Дело № 2-814/2023
УИД: 67RS0007-01-2023-001091-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Кайченковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова А. В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области о взыскании задолженности по оплате сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Семенов А.В. обратился в суд к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» (далее – ФКУ «ИК-2 УФСИН по Смоленской области») с вышеназванным иском с учетом его уточнения, указав в обоснование заявленных требований, что с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг работал у ответчика. Характер службы предусматривал несение суточных дежурств в составе дежурной смены, которые периодически приходились на выходные и праздничные дни. После увольнения он узнал, что ему не выплачены денежные средства за сверхурочную работу за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. В связи с этим он обратился к бывшему работодателю с заявлением о предоставлении сведений по сверхурочной работе, расчета задолженности по сверхурочной работе, а также просил произвести выплату задолженности по оплате за сверхурочную работу за период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг. Однако, письмом от дд.мм.гггг получил отказ со ссылкой на отсутствие приказов о привлечении его к сверхурочной работе. Просил взыскать с ФКУ «ИК-2 УФСИН по Смоленской области» в свою пользу задолженность по оплате за сверхурочную работу в сумме 112 358,86 руб., задолженность за фактически отработанное время в сумме 53 895,01 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. (т. 1, л.д. 3-5, 220-223).
Определением от дд.мм.гггг к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее – УФСИН по Смоленской области) (т. 1, л.д. 142).
В судебном заседании Семенов А.В., его представитель по доверенности Еронова Е.А. заявленные требования уточнили, просили взыскать с ФКУ «ИК-2 УФСИН по Смоленской области» в пользу истца задолженность по оплате сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни в сумме 53 895,01 руб., а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Представитель УФСИН России по Смоленской области Бирюкова С.Б. и представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области Володченков А.В. иск не признали по доводам, указанным в письменных возражениях, ссылаясь на отсутствие оснований для его удовлетворения. Помимо этого, заявили о пропуске истцом срока обращения в суд (т. 1 л.д. 54-61, 228-238).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец Семенов А.В. проходил службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, с дд.мм.гггг занимал должность дежурного помощника начальника колонии дежурной части отдела безопасности, с дд.мм.гггг – заместителя дежурного помощника начальника учреждения дежурной части отдела безопасности.
Приказом начальника УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх-лс Семенов А.В. уволен с дд.мм.гггг со службы по пункту 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», а именно – по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (т. 1 л.д. 72-77).
Регулирование правоотношений, связанных со службой в учреждениях уголовно-исполнительной системы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», вступившим в силу с 01 августа 2018 года.
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Как следует из положений части 2 статьи 55 вышеуказанного Закона нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ).
Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 10 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ).
Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26 сентября 2013 г. № 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Данное Положение регулирует особенности режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) при сменной работе.
Продолжительность рабочего времени сотрудников рассчитывается исходя из 40 часов в неделю.
Для сотрудников устанавливается суммированный учет рабочего времени за учетный период (квартал, полгода или год).
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составлять не менее 42 часов.
Продолжительность смены устанавливается по участкам службы, как правило, 8, 10, 12 или 24 часа. С учетом специфики работы, при условии соблюдения нормы рабочего времени за учетный период, может быть установлена иная продолжительность смены.
В течение смены сотруднику предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
При работе в ночное время, при продолжительности смены 12 и более часов, сотрудникам может быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью от одного до четырех часов в специально оборудованном помещении или месте. Указанный перерыв в рабочее время не включается.
На участках службы (работы), где по ее условиям предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, сотрудникам обеспечивается возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Согласно пункту 7 Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 27.08.2012 № 169, сотрудники обязаны проходить специальное первоначальное обучение, повышение квалификации, а также посещать занятия по служебно-боевой подготовке в процессе служебной деятельности.
Служебно-боевая подготовка сотрудников организуется в рабочее время, учет занятий ведется в специальных журналах (пункт 95 Наставления).
Сотрудники, осуществляющие сменный режим службы, могут привлекаться на занятия по служебно-боевой подготовке в свободное от службы время в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и правовыми актами ФСИН России (пункт 119 Наставления).
В соответствии с пунктами 20 - 22 раздела 3 приказа Минюста РФ от 13.07.2006 № 252дсп «Об утверждении инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях», сотрудники дежурной смены не позднее, чем за 30 минут до начала службы, докладывают о своем прибытии оперативному дежурному и с этого момента выполняют обязанности под его непосредственным руководством.
Перед заступлением на службу дежурная смена проходит медицинский осмотр, обеспечивается средствами связи, специальными средствами.
О выдаче и приеме специальных средств оперативный дежурный делает отметку в журнале. После этого он проводит построение личного состава дежурной смены, проверяет экипировку и докладывает начальнику колонии или по его поручению одному из заместителей о готовности к службе, который с участием оперативного дежурного предыдущей смены проводит инструктаж.
