Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-738/2022 ~ М-649/2022 от 29.04.2022

Гр. дело №2-738/2022

УИД 51RS0007-01-2022-001387-14

Мотивированное решение изготовлено 1 июля 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2022 года г. Апатиты

Апатитский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Тычинской Т. Ю.

при помощнике судьи Светловой И. А.

с участием старшего помощника прокурора г. Апатиты Мурманской области Пучковой А. Ю.,

представителей ответчика ГОБУЗ «АКЦГБ» Морозовой Л. Н., Воронина К. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Апатиты Мурманской области в защиту интересов <.....> к Государственному областному бюджетному учреждению «Апатитско-Кировская центральная городская больница» и Министерству здравоохранения Мурманской области о взыскании денежных средств, затраченных на лечение, и денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Апатиты обратился в суд в защиту интересов <.....> с иском к государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения «Апатитско-Кировская центральная городская больница» (далее ГОБУЗ «АКЦГБ») о взыскании денежных средств, затраченных на лечение и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства об основах охраны здоровья граждан в деятельности ГОБУЗ «АКЦГБ» было установлено, что <.....> состоит на диспансерном учете у врача-психиатра поликлиники г. Апатиты ГОБУЗ «АКЦГБ» с основным диагнозом: <.....>. <.....> является неработающим инвалидом 2 <.....>. По указанному диагнозу пациенту врачом-психиатром показан к применению и назначен лекарственный препарат <.....> (назначение на постоянной основе). Впервые заявка на льготное обеспечение указанным препаратом была направлена в Министерство здравоохранения Мурманской области в декабре 2019 года.

Однако в ходе проверки было установлено, что с 14 октября 2021 года оформление рецептов на имя <.....> в целях бесплатного обеспечения лекарственным препаратом клозапин не осуществлялось. В связи с чем, <.....> самостоятельно нес расходы на его приобретение.

С учетом заявления об увеличении исковых требований от 23 мая 2022 года, просит взыскать с ГОБУЗ «АКЦГБ» в пользу <.....>. денежные средства, понесенные им на приобретение лекарственного препарата <.....> в период с 17 марта 2020 года по 17 октября 2020 года в размере 9313 рублей 40 копеек, с 14 октября 2021 года по 29 марта 2022 года в общей сумме 7957 рублей 84 копейки и в период с 18 апреля 2022 года по 20 мая 2022 года в размере 3766 рублей, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Определением суда 23 мая 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Мурманской области (далее – Минздрав Мурманской области, Министерство).

Истец <.....> о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, в судебное заседание не явился, в судебном заседании 15 июня 2022 года заявленные в его интересах исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании, помощник прокурора, поддержав исковые требования, просил взыскать с надлежащего ответчика в пользу <.....>. денежные средства, затраченным им на приобретение лекарственных препаратов, в общей сумме 21037 рублей 24 копейки, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Представитель ответчика ГОБУЗ «АКЦГБ» Морозова Л. Н. с иском не согласилась, пояснив в обоснование своих возражений, что вины их учреждения в неполучении бесплатного лекарственного средства <.....> не имеется, так как в декабре 2019 года они своевременно направили пакет документов в Минздрав Мурманской области для обеспечения истца препаратом «<.....>» в суточной дозе 100 мг. После необходимых медицинский обследований 4 марта 2020 года закупка препарата Минздравом Мурманской области была согласована, однако в 2020 году препарат не был выписан пациенту по независящим от них обстоятельствам – по причине невнесения Минздравом Мурманской области препарата в разнарядку их учреждения.

В период с января по август 2021 года истец лекарством «<.....>» был обеспечен. Однако в связи с отсутствием указанного препарата в разнарядке учреждения 8 октября 2021 года и 23 ноября 2021 года лечащим врачом Ворониным К. В. была самостоятельно изменена схема лечения и пациенту был выписан <.....>», относящийся к той же фармакологической группе и обладающий такими же показаниями к применению, что и «<.....> <.....> был получен пациентом в социальной аптеке 8 октября и 26 ноября 2021 года.

В ноябре 2021 года ими был направлен пакет документов в Минздрав Мурманской области для обеспечения истца препаратом «клозапин» на 2022 год. Протоколом комиссии от 9 декабря 2021 года закупка была согласована, вместе с тем выписать рецепт ГОБУЗ не имел возможности, так как Минздрав Мурманской области не внес лекарственный препарат в программу «Е-Фарма Льгота Веб», в которой происходит взаимодействие организаций, участвующих в обеспечения бесплатными лекарствами нуждающихся граждан.

