Дело № 2-480/2023
УИД 16RS0009-01-2023-000494-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июля 2023 года Бавлинский городской суд Республики Татарстан
под председательством судьи Саитова М.И.
с участием прокурора Мугтазирова К.И.
при секретаре Сафиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Исергаповского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
установил:
Бавлинский городской прокурор Республики Татарстан обратился в суд с иском, в обоснование которого указывает о том, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории Исергаповского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на расстоянии 300 м. от <адрес> Республики Татарстан выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, общей площадью около 50 м. х 50 м. Размещение твердых бытовых отходов в указанном месте негативно влияет на состояние экологии, создает угрозу эпидемиологических заболеваний, тем самым нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В этой связи прокурор просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированную свалку и произвести рекультивацию данной территории.
В судебном заседании прокурор Мугтазиров К.И. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить по приведенным основаниям.
Представители ответчика исполнительного комитета Исергаповского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на судебное заседание не явились, заявлением просили рассмотреть дело в их отсутствии, исковые требования прокурора признали.
Выслушав прокурора, ознакомившись с заявлением ответчика, изучив представленные доказательства, суд полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации, установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и сохраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности.
Из содержания статьи 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.10.2002 года следует, что охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещён.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территория муниципального образования подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использования способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту и осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, а также не допускать загрязнения, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Подпунктами 18 и 19 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, и охрана городских лесов, расположенных в границах населённых пунктов поселения.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории исполнительного комитета Исергаповского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан на расстоянии 300 м. от <адрес> Республики Татарстан имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора, площадь засорения составляет 50 м. х 50 м.
Согласно уставу муниципального образования Исергаповского сельское поселение Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, принятому решением Совета Исергаповского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям муниципального образования относятся: утверждение правил благоустройства поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организации благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что требования природоохранного законодательства исполнительным комитетом Исергаповского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан при допущении на территории муниципального образования организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов не соблюдены, что приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сельского поселения, негативно влияет на состояние природной среды и создаёт реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушатся права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Обстоятельства, на которые ссылается прокурор в обоснование своих доводов, подтверждаются материалами по делу. Перечисленные факты нарушений природоохранного законодательства, а также бездействие ответчика по соблюдению установленных правил и нормативов, послужило основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиями в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации. В связи с чем, имеются основания для удовлетворения заявленных прокурором исковых требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая фактические обстоятельства дела, суд считает, что нарушения природоохранного законодательства должны быть устранены ответчиком в разумный срок, то есть в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 12, 194-198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Бавлинского городского прокурора Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Исергаповского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов удовлетворить.
Возложить на исполнительный комитет Исергаповского сельского поселения Бавлинского муниципального района Республики Татарстан обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, размещенную на расстоянии 300 метров от <адрес> Республики Татарстан и произвести рекультивацию территории, занимаемой несанкционированной свалкой, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца через Бавлинский городской суд Республики Татарстан со дня его принятия.
Судья: М.И. Саитов.