В ходе инструктажа проверяет знание сотрудниками обязанностей по надзору за осужденными, требования нормативных правовых актов, правил пользования средствами связи и радиоданными, доводится до сведений дежурной смены обстановка в колонии, ставятся задачи и разъясняются особенности их выполнения, определяется порядок взаимодействия сил надзора.
Согласно пункту 24 Правил внутреннего служебного распорядка для сотрудников и гражданского персонала федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области», утвержденных приказом начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области от дд.мм.гггг № ххх (т. 1 л.д. 179-190), продолжительность рабочего дня для сотрудников и гражданского персонала учреждения составляет 40 часов в неделю. Устанавливается следующий режим работы: для сотрудников начальствующего состава учреждения (за исключением дежурной службы отдела безопасности, караула охраны и пожарной части): с понедельника по пятницу – с 08.00 до 17.00 часов; перерыв на обед – с 13.00 до 14.00 часов; суббота, воскресенье – выходные дни.
Для сотрудников, заступающих в состав дежурной смены по надзору:
Продолжительность смены 24 часа: 8.00 – прибытие на службу; 8.00-8.10 – медицинский осмотр, получение специальных средств; 8.10-8.25 – инструктивные занятия; 8.25-8.30 – инструктаж, отдача приказа о заступлении на службу; 8.30-8.30 – несение службы в составе дежурной смены. Перерыв для отдыха и питания составляет 5 часов (время отдыха для сотрудников дежурной смены определяется индивидуально). 8.30-9.00 – прием-сдача дежурства, сдача специальных средств, подведение итогов; 9.00 – убытие со службы. Учитываемое отработанное время в табеле рабочего времени составляет 20 часов.
Продолжительность смены 12 часов в дневное время: 8.00 – прибытие на службу; 8.00-8.10 – медицинский осмотр, получение специальных средств; 8.10-8.25 – инструктивные занятия; 8.25-8.30 – инструктаж, отдача приказа о заступлении на службу; 8.30-20.30 – несение службы в составе дежурной смены. Перерыв для отдыха и питания составляет 2 часа (время отдыха для сотрудников дежурной смены определяется индивидуально). 20.30-21.00 – прием-сдача дежурства, сдача специальных средств, подведение итогов. 21.00 – убытие со службы. Учитываемое отработанное время в табеле учета рабочего времени составляет 11 часов.
Продолжительность смены 12 часов в ночное время: 20.00 – прибытие на службу; 20.00-20.10 – медицинский осмотр, получение специальных средств; 20.10-20.25 – инструктивные занятия; 20.25-20.30 – инструктаж, отдача приказа о заступлении на службу; 20.30-8.30 – несение службы в составе дежурной смены. Перерыв для отдыха и питания составляет 4 часа (время отдыха для сотрудников дежурной смены определяется индивидуально). 8.30-9.00 – прием-сдача дежурства, сдача специальных средств, подведение итогов; 9.00 – убытие со службы. Учитываемое отработанное время в табеле учета рабочего времени составляет 9 часов.
Продолжительность смены 8 часов в дневное время: 8.00 – прибытие на службу; 8.00-8.10 – медицинский осмотр, получение специальных средств; 8.10-8.25 – инструктивные занятия; 8.25-8.30 – инструктаж, отдача приказа о заступлении на службу; 8.30-17.00 – несение службы в составе дежурной смены. Перерыв для питания составляет 1 час. 16.50-17.00 – сдача дежурства. Учитываемой отработанное время в табеле учета рабочего времени составляет 8 часов.
Для сотрудников, заступающих в караул по охране учреждения:
Продолжительность смены 12 часов в дневное время: 8.00 – прибытие на службу; 8.00-9.05 – построение личного состава, медицинский осмотр; 8.05-8.25 – инструктаж начальника караула и его помощников, часовых КПП, часовых-операторов ПУТСО, инструктивные занятия с личным составом караула; 8.25-8.30 – инструктаж, отдача приказа о заступлении на службу; 8.30-9.00 – смена караулов, подведение итогов несения службы; 9.00-19.30 – несение службы в составе караула. Перерыв для отдыха и питания составляет 2 часа (время отдыха для сотрудников караула определяется индивидуально). 19.30-20.00 – смена караулов, подведение итогов несения службы; 20.00 – убытие со службы. Учитываемое отработанное время в табеле учета рабочего времени составляет 10 часов.
