РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 апреля 2024 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Дорохиной А.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстолыткиной А.Ю.,
с участием представителя истца Адыровой А.В., представителя ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области по доверенности Храмайкова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2024-000428-49 (производство № 2-629/2024) по иску Красникова Владимира Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста,
установил:
Красникова В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, указав в обоснование исковых требований, что с 05.04.1993 он проживает в <адрес>, относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем 15.09.2023 обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, в удовлетворении которого отказано в решении от 26.12.2023, со ссылкой на отсутствие требуемой продолжительности постоянного проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения, поскольку с 27.03.2003 по 30.11.2004 имело место работа в организации ЗАО «ЧОП Картес-Охрана», с 01.01.2004 по 30.01.2004 – ООО ЧОП «Охрана.Столица.Безопасность», с 01.05.2004 по 30.06.2004 - ЗАО «ЧОП Картес-Охрана», с 01.06.2004 по 30.06.2004 - ЗАО «ЧОП Кондор-Охрана», с 01.11.2004 по 31.12.2005 - ЗАО «ЧОП Эскорт», с 01.01.2005 по 30.11.2007 - ЗАО «ЧОП Картес-Охрана», с 03.12.2007 по 01.04.2008 - ООО «ЧОП Юпар», с 10.04.2008 по 11.08.2008 - ООО «ЧОП Глобус», с 12.08.2008 по 31.03.2009 - ООО «ЧОП Тамерлан», с 15.04.2009 по 30.11.2009 - ООО «ЧОП Цезарь», с 01.12.2009 по 31.12.2009 - ООО «ЧОП Фараон-профи», с 01.01.2010 по 06.06.2011 - ООО «ЧОП Фараон-профи», с 08.06.2011 по 19.08.2014 - ООО «ЧОО Альянс Секьюрити», с 01.11.2014 по дату обращения в пенсионный орган в ООО «ЧОП Айсберг», расположенных в г.Москва, не относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом. С данным решением он не согласен, поскольку работал с посменным графиком, вахтовым методом, после смены возвращался домой в <адрес>, где фактически он проживает по месту регистрации.
В связи с проживанием в период с 05.04.1993 в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 просил суд признать за ним право на назначение с 30 сентября 2023 года пенсии со снижением пенсионного возраста по достижению 57 лет и обязать ответчика назначить ему пенсию со снижением общеустановленного возраста с 30 сентября 2023 года.
Представитель истца Красникова В.В. по доверенности Адырова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просил их удовлетворить, пояснив, что истец никогда своего места жительства не менял, проживает с 05.04.1993 в зоне с льготным социально-экономическим статусом в <адрес>, работал всегда охранником, со сменным графиком, всегда после работы возвращался домой. Ранее в судебном заседании истец Красников В.В. дополнительно суду пояснил, что в <адрес> проживает с 05.04.1993, что подтверждается отметкой в его паспорте, ранее в 1991-1992 годах служил в военном городке Тула-50, потом уволился со службы, когда закрылись колхозы стал ездить на разные объекты работать охранником посуточно, пенсионным органом согласно его решению не приняты периоды когда он работал в организациях расположенных в г.Москва и Московской области, где он работал охранником, однако он всегда работал с графиком, сутки через трое либо сутки через двое охранял различные объекты и после работы всегда уезжал домой в <адрес>, где проживает с семьей. На работу и с работы после отработанных суток всегда ездил с мужчинами из своего села и братом на машине, которые также вместе с ним работали охранниками, совместно оплачивая бензин. Просил признать за ним право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 3 года, поскольку данного периода с 05.04.1993 проживания в зоне радиоактивного загрязнения и работы с посменным графиком в чистой зоне, с учетом принятого периода проживания ответчиком, достаточно для назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста, в возрасте 57 лет. Настаивал на том, что его выезд в связи с работой, в г.Москва, не может рассматриваться как смена постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием. Указал, что хотя действительно работал охранником на объектах территориально расположенных за переделами Тульской области, однако, все это время работал по графику – 1 сутки работы, 3 суток или 2 суток выходных, поэтому на все выходные дни приезжал в дом, расположенный в <адрес>, в которой зарегистрирован по месту жительства, а другого жилья нигде он не имеет.
Представитель ответчика ОСФР по Тульской области Храмайков М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, полагая решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии обоснованным, указав, что истец в спорный период работал за пределами зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, материалы настоящего и пенсионного дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В соответствии с п.3 ст.5 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпункте 5 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. на 31 декабря 2018 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991.
Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
В соответствии с абз.2 указанной выше ст. 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях", или ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Исходя из пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Положениями статей 32 - 37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрен порядок применения норм снижения пенсионного возраста при назначении пенсии по старости.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к ст. 35 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указано, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст. ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Право на пенсию по старости в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ предоставляется тем гражданам, которые проживают (проживали), работают (работали) в населенных пунктах, поименованных в Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 N 237-р, постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 N 1582, постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1074 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <адрес> относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Как следует из материалов дела и установлено судом Красников В.В., <адрес> года рождения, в период с 05.04.1993 проживал и проживает в настоящее время в <адрес>, что подтверждается отметкой в его паспорте.
15.09.2023 Красников В.В., обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в удовлетворении которого ответчик отказал в решении от 26.12.2023 сославшись на отсутствие требуемой продолжительности постоянного проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения. Из времени проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения исключены периоды работы истца вне зоны радиоактивного загрязнения, поскольку с 27.03.2003 по 30.11.2004 имело место работа в организации ЗАО «ЧОП Картес-Охрана», с 01.01.2004 по 30.01.2004 – ООО ЧОП «Охрана.Столица.Безопасность», с 01.05.2004 по 30.06.2004 - ЗАО «ЧОП Картес-Охрана», с 01.06.2004 по 30.06.2004 - ЗАО «ЧОП Кондор-Охрана», с 01.11.2004 по 31.12.2005 - ЗАО «ЧОП Эскорт», с 01.01.2005 по 30.11.2007 - ЗАО «ЧОП Картес-Охрана», с 03.12.2007 по 01.04.2008 - ООО «ЧОП Юпар», с 10.04.2008 по 11.08.2008 - ООО «ЧОП Глобус», с 12.08.2008 по 31.03.2009 - ООО «ЧОП Тамерлан», с 15.04.2009 по 30.11.2009 - ООО «ЧОП Цезарь», с 01.12.2009 по 31.12.2009 - ООО «ЧОП Фараон-профи», с 01.01.2010 по 06.06.2011 - ООО «ЧОП Фараон-профи», с 08.06.2011 по 19.08.2014 - ООО «ЧОО Альянс Секьюрити», с 01.11.2014 по дату обращения в пенсионный орган в ООО «ЧОП Айсберг» - итого 20 лет 2 мес. 14 дней, расположенных в г.Москва, Московской области, не относящихся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, при этом в период работы в ООО «ЧОП Айсберг» с 01.02.2015 по 31.12.2020 в графе «Исчисление страхового стажа» в дополнительных сведениях имеется отметка о работе вахтовым методом, однако сведения о периодах междувахтового отдыха отсутствуют. Приняты документально подтвержденные периоды проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 05.04.1993 по 26.03.2003, с 01.12.2007 по 02.12.2007, с 02.04.2008 по 09.04.2008, с 01.04.2009 по 14.04.2009, с 07.06.2011 по 07.06.2011, с 20.08.2014 по 31.10.2014 – итого 10 лет 2 мес. 29 дней, с признанием права на снижение общеустановленного возраста выхода на пенсию на 2 года в соответствии с нормами Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, по достижению возраста 58 лет.
Не согласившись с отказом в назначении пенсии, Красников В.В. обратился в суд с настоящим иском, полагая, что пенсия по старости должна быть назначена ему со снижением пенсионного возраста на 3 года.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истец сослался на факт постоянного проживания с 05.04.1993 по настоящее время в <адрес> относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с чем приобрел право на назначение пенсии по старости в соответствии с Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно справке Министерства обороны РФ Военного комиссариата Тульской области Красникову В.В. пенсии и другие выплаты по линии Министерства обороны РФ не назначались и не выплачивались.
