье. Указанное подтверждается финансово-лицевым счетом, справкой о составе семьи.
Из представленного суду обязательства от 11 февраля 2021 года, следует, что Мамонтова В.В., выбрала способ переселения – предоставление другого жилого помещения в городе Лесосибирске.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что между Мамонтовой В.В., Мамонтовой (Захаровой) Я.П., Бобылёвой А.Е. в лице ее законного представителя Мамонтовой В.В. и Администрацией города Лесосибирска фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма, поскольку ответчики Мамонтова В.В., Мамонтова (Захарова) Я.П. на законных основаниях проживали в спорном жилом помещении с 1999 года, Бобылёва А.Е. с 2008 года.
Ответчики состоят по указанному адресу на регистрационном учете, иного жилья не имеют, более того, Мамонтова В.В., Мамонтова (Захарова) Я.П. несут бремя содержания указанного жилого помещения, что не оспаривается стороной истца.
Между тем спорный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, соответственно, спорное жилое помещение, в силу статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации не может являться предметом договора социального найма.
В судебном заседании, бесспорно, установлено, что ответчики имели законные права на заключение с ними договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, однако на момент признания указанного многоквартирного дома аварийным не был заключен договор социального найма жилого помещения, при этом ответчики были вселены в жилое помещение в установленном законом порядке, указанное порождает у них права в отношении данного жилого помещения.
Так как, факт владения и пользования Мамонтовой В.В., Мамонтовой (Захаровой) Я.П., Бобылёвой А.Е. в лице ее законного представителя Мамонтовой В.В. указанным жилым помещением, на условиях социального найма жилого помещения нашел свое подтверждение, в связи с чем, установлено также их право на заключение договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, для участия в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года № 144-п.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Установить факт владения и пользования Мамонтовой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Захаровой Я.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бобылёвой А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма жилого помещения.
Признать право Мамонтовой В.В., Захаровой Я.П., Бобылёвой А.Е., на заключение договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, для участия в региональной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 29 марта 2019 года №144-п.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Лесосибирский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Пудовкина