К делу № 2-3084/2023
УИД23RS0001-01-2023-004244-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск 25 декабря 2023 года
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Киряшева М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савиловым М.А.,
представителя ответчика администрации Белореченского городского поселения Белореченского района – Аверина А.А.,
ответчика Горловой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Камыдо Людмилы Викторовне к Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района и Горловой Наталье Ивановне о признании недействительными схемы расположения земельного участка и соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключении сведения о границах и площади земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости, прекращении право собственности,
УСТАНОВИЛ:
Камыдо Л.В. обратилась в суд с иском к Горловой Н.И., администрации МО Белореченского городского поселения Белореченского района о признании недействительным схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес>, признании недействительным Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключенного между Горловой Н.И. и Администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района, исключении сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером № из Единого государственного реестра недвижимости, прекращении право собственности Горловой Н.И. на земельный участок с кадастровым номером №
В обоснование исковых требований указывает, что Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по адресу <адрес>, находился земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600 кв. м. Впоследствии данный земельный участок был разделен на два самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами № площадью 300 кв. м. каждый.
Собственником земельного участка с кадастровым номером № было подано заявление в администрацию муниципального образования «Белореченский район» о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Администрацией муниципального образования «Белореченский район» выдано собственнику земельного участка с кадастровым номером № постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и собственником проведены мероприятия по постановке на кадастровый учет вновь образуемого земельного участка. В дальнейшем было заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Истец обратился в администрацию Белореченского городского поселения с заявлением о самовольном захвате земельного участка, поскольку в результате перераспределения земельного участка хозяйственные постройки истца, которыми он пользуется уже долгое время, оказались на земельном участке с кадастровым номером № и находящимся у третьего лица на праве собственности.
В ответе администрации Белореченского городского поселения от 29.08.2023 года указано, что при образовании земельного участка с кадастровым номером № путем его перераспределения не требовалось прохождение процедуры согласования со смежным землепользователем.
Считает, что ответчиком не учтено, что на перераспределенной территории, которая впоследствии перешла в собственность третьему лицу, находятся: сарай, литер Б, 1973 года постройки, фундамент - бутовый, ленточный, стены наружные шлакобетон, кровля шиферная; уборная, стены деревянные, крыша - кровля шиферная; сарай, литер В, 1974 года постройки, фундамент - бутовый, ленточный, стены наружные шлакобетон, кровля шиферная. Данные постройки произведены истцом за личные денежные средства, используются на протяжении более 30 (тридцати) лет, в них хранится рабочий инвентарь для сада и огорода, а также другое личное имущество заявителя. Данные постройки не оформлены надлежащим образом ЕГРН как объекты недвижимого имущества, но учтены в техническом паспорте домовладения № по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В результате заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, в настоящее время принадлежащие истцу хозяйственные постройки находятся на земельном участке с кадастровым номером №, и собственник данного земельного участка может обратиться к заявителю с требованием о сносе данных построек.
В силу данных обстоятельств, считает, что соглашением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и вновь образованного земельного участка №, государственная собственность на которые не разграничена, создались препятствия к осуществлению прав и законных интересов истца, вследствие чего, обратился в суд.
Истец и его представитель в лице Терещенко А.В. в судебное заседание не явились, заявлением просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района Аверин А.А. возражал против удовлетворения заявленных Камыдо Л.В. требований. В обоснование возражений указал, что сооружения, указанные истцом как препятствие для перераспределения земельных участков, к числу объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц, не относится. ЕГРН сведений о правах отдельных лиц на указанные постройки также не содержит. Таким образом считает, что установленных земельным законодательством оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, заключении соглашения о перераспределении земельных участков, у органа местного самоуправления не имелось, требования о признании оспариваемых истцом схемы, а соглашения о перераспределении земельных участков - недействительным удовлетворению не подлежат. Кроме того, в случае удовлетворения иска, Горолова Н.И. утрачивает вообще право собственности на свой земельный участок, что недопустимо.
Горлова Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что при заключении соглашения о перераспределении земельного участка нарушения норм земельного законодательства допущено не было, при этом нормами закона согласие Камыдо Л.В. на заключения такого соглашения не предусмотрено. Также пояснила, что у истца купила земельный участок и в 2014 году были определены координаты земельного участка как истца, так и ее. При этом, истица знала о том, что хозяйственные постройки остались за пределами ее земельного участка, в связи с чем, неоднократно предлагала истцу перераспределить прилегающий к ее земельному участку свободный земельный участок, однако та отказывалась. В 2020 году она обратилась с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка и прилегающего земельного участка в администрацию МО Белореченский район, о чем поставила в известность истца. Просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме в связи с его необоснованностью.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие истца и ее представителя на основании их заявления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В судебном заседании установлено, что Соглашением №43 от 08.04.2020 года о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключенным между Горловой Н.И. и Администрацией Белореченского городского поселения Белореченского района перераспределены земельные участки с кадастровым номером №, площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Горловой Н.И. на праве собственности и прилегающий земельный участок, ориентировочной площадью 313 кв.м. из земель неразграниченной государственной собственности, расположенного в кадастровом квартале №, на основании заявления Горловой Н.И. от 12.11.2015 Схема расположения земельных участков была утверждена постановлением от 31.12.2015 г. №3270 «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, расположенных по адресу: Российская Федерация, <адрес>А». В результате был образован земельный участок с кадастровым номером № площадью 613 кв.м., на который было зарегистрировано право собственности за Горловой Н.И.
В силу ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам предусмотрены ст. 11.9 ЗК РФ. В частности, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 ЗК РФ допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
В соответствии со ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в частности, в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса.
По смыслу вышеприведенной нормы закона размещение некапитальных и капитальных построек, не принадлежащих на праве собственности государству, муниципальному образованию, гражданину или юридическому лицу, основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не является.
Сооружение, указанное истцом как препятствие для перераспределения земельных участков, к числу объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц, не относится. ЕГРН сведений о правах отдельных лиц на указанные постройки также не содержит.
Поскольку в ходе судебного заседания не установлен факт принадлежности спорной постройки на праве собственности Камыдо Л.В., оснований полагать, что формированием земельного участка ответчика путем перераспределения нарушены права истца, у суда не имеется. Доказательств обратного истцом не представлено.
Учитывая, что установленных земельным законодательством оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена в кадастровом квартале №, заключении соглашения о перераспределении земельных участков, у органа местного самоуправления не имелось, требования о признании оспариваемых истцом постановлений незаконными, а соглашения о перераспределении земельных участков - недействительным удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении иска о признании постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена и соглашения о перераспределении земельных участков отказано, оснований для удовлетворения требований об исключении сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером № из Единого государственного реестра недвижимости и прекращения право собственности Горловой Натальи Ивановны на земельный участок с кадастровым номером №, суд не находит.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Камыдо Людмиле Викторовне к Администрации Белореченского городского поселения Белореченского района и Горловой Наталье Ивановне о признании недействительными схемы расположения земельного участка и соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключении сведения о границах и площади земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости, прекращении право собственности Горловой Натальи Ивановны на земельный участок с кадастровым номером № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд Краснодарского края в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 26 декабря 2023 года.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья М.А. Киряшев