В подтверждение своих доводов истцом представлены доказательства о месте проживания в спорный период с 05.04.1993 по настоящее время в Тульской области в <адрес>: копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства с 05.04.1993 по настоящее время в Тульской области с<адрес>, справки и копии медицинских карт пациента Красникова В.В. в ГУЗ «Плавская центральная районная больница им. С.С. Гагарина» с отметками о наблюдении у врачей, прохождении обследований с 1997 по 2024 годы, в том числе в периоды с 2003 по 2023 годы, при этом домашний адрес указан как <адрес>, копии свидетельств о праве собственности истца на жилой дом по адресу: <адрес> на основании решения Чернского районного суда Тульской области от 24.07.2008 и земельный участок по адресу<адрес>
По данным пенсионного дела истца в отношении спорных периодов работы Красникова В.В. в графе «Территориальные условия» отсутствуют сведения о работе в Чернобыльской зоне, в период работы в ООО «ЧОП Айсберг» с 01.02.2015 по 31.12.2020 в графе «Исчисление страхового стажа» в дополнительных сведениях имеется отметка о работе вахтовым методом. В указанные периоды трудовая деятельность истца проходила за пределами зоны радиоактивного загрязнения, а именно в г.Москва и Московской области.
В периоды с 27.03.2003 по 30.11.2004, с 01.01.2004 по 30.01.2004, с 01.05.2004 по 30.06.2004, с 01.06.2004 по 30.06.2004, с 01.11.2004 по 31.12.2005, с 01.01.2005 по 30.11.2007, с 03.12.2007 по 01.04.2008, с 10.04.2008 по 11.08.2008, с 12.08.2008 по 31.03.2009, с 15.04.2009 по 30.11.2009, с 01.12.2009 по 31.12.2009, с 01.01.2010 по 06.06.2011, с 08.06.2011 по 19.08.2014, с 01.11.2014 по 15.09.2023 истец действительного работал в организации, расположенных за пределами Тульской области, вместе с тем, факт постоянного проживания истца в <адрес> в спорные периоды подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели.
Свидетель ФИО10 проживающий по адресу: <адрес> в судебном заседании показал, что является соседом Красникова В.В., проживают в соседних домах, обращается с Красниковым В.В. видится с ним постоянно с 1993 года почти каждый день, знает, что он работал в г.Москве охранником с 2000-х годов, уезжал на сутки, при этом всегда возвращался на выходные дни на трое суток домой к жене, сыну постоянно его видел.
Свидетель ФИО11 в судебном заседании показал, что является братом Красникова В.В., он и другие мужчины из села вместе ездят на работу в г.Москва охранниками и с работы после отработанных суток возвращаются в <адрес>, совместно оплачивая бензин, работали сутки через трое, в последнее время работали в ЧОП «Айсберг» по графику одни сутки работы, двое суток отдыха, охраняли объект в г.Москва на ул.Добролюбова. После отработанных суток всегда уезжали домой.
Суд придает доказательственное значение вышеуказанным свидетельским показаниям, поскольку они логичны, не противоречивы, согласуются как с пояснениями истца, так и с письменными доказательствами по делу, каких-либо сомнений у суда не вызывают.
Оценивая показания указанных свидетелей по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд учитывает, что свидетель по делу в результате стечения обстоятельств воспринимает факты, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, и является носителем информации об этих фактах и приходит к выводу, что показания свидетелей являются относимым, допустимым и достоверным доказательством, поскольку их показания согласуются с иными доказательствами по делу, а также с объяснениями истца, которые в силу части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются доказательствами по делу.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в с<адрес> с 05.04.1993 по настоящее время, в том числе в спорные периоды времени когда истец осуществлял трудовую деятельность за пределами населенного пункта в котором проживает нашел свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При этом доводы истца о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом, наличие регистрации по месту жительства в населенном пункте, отнесенном к территории радиоактивного загрязнения, подтверждающиеся письменными материалами дела, ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.
По данным выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведениям о трудовой деятельности истец работал в организациях ЗАО «ЧОП Картес-Охрана», ООО ЧОП «Охрана.Столица.Безопасность», ЗАО «ЧОП Кондор-Охрана», ЗАО «ЧОП Эскорт», ООО «ЧОП Юпар», ООО «ЧОП Глобус», ООО «ЧОП Тамерлан», ООО «ЧОП Цезарь», ООО «ЧОП Фараон-профи», ООО «ЧОО Альянс Секьюрити», ООО «ЧОП Айсберг», большинство из которых ликвидированы в настоящее время, что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ, при этом работа истца на территории, которая не относится к зоне с льготным социально - экономическим статусом, не исключает факта постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения, дающего право на снижение общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно трудового договора заключенного ООО ЧОП «Айсберг» с Красниковым В.В. от 01.11.2014 работнику – охранник 4 разряда, устанавливается сменный график работы, утвержденный Генеральным директором, исходя из условий договора с Заказчиком, устанавливается сменно, нормальная продолжительность рабочего времени (сутки через трое), при этом домашний адрес сотрудника указан как <адрес>
Согласно справкам от 19.03.2024, 18.07.2023 представленным ООО ЧОП «Айсберг» по запросу суда и по запросу пенсионного органа Красников В.В. с 01.11.2014 по 15.09.2023 работал в ООО ЧОП «Айсберг», в должности охранника имел сменный график работы (1 сутки работы, 2 суток отдыха). Работнику установлен подвижной характер работы, местом работы работника являются все охраняемые объекты, на которых ЧОП ведет услуги по охранной деятельности. В период привлечения сотрудника к работе общежитие или жилье не предоставлялось. Представлены выписки из табелей учета рабочего времени.