Продолжительность смены 12 часов в ночное время: 19.00 – прибытие на службу; 19.00-19.05 – построение личного состава, медицинский осмотр; 19.05-19.25 – инструктаж начальника караула и его помощников, часовых КПП, часовых-операторов ПУТСО, инструктивные занятия с личным составом караула; 19.25-19.30 – инструктаж, отдача приказа о заступлении на службу; 19.30-20.00 – смена караулов, подведение итогов несения службы; 20.00-8.30 – несение службы в составе караула. Перерыв для отдыха и питания составляет 4 часа (время отдыха для сотрудников караула определяется индивидуально). 8.30-9.00 – смена караулов, подведение итогов несения службы; 9.00 – убытие со службы. Учитываемое отработанное время в табеле учета рабочего времени составляет 10 часов.
Для сотрудников, заступающих дежурными по городку для содержания служебных собак кинологического отделения отдела охраны продолжительность смены устанавливается 12 часов: 8.00 – прибытие на службу; 8.00-20.00 – несение службы на городке для содержания служебных собак. Перерыв для отдыха и питания составляет 2 часа (время отдыха для сотрудников караула определяется индивидуально). Учитываемое отработанное время в табеле учета рабочего времени составляет 10 часов.
С 22 августа 2021 года действуют утвержденные Приказом Минюста России от 5 августа 2021 года № 132 Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение № 10), Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение № 11).
Как следует из пункта 3 приложения № 10, утвержденного Приказом Минюста России от 05 августа 2021 года № 132, сотрудники привлекаются к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании приказа руководителя (начальника) учреждения или органа УИС либо руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа УИС. Приказ доводится до сведения сотрудника под подпись.
Пунктами 7, 11, 12 приложения № 11, утвержденного Приказом Минюста России от 05 августа 2021 года № 132, предусмотрено, что сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона № 197-ФЗ. Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником). Рапорт о предоставлении дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с резолюцией руководителя (начальника) учреждения или органа УИС доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом ФСИН России от 16.08.2021 N 701, действующим со 2 октября 2021 года, денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена.
Кроме того, согласно п. 5 приложения 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Денежная компенсация за такую работу не предусмотрена.
Таким образом, за спорный период у истца отсутствует право на денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени. Данное время компенсируется за счет предоставления дополнительного отпуска за ненормированный служебный день и дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Помимо этого, как указывалось выше, представителями ответчиков заявлено о пропуске истцом предусмотренного законодательством Российской Федерации срока для защиты нарушенного права.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии со ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности.
Частью 1 статьи 392 ТК РФ установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», содержащему разъяснения, являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, при разрешении индивидуальных трудовых споров и определении дня, с которым связывается начало срока, в течение которого работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, судам следует с учетом конкретных обстоятельств дела устанавливать момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении трудовых прав.
Из приведенных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение срока, установленного статьей 392 ТК РФ. При разрешении индивидуального трудового спора и определении дня, с которым связывается начало срока, в течение которого работник вправе обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд с учетом положений статьи 392 ТК РФ в системной взаимосвязи с требованиями статей 2 (о задачах гражданского судопроизводства), 56, 67 (о доказательствах и доказывании, оценке доказательств) ГПК РФ не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, устанавливая момент, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении трудовых прав.
В настоящем исковом заявлении истец просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате за ранее отработанные выходные и праздничные дни. С учетом характера заявленных исковых требований указанный спор является по своей правовой природе индивидуально-трудовым спором, к которому применяется специальный срок для судебной защиты, предусмотренный ч. 1 ст. 392 ТК РФ.
Законодатель связывает наступление периода, в течение которого работник вправе обратиться в суд с иском о взыскании невыплаченной заработной платы, с датой, когда заработная дата в соответствии с локальными актами работодателя должна быть выплачена работнику либо с датой фактической выплаты работнику заработной платы в неполном объеме. Именно в день получения заработной платы работник должен узнать о нарушении своего права на полную выплату заработной платы, и именно с этого момента начинается отсчет срока для обращения в суд. Исключения из этого правила установлены только для случаев, когда работнику была начислена заработная плата, то есть, когда работодатель в период работы работника признавал за ним право на получение заработной платы в размере, требуемой работником в судебном порядке, начислял заработную плату в положенном размере, но не выплачивал. В этом случае нарушение прав работника на получение заработной платы в полном объеме является длящимся, обязанность работодателя по выплате заработной платы сохраняется на протяжении всего периода работы работника у данного работодателя. Для таких случаев срок по статье 392 ТК РФ исчисляется с даты увольнения работника, то есть работник вправе обратиться за взысканием начисленной, но не выплаченной заработной платы в течение одного года с даты увольнения.
Помимо этого суд отмечает, что служба в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (до принятия Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы), посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, относится к особому виду государственной службы, предполагающему выполнение обязанностей по охране правопорядка. Исходя из этого нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, устанавливают специальные правила прохождения данной службы с учетом стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач, специфики соответствующей служебной деятельности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 21-П).
Указанная специфика предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этой системе, специального правового статуса. Так, согласно Федеральному закону от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ на сотрудников возлагаются обязанности, связанные с выполнением задач, в том числе с риском для жизни, в связи с чем им предоставляются социальные гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 10), в том числе после увольнения со службы (статья 69).