Учитывая, что ГОБУЗ «АКЦГБ» уполномочено только на информирование Минздрава Мурманской области о необходимых льготных лекарственных препаратах, может назначить лечение и выписать лекарство, полагает, что закупка лекарств, внесение наименования и количества препаратов в программу «Е-Фарма Льгота Веб» отнесены к исключительной компетенции Минздрава Мурманской области, в связи с чем действиями их учреждения законные права и интересы <.....> не нарушены.

Представитель Минздрава Мурманской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Согласно представленного отзыва, с иском не согласен, указав, что взаимодействие субъектов, организующих обеспечение граждан лекарственными препаратами за счет средств федерального и регионального бюджета, осуществляется в соответствии с приказом Минздрава Мурманской области от 28 марта 2013 года № 483. <.....>., как инвалид <.....> имеет право на получение лекарственных препаратов по рецептам врача бесплатно. 4 марта 2020 года <.....>. согласована закупка препарата «<.....>» в количестве 6 упаковок № 50 по 100 мг, однако в действительности приобрести его не удалось по причине отсутствия потенциальных поставщиков из-за отсутствия препарата на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

В 2021 году <.....> обеспечивался препаратом надлежащим образом. Так, в период с января по август 2021 года ему было выдано 28 упаковок «<.....>» № 50 по 25мг. Указанное количество покрыло потребность в его применении по 13 октября 2021 года.

Далее 8 октября и 26 ноября 2021 года <.....> было выдано 3 упаковки лекарственного препарата «<.....> № 28 по 10мг, который был назначен ему лечащим врачом. Количество выданного препарата покрыло потребность в его применении по 20 января 2022 года. Полагает, что самостоятельно приобретение <.....> препарата «<.....>» в период с 14 октября 2021 года по 20 января 2021 года не носило вынужденного характера.

Заявка на обеспечение истца лекарственным препаратом «<.....>» на 2022 год была подана ГОБУЗ «АКЦГБ» 30 ноября 2021 года, согласована Комиссией, однако закупки не состоялись по причине отсутствия потенциальных поставщиков.

Таким образом, с момента согласования <.....> препарата «<.....>» ими принимались меры, направленные на обеспечение пациента указанным препаратом, однако закупки не состоялись по независящим от Министерства причинам, в связи с чем просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя соответчика – Министерства здравоохранения Мурманской области.

Выслушав прокурора, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с государственной программой бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно статье 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (пункт 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В силу положений статьи 6.1 и пункта 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Лекарственное обеспечение граждан РФ на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 (ред. от 14.02.2002) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

В соответствии с Приложением № 1 к указанному Постановлению Правительства Российской Федерации инвалидам 2 группы по психическому заболевания лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень отпускаемых по бесплатным рецептам лекарственных препаратов утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Поскольку «клозапин» не входит в перечень лекарственных препаратов, утвержденный указанным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, он мог быть выписан истцу бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Мурманской области.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года № 580-01-ЗМО "О лекарственном обеспечении населения Мурманской области" финансирование расходов на лекарственное обеспечение граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, является расходным обязательством Мурманской области.

В силу пункта 2.2.3.13 Положения о Министерстве здравоохранения Мурманской области, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 11 февраля 2011 года N 54-ПП, организация обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, специальными продуктами лечебного питания бесплатно и со скидкой в соответствии с законодательством, возложена на Министерство здравоохранения Мурманской области.

Приказом Министерства здравоохранения Мурманской области от 28 августа 2013 года № 483 утвержден порядок взаимодействия субъектов, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджета (далее – Порядок взаимодействия).

Согласно пункту 1.2 Порядка взаимодействия субъектами, организующими и осуществляющими обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами (далее – ЛП), медицинскими изделиями (далее – МИ) и специализированными продуктами лечебного питания (далее – СПЛП) за счет средств федерального и регионального бюджета, являются:

- Министерство здравоохранения Мурманской области;

- медицинские организации и учреждения социальной защиты, выписывающие рецепты на ЛП, МИ, СПЛП для отдельных категорий граждан за счет средств федерального и регионального бюджета;

- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Мурманской области - организация, осуществляющая ведение регионального сегмента Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

- уполномоченные фармацевтические организации, исполняющие государственные контракты на оказание социальной услуги по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми ЛП, МИ, СПЛП за счет средств федерального и регионального бюджета;

- поставщик - производитель ЛП, МИ, СПЛП или организация, исполняющие государственные контракты на поставку ЛП, МИ, СПЛП за счет средств федерального и регионального бюджетов;

- пункты отпуска - (аптеки, аптечные пункты, являющиеся структурными подразделениями УФО, самостоятельными хозяйствующими субъектами, а также структурными подразделениями МО), осуществляющие отпуск за счет средств федерального или регионального бюджетов ЛП, МИ, СПЛП отдельным категориям граждан по рецептам бесплатно или с 50 % скидкой.

