Дело № 2-3475/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 декабря 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Дзюба В.Г.,
при секретаре судебного заседания Зиновьеве С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скибиной Елены Анатольевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о заключении договора социального найма,
установил:
истец обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о заключении договора социального найма, ссылаясь на то, что в спорное жилое помещение вселена на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КП «Жилсервис - 15» ФИО1 (после заключения брака ФИО7) ФИО4, в котором ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована и постоянно проживает до настоящего времени, своевременно оплачивает коммунальные услуги, задолженностей не имеет. ДД.ММ.ГГГГ истцом в Департамент капитального строительства города Севастополя подано заявление № о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя». ДД.ММ.ГГГГ за № ответчик отказал истцу в предоставлении государственной услуги. Полагая, что отказ является необоснованным, действиями ответчика нарушены ее законные права и интересы, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного разбирательства извещена судом надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просила суд рассматривать дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д. 190). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление об извещении с отметкой, о вручении судебной повестки (л.д. 186). Доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении не заявлял. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление об извещении с отметкой, о вручении судебной повестки (л.д.187,188,191). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.
Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.
Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрирована: ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 166).
На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ФИО1 (после заключения брака ФИО7) ФИО4 КП «№» на право занятия с семьей 1 человек жилой площади в общежитии по ул. Н. Музыки, д. №, размером 18,0 кв.м., истец вселена в спорное жилое помещение, зарегистрирована в нем ДД.ММ.ГГГГ и постоянно проживает по настоящее время (л.д.53).
Указанной комнатой истец пользуется с момента вселения по настоящее время, несет бремя ее содержания, оплачивает коммунальные платежи, что подтверждается представленными суду квитанциями об оплате коммунальных услуг, то есть выполняет условия фактически сложившегося между сторонами договора аренды жилого помещения в общежитии.
В спорном жилом помещении истец имеет постоянную регистрацию, что подтверждается данными о регистрации в паспорте гражданина Российской Федерации на имя ФИО3 (л.д. 55).
Факт смены фамилии истца с «ФИО1» на «ФИО7» в связи с вступлением ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в брак со ФИО2 подтверждается Свидетельством о браке серия №, выданным Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Нахимовского районного управления юстиции в городе Севастополе ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №, где в графе «фамилия после государственной регистрации брака» указано: фамилия жены – ФИО7 ( оборот л.д. 125).
01.09.2023 года истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением №877 о предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя».
02.10.2023 года за № ответчик отказал в предоставлении государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда <адрес>» на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Севастополя от 08.09.2016г. №-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя», подпунктов 12, 18 п. 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Заключение (изменение) договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя», утвержденного приказом Департамента капитального строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-а/2023.
В обоснование решения об отказе ответчик указал на наличие разночтений в документах относительно технических характеристик жилого помещения.
Так, согласно ордеру №., выданному коммунальным предприятием <адрес>, ФИО1 предоставлена комната в общежитии по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из реестра собственности города Севастополя от 11.09.2023г. № указано: полное наименование объекта: «Жилое помещение общежития»; адрес: <адрес>.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № указано: адрес: <адрес>А, <адрес>; вид жилого помещения: квартира; площадь: 17,8 кв.м.
Установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии с Распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении недвижимого имущества – жилых помещений (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущество казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за Государственным бюджетным учреждением города Севастополя «Городская служба жилищного фонда», вышеуказанное жилое помещение передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя.
Заключение договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит ст.ст. 92, 94, 100 ЖК РФ в соответствии с которыми жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы во временное пользование на условиях договора найма специализированных жилых помещений.
Договор социального найма может быть заключен на условиях бессрочного пользования жилыми помещениями жилищного фонда социального использования (ст.ст. 6, 7 Закона города Севастополя от 15.05.2015 №137-ЗС «О жилищной политике города Севастополя»), к которому общежития, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, не относятся.
Учитывая изложенное, в соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства <адрес>, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, у Департамента капитального строительства <адрес> отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания для заключения договора социального найма отсутствуют (л.д. 121-122).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями, внесенными Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от 01.04.2021 года №-РДИ комната №, общей площадью 17,8 кв.м., расположенная на четвертом этаже <адрес>-А по <адрес> в <адрес> включена в Реестр собственности <адрес>, как имущество, находящееся в казне <адрес>, что подтверждается Выпиской из реестра собственности <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой спорная комната является жилым помещением общежития, реестровый номер собственности <адрес> №, дата присвоения 13-08-20. Сведения об объекте учета: кадастровый №; номер регистрации права собственности города Севастополя от 14.09.2023г.: № адрес: <адрес>А, ком. 405; документы – основания возникновения права собственности города Севастополя: закон города Севастополя №.; Распоряжение ДИЗО <адрес> №., Распоряжение ДИЗО <адрес> №.; площадь – № кв.м.; собственник: город федерального значения Севастополь; балансодержатель: Государственное бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» (л.д. 110-111).
Как следует из материалов дела по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, спорное жилое помещение поставлено на государственный кадастровый учет №, правообладателем жилого помещения является город Севастополь (л.д. 102-104).
В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития (л.д. 111).
Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.
Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.
На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о том, что жилое помещение – комната № по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Кроме того, согласно сведениям из Департамента капитального строительства города Севастополя, по спорному адресу были заключены договора социального найма жилых помещений за период с 2014 по 2020 годы, то есть, в том числе и после принятия Распоряжения ДИЗО г. Севастополя от 25.01.2016 года №148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр собственности города Севастополя» (л.д. 118-120).
Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Принимая во внимание, что истцу была выделена жилая комната №, истец постоянно проживала в спорном жилом помещении с 2011 года, зарегистрирована в спорном жилом помещении, право на пользование нанимателя данным помещением оспорено не было, суд приходит к выводу, что истец приобрела право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, его требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, у истца возникло право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Скибиной Елены Анатольевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о заключении договора социального найма, удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Скибиной Еленой Анатольевной ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> (паспорт №) договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 12 декабря 2023 года.
Судья В.Г. Дзюба