Согласно п. 4 ст. 74 Федерального закона № 197-ФЗ от 19 июля 2018 года сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28 февраля 2019 года № 465-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мясникова Владимира Васильевича на нарушение его конституционных прав частью 4 статьи 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотренный частью 4 статьи 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений. Сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
При этом закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации правила о том, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (в том числе в случае возникновения такого спора при увольнении работника), представляет собой установление специального срока для защиты права на оплату труда для граждан, работающих по трудовому договору, и само по себе не предполагает обязательного установления аналогичных норм в отношении лиц, занятых профессиональной деятельностью, связанной с осуществлением публичных функций, в том числе сотрудников органов внутренних дел.
В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» (далее также - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15) и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п. (абзац первый пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15).
В абзаце третьем пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2018 г. № 15).
В абзаце пятом пункта 16 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть четвертая статьи 198 ГПК РФ).
Исходя из нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок по их ходатайству может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
В случае пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, наличия его ходатайства о восстановлении срока и заявления ответчика о применении последствий пропуска этого срока суду следует согласно части второй статьи 56 ГПК РФ поставить на обсуждение вопрос о причинах пропуска данного срока (уважительные или неуважительные). При этом с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
В ходе судебного заседания стороной истца представлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы. При этом в качестве уважительных причин пропуска срока указывается на то, что на протяжении длительного времени ответчик вводил в заблуждение истца относительно правильности начисления заработной платы, то есть истец был не осведомлен о нарушениях своих трудовых прав, находился в экономической (материальной) и организационной зависимости от работодателя. Кроме того, Семенов А.В., имея проблемы со здоровьем, вынужден был проходить медицинское обследование с последующим лечением, что подтверждается приложенной к ходатайству медицинской документацией (т. 2 л.д. 5-7).
Указанные доводы суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
В уголовно-исполнительной системе порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников определен Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденным приказом ФСИН России от 16 августа 2021 года N 701, которым предусмотрено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число. В этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия (пункт 5).
Таким образом, с дат ежемесячного получения денежного довольствия в спорный период истец должен был знать о том, что соответствующая денежная компенсация за работу в выходные и праздничные дни в текущем месяце ему не была начислена и выплачена. Более того, сам истец не отрицает, что ежемесячно получал как заработную плату, так и расчетные листки с указанием начисленных денежных выплат, и с июля 2022 года знал, что указанная денежная компенсация ему не выплачивалась.
Помимо этого, как указывалось выше, Семенов А.В. уволен с дд.мм.гггг. Согласно п. 64 Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2021 N 65084). При увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения. Истец подтвердил в ходе судебного разбирательства, окончательный расчет с ним произведен дд.мм.гггг. При этом из содержания претензии истца о выплате задолженности по оплате сверхурочной работы, адресованной ФКУ ИК-2 по Смоленской области, следует, что на момент увольнения он знал о том, что работодатель в полном объеме с ним не произвел расчет (т. 1 л.д. 11 оборотная сторона). Между тем, с настоящим иском в суд Семенов А.В. обратился только дд.мм.гггг, то есть за пределами трехмесячного срока для обращения в суд.
Ссылку Семенова А.В. в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на проблемы со здоровьем суд также не может принять во внимание, поскольку из представленных стороной истца документов усматривается, что Семенов А.В. проходил медицинское обследование дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг, дд.мм.гггг (т. 2 л.д. 8-21). При этом сведений о нахождении на листке нетрудоспособности не представлено. Из пояснений истца следует, что перед увольнением он находился в отпуске, увольнялся по собственному желанию.
Из заключения военно-врачебной комиссии от дд.мм.гггг № ххх усматривается, что медицинское освидетельствование проводилось для определения категории годности к службе и причинной связи заболеваний, полученных в период военной службы на момент увольнения из УИС дд.мм.гггг. Диагноз – последствия компрессионно-оскольчатых переломов. При этом травмы получены в результате ДТП дд.мм.гггг. По заключению ВВК ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России от дд.мм.гггг № ххх травма признана «тяжелым увечьем, полученным в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей» (т. 2 л.д. 16).
Таким образом, истцом не представлено достоверных сведений, подтверждающих уважительность пропуска трехмесячного срока для обращения в суд с исковым заявлением о защите нарушенных прав.
В соответствии с абзацем 2 части 4.1 статьи 198 ГПК РФ в случае отказа в иске в связи с истечением срока исковой давности или признанием неуважительными причин пропуска срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Учитывая, что истец своевременно с соответствующими рапортами о выплате денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие дни не обращался, нарушений его трудовых прав со стороны ответчика судом не установлено, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░ № ░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ № ░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ № ░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░