В соответствии с пунктом 2.27 Порядка взаимодействия медицинская организация оформляет пакет документов и направляет заявку для организации обеспечения пациента лекарственным препаратом, не входящим в утвержденный перечень, на рассмотрение Комиссии по организации обеспечения необходимыми ЛП, МИ и СПЛП льготных категорий граждан в Министерство здравоохранения Мурманской области (далее – Комиссия). При положительном решении Министерство начинает процедуру закупки необходимого лекарственного препарата.

В соответствии с пунктом 5.15 Порядка взаимодействия информация о заключении контрактов, сроках начала выписки рецептов на ЛП, МИ, СПЛП в соответствии с утвержденными заявками доводится Министерством до медицинских организаций в форме справочников для программ автоматизированного выписывания рецептов.

Пунктом 2.14 Порядка взаимодействия выписывание рецептов в МО возложено на лечащих врачей медицинского учреждения.

По смыслу статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать нарушение своего права, факт нарушения такого права именно лицом, к которому предъявляются требования, наличие причинно-следственной связи между нарушением права и возникшими убытками.

Как следует из амбулаторной медицинской карты № 191564, <.....>. состоит на диспансерном учете у <.....> г. Апатиты ГОБУЗ «АКЦГБ» с основным диагнозом: <.....>

По результатам стационарного обследования и лечения по указанному диагнозу с 20 января 2010 года <.....> врачом-психиатром показан к применению и назначен лекарственный препарат «<.....> дозировкой 50 мг один раз в сутки, что подтверждается выписным эпикризом ГОБУЗ «Мурманская областная психиатрическая больница».

По данным амбулаторной карты и пояснений представителя ответчика Воронина К. В., являющегося лечащим врачом психиатром <.....>., дозировка пациенту была увеличена до 100 мг один раз в сутки.

Протоколом Комиссии от 4 марта 2020 года по заявке ГОБУЗ «АКЦГБ» <.....> согласована закупка препарата «клозапин» в количестве 6 упаковок № 50 по 100 мг на период с 4 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Согласно представленным Минздравом Мурманской области документам, объявленные 7, 16 и 22 апреля 2020 года закупки не состоялись.

В 2021 году <.....> обеспечивался препаратом в период с января по август 2021 года, ему было выдано 28 упаковок «<.....>» № 50 по 25мг. Указанное количество покрыло потребность в его применении по 13 октября 2021 года.

По сообщению Минздрава Мурманской области, протокол согласования закупки препарата «<.....> <.....>. на 2021 год не составлялся, обеспечение лекарственным препаратом производилось Министерством по государственному контракту от 22 декабря 2020 года, согласно которому ему был приобретен «<.....> в количестве 29 упаковок по 25 мг № 50.

Согласно представленным документам, Министерство осуществило закупку препарата, а медицинское учреждение выписало рецепты, в соответствии с которыми <.....> был обеспечен «клозапином» в период с 1 января 2021 года по 13 октября 2021 года.

Из медицинской карты, реестра рецептов и пояснений представителя ответчика следует, что в связи с отсутствием в разнарядке учреждения препарата «клозапин» 8 октября и 26 ноября 2021 года <.....>. было выдано 3 упаковки лекарственного препарата «<.....>» № 28 по 10мг, который был назначен ему лечащим врачом Ворониным К. В. Количество выданного препарата покрыло потребность в его применении по 21 января 2022 года.

Согласно реестру ГОБУЗ «АКГЦБ» заявка на обеспечение истца лекарственным препаратом «<.....>» на 2022 год была подана ГОБУЗ «АКЦГБ» 30 ноября 2021 года, согласована Комиссией 9 декабря 2021 года в количестве 8 упаковок.

По представленным Министерством здравоохранения Мурманской области документам следует, объявленные 9, 23 марта и 11 мая 2022 года закупки не состоялись.

Таким образом, в судебном заседании установлена нуждаемость <.....> в применении препарата «клозапин», начиная с 2010 года по настоящее время.