Согласно сведений из ЕГРН Красников В.В. является собственником земельного участка и дома по адресу <адрес> а также нежилого здания по адресу с<адрес>, иных объектов недвижимости в собственности Красникова В.В. расположенных на территории Российской Федерации не имелось и не имеется.
Таким образом, судом установлено, истец находился по месту работы, ввиду наличия трудовых отношений с организациями, расположенными за пределами зоны радиоактивного загрязнения, временно в период своей рабочей смены, поэтому Москова и Московская область является для него местом пребывания, а местом его постоянного жительства остается <адрес>, поэтому время пребывания его не по месту постоянной регистрации, а в ином населенном пункте, на территории которого он работал, не свидетельствует о перемене им места жительства.
Вместе с тем, работа истца на территории, которая не относится к зоне с льготным статусом, не исключает факта постоянного проживания в зоне радиоактивного загрязнения, дающего право на снижение общеустановленного пенсионного возраста. Выезд в связи с работой и нахождение в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания.
Анализируя предоставленные суду доказательства, суд может сделать однозначный вывод, что у истца имелась реальная возможность, постоянно проживая по адресу регистрации в <адрес>, работать за пределами зоны с льготным социально-экономическим статусом и выезд в связи с работой, по графику работы сутки через трое, либо сутки через двое, не может рассматриваться как смена постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием.
Сведения о том, что Красников В.В. в спорный период времени постоянно проживал по другому адресу в материалах дела отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, учитывая занятость и периоды отдыха, график работы "сутки через трое" либо "сутки через двое" в спорный период, суд приходит к выводу, о необходимости включения периодов работы, когда истец осуществлял трудовую деятельность в организациях, расположенных в зоне не имеющей льготного социально-экономического статуса в период проживания в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Кроме того, согласно ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из содержания п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, следует, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что выезд в связи с работой и пребывние в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием.
Суд не может согласиться с доводами ответчика об отказе в назначении Красникову В.В. досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности постоянного проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ввиду наличия у истца трудовых отношений с организациями, расположенными за пределами зоны радиоактивного загрязнения.
Таким образом, суд полагает установленным, что в период времени с 05.04.1993 по 15.09.2023, в том числе в период с 27.03.2003 по 15.09.2023, и по настоящее время Красников В.В. постоянно проживал и проживает в <адрес> относящегося к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Суммарная продолжительность проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, а именного документально подтвержденный период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 05.04.1993 по 15.09.2023 – более 30 лет, позволяет снизить пенсионный возраст до 57 лет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на протяжении 12 лет дает истцу Красникову В.В. право на снижение возраста его выхода на пенсию на 3 года.
Как следует из решения ОСФР по Тульской области Красников В.В. имеет требуемый страховой стаж и величину ИПК.
Федеральный законодатель, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности, путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсационный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Учитывая, что с заявлением о назначении досрочной пенсии со снижением пенсионного возраста Красников В.В., ДД.ММ.ГГГГ, обратился 15.09.2023, суд полагает необходимым признать за истцом право на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием в период с 05.04.1993 по 30.09.2023, в том числе в период с 27.03.2003 по 15.09.2023 в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с 30 сентября 2023 года, обязав ответчика назначить пенсию с 30 сентября 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Красникова Владимира Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области о назначении пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста удовлетворить.
Признать за Красниковым Владимиром Васильевичем право на назначение с 30 сентября 2023 года пенсии со снижением общеустановленного возраста в связи с проживанием в период с 27.03.2003 по 15.09.2023 в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Тульской области назначить Красникову Владимиру Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсию со снижением общеустановленного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 30 сентября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд г. Тулы через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено судом 08.04.2024.
Председательствующий