Из представленных чеков следует, что <.....>., будучи своевременно не обеспеченным назначенным лекарством, с целью обеспечения непрерывности начатого курса лечения, за счет собственных денежных средств был приобретен препарат «<.....>

- в количестве 2 упаковок 100 мг № 50 на сумму 2984 рубля 80 копеек – 17 марта 2020 года, что покрыло потребность в его применении по 17 июня 2020 года;

- в количестве 2 упаковок 100 мг № 50 на сумму 3213 рублей 40 копеек – 18 июня 2020 года, что покрыло потребность в его применении по 18 сентября 2020 года;

- в количестве 2 упаковок 100 мг № 50 на сумму 3115 рублей 20 копеек – 17 октября 2020 года, что покрыло потребность в его применении по 17 января 2021 года;

- в количестве 1 упаковки 100 мг № 50 на сумму 1389 рублей - 12 октября 2021 года, что покрыло потребность в его применении с 14 октября 2021 года по 2 декабря 2021 года;

- в количестве 1 упаковки 100 мг № 50 на сумму 1737 рублей 84 копейки – 7 декабря 2021 года, что покрыло потребность в его применении с 3 декабря 2021 года по 21 января 2022 года;

- в количестве 1 упаковки 100 мг № 50 на сумму 1643 рубля – 22 декабря 2021 года, что покрыло потребность в его применении с 22 января 2022 года по 12 марта 2022 года;

- в количестве 1 упаковки 100 мг № 50 на сумму 1594 рубля – 24 января 2022 года, что покрыло потребность в его применении с 13 марта 2022 года по 1 мая 2022 года;

- в количестве 1 упаковки 100 мг № 50 на сумму 1594 рубля – 21 февраля 2022 года, что покрыло потребность в его применении со 2 мая 2022 года по 20 июня 2022 года;

- в количестве двух упаковок по 100 мг № 50 на сумму 1719 рублей и 2047 рублей - 18 марта 2022 года, одна из которых покрыла потребность в его применении с 21 июня 2022 года по 9 августа 2022 года.

Суд приходит к выводу, что денежные средства, затраченные <.....>. на приобретение лекарственного препарата <.....> по чекам от 17 марта 2020 года, 18 июня 2020 года, 17 октября 2020 года, 22 декабря 2021 года, 24 января 2022 года и 21 февраля 2022 года на общую сумму 14144 рубля 40 копеек подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Мурманской области, поскольку ГОБУЗ «АКЦГБ» были надлежащим образом исполнены свои обязанности по направлению заявки на обеспечение пациента необходимым лекарственным препаратом, закупка была согласована Комиссией, однако <.....> не был обеспечен необходимым количеством лекарственного препарата, в то время как именно на Министерство здравоохранения Мурманской области в силу пункта 2.2.3.13 Положения о Министерстве здравоохранения Мурманской области возложена обязанность по обеспечению истца жизненно необходимым лекарственным препаратом.

Доводы Минздрава Мурманской области о том, что закупки не состоялись по независящим от них причинам, суд считает несостоятельными, поскольку это не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, иное бы повлекло нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

Кроме того, согласовав заявку ГОБУЗ на 2022 год 9 декабря 2021 года, закупка «клозапина» в модуле малых закупок была впервые выставлена Минздравом Мурманской области только 9 марта 2022 года.

Также с Минздрава Мурманской области подлежат взысканию денежные средства в размере 1719 рублей, затраченные <.....> на приобретение лекарства в количестве 1 упаковки 100 мг № 50 18 марта 2022 года, что покрыло потребность в его применении с 21 июня 2022 года по 9 августа 2022 года.

При этом суд исходит из того, что <.....> был обеспечен лекарственным препаратом «клозапин» по 20 июня 2022 года и был вынужден приобрести указанный лекарственный препарат в количестве одной упаковки, чтобы иметь возможность принимать его уже с 21 июня 2022 года. По сообщению представителя ГОБУЗ «АКЦГБ», закупка препарата проведена Минздравом Мурманской области и препарат включен в разнарядку ГОБУЗ «АКЦГБ» только 24 июня 2022 года, возможность получения льготного рецепта у истца появилась 27 июня 2022 года.

При этом денежные средства, потраченные на приобретение 18 марта 2022 года еще одной упаковки лекарства стоимостью 2047 рублей, взысканию не подлежат, поскольку в судебном заседании установлено, что количество приобретенных истцом ранее лекарственных препаратов покрыло потребность в их применении по 9 августа 2022 года, необходимости в приобретении еще одной упаковки «азалептина» («клозапина») не имелось.

Таким образом, общая сумма подлежащих взысканию с Минздрава Мурманской области в пользу <.....> денежных средств составила 15 863 рубля 40 копеек (2984,80+3213,40+3115,20+1643+1594+1594+1719).

Денежные средства, затраченные <.....> на приобретение лекарственного препарата «клозапин» («аланзапин») по чекам от 12 октября 2021 года и 7 декабря 2021 года на общую сумму 3126 рублей 84 копейки подлежат взысканию с ГОБУЗ «АКЦГБ», поскольку, не смотря на обеспечение Министерством <.....> лекарственным препаратом «Оланзапин» взамен отсутствующего «клозапина», лечащим врачом психиатром ГОБУЗ «АКЦГБ» Ворониным К. В. в связи с жалобами пациента на плохую переносимость замененного препарата «<.....>» вместо направления его на врачебную комиссию или стационарное обследование для подтверждения индивидуальной непереносимости указанного лекарства, было принято самостоятельное решение об изменении схемы лечения и выданы рецепты, минуя программу «Е-Фарма Льгота web», в письменной форме на препарат «клозапин», достоверно зная, что он может быть приобретен пациентом только за собственные денежные средства, что следует из его же пояснений в судебном заседании, который и был приобретен <.....>

Учитывая, что Воронин К. В. является работником ГОБУЗ «АКЦГБ», что подтверждается копией приказа о приеме на работу № 174-л от 3 июля 2007 года, именно юридическое лицо в силу положений части 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.

Рассматривая требования о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Взыскание морального вреда по делам данной категории не предусмотрено законом.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В соответствии с пунктом 9 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.

С учетом изложенного, право истца на обеспечение его необходимым медицинским препаратом носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина получить эффективное лечение в связи с имеющимся заболеванием, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Учитывая, что предусмотренное нормативными положениями законное право истца на обеспечение его необходимым медицинским препаратом, в котором он нуждался по состоянию здоровья, направлено на эффективное лечение истца, поддержание жизнедеятельности, сохранение его жизни и здоровья было нарушено Министерством здравоохранения, которое не приняло достаточных мер для обеспечения <.....>. лекарственным препаратом «<.....> в 2020 году, частично в 2021 году и в 2022 году, суд считает возможным удовлетворить требования истца в этой части и, учитывая длительность нарушения прав истца, взыскать в его пользу денежную компенсацию морального вреда с указанного ответчика в размере 15000 рублей.

Учитывая, что протоколом Комиссии от 4 марта 2020 года по заявке ГОБУЗ «АКЦГБ» <.....>. согласована закупка препарата «клозапин» в количестве 6 упаковок № 50 по 100 мг на период с 4 марта 2020 года по 31 декабря 2020 года, в то время как на год требовалось 8 упаковок, суд приходит к выводу, что бездействием ответчика ГОБУЗ «АКЦГБ», своевременно не оформившего дополнительную заявку на приобретение для <.....>. лекарственного препарата «клозапин» недостающего количества в размере 2-х упаковок, суд приходит к выводу, что таким бездействием также нарушено право истца на эффективное лечение, повлекло причинение ему убытков и нравственные страдания, связанные с необходимостью самостоятельно приобретать необходимые лекарства, в связи с чем в пользу истца с указанного ответчика подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда в размере 5000 рублей.

При определении размера денежной компенсации морального вреда судом также учтены индивидуальные особенности истца, который является <.....>, понесенные расходы по приобретению лекарственных препаратов являются для него значительными.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина, от уплаты которой прокурор г. Апатиты при предъявлении иска был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая, что Министерство здравоохранения Мурманской области освобождено от уплаты государственной пошлины, с учетом размера удовлетворенных исковых требований, в соответствии с п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ГОБУЗ «АКЦГБ» подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 700 рублей (400 рублей – по требованию имущественного характера, 300 рублей – по требованию о взыскании морального вреда).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <.....> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░ 5118000861) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5190109972) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <.....> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 15 863 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 40 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 30 863 (░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 40 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ <.....> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 3126 (░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 84 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 8126 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 84 ░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 700 (░░░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 2047 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-738/2022 ~ М-649/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
МЕТЛИЦКИЙ ЭДУАРД ВИКТОРОВИЧ
ПРОКУРОР Г.АПАТИТЫ
Ответчики
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОБУЗ "АКЦГБ"
Суд
Апатитский городской суд Мурманской области
Судья
Тычинская Т.Ю.
Дело на сайте суда
apa--mrm.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.04.2022Передача материалов судье
05.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2022Предварительное судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Судебное заседание
01.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2023Дело оформлено
18.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее