Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-175/2024 ~ М-124/2024 от 17.04.2024

Дело № 2-175/2024     

УИД 43RS0021-01-2023-000386-66

                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт Кильмезь Кировской области 27 августа 2024 года

    Малмыжский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Гизатуллиной А.Р.,

при секретаре Хабибрахмановой Д.Д.,

с участием:

истца Тимофеевой Е.М.,

представителя ответчика администрации Кильмезского района Кировской области - Комаровой В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-175/2024 по иску Тимофеевой Елены Михайловны к администрации Кильмезского района Кировской области о возложении обязанности по финансированию строительства жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Тимофеева Е.М. обратилась в суд с иском к администрации Кильмезского района Кировской области о возложении обязанности по финансированию строительства жилого дома.

В обоснование исковых требований (с учетом представленных дополнений) указала, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла в браке с ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

После его смерти министерством социального развития Кировской области ей, как вдове, было выдано удостоверение от 21.06.2022г. №300389 на имя ФИО1 как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Распоряжением администрации Кильмезского района от 26.11.1997г. её супругу ФИО1 как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, была предоставлена субсидия на строительство жилья в размере 12 000 000 руб., с выплатой платежей через бухгалтерию администрации Малмыжского района, путем проведения взаимозачетов с предприятиями района, имеющими недоимку по платежам в районный бюджет. Указанным распоряжением семья была исключена из списка очередников на улучшение жилищных условий.

Распоряжением администрации Кильмезского района от 01.10.1998г. супругу ФИО1 было дополнительно выделено 3000 руб. на строительство жилого дома, с финансированием путем взаимозачетов с предприятиями района.

В период с 1997г. по 2000г. они с супругом начали строительство.

В собственности Тимофеева А.Ю. находился земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес>, предоставленный ему постановлением администрации Кильмезского сельского поселения от 18.11.1992г. На указанном земельном участке они начали строительство хозяйственных построек: хлева, бани; затем снесли старые хозяйственные постройки и на этом месте заложили фундамент под строительство жилого дома и построили цокольный этаж. Строительство осуществляли на основании соответствующих документов.

Согласно акту выполненных работ по строительству одноквартирного жилого дома ФИО1 было выполнено работ на сумму 20336 руб. ( в ценах 1998г.), данный акт составлен главным архитектором <адрес> ФИО4

По ордерам Кильмезского лесхоза им была отпущена древесина на корню: в 1997г. на сумму 993967 руб., в том числе услуги по вывозке 38000 руб.; в 1998г. – на сумму 3 руб. 55 коп., в 1999г. – на сумму 1688 руб. 04 коп.. Также в 1997г. в Кильмезском лесхозе были получены строительные материалы (кирпич, пакля, половая доска) на общую сумму 1713500 руб..

Таким образом, из предоставленной субсидии в размере 12 000 000 руб., было освоено лишь 2 707 467 руб., из субсидии 3000 руб. было освоено 1691 руб. 59 коп., всего в ценах 1997г. использовано субсидии в общей сумме 4395467 руб. Дом не построен, жилищные условия не улучшены; были построены только хозяйственные постройки и цокольный этаж жилого дома. Остаток неиспользованной субсидии составил 7 500 000 руб.

Расходы собственных денежных средств на строительство составили в 1997г. – 1 243 000 руб., за период с 1998г. по 2014г. – 38466 руб., в 2021г. – 52200 руб., в 2022г. – 68000 руб., 2023г. – 60000 руб..

В связи с тем, что субсидия была выделена не в полном объеме, на выполнение ремонтных работ в 2014г. они с супругом вынуждены были взять кредит в сумме 275 000 руб., в погашение кредитной задолженности было уплачено 500 000 руб., при этом часть денежных средств она выплатила уже после смерти супруга.

Таким образом, собственные материальные затраты на строительство составили 750 000 руб., указанную сумму она расценивает как причиненный материальный ущерб.

Несмотря на вложение собственных денежных средств, завершить строительство дома не представилось возможным из-за ухудшения состояния здоровья супруга.

Из акта обследования жилищно-бытовых условий от 24.09.2008г. следует, что жилой дом, в котором они с супругом проживали по адресу: <адрес>, <адрес>, и в котором сейчас продолжает проживать она (истец), требует капитального ремонта.

В связи с указанными обстоятельства ей (истцу) был причинён моральный вред: физические и нравственные страдания, размер компенсации которого она оценивает в 250 000 руб.

Истец Тимофеева Е.М. (с учетом дополнения исковых требований) просит:

1. Возложить на администрацию Кильмезского района Кировской области в рамках предоставленной субсидии обязанность по финансированию завершения строительства жилого дома по адресу: <адрес> <адрес>.

2. Обязать администрацию Кильмезского района Кировской области выделить на завершение строительства указанного жилого дома денежные средства в сумме 2 000 000 руб.,

3. Взыскать с администрации Кильмезского района Кировской области в возмещение материального ущерба в виде затрат, понесенных из личных денежных средств на строительство хозяйственных построек и цокольного этажа жилого дома, 750 000 руб.,

4. Взыскать с администрации Кильмезского района Кировской области компенсацию причиненного ей морального вреда в размере 250 000 руб. (л.д. 5-6, 197-205).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от 29.05.2024г., к участию в деле:

- в качестве соответчиков привлечены: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес>, министерство строительства <адрес>;

- в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО8, администрация Кильмезского городского поселения, министерство социального развития <адрес> (л.д. 143-147).

В судебном заседании истец Тимофеева Е.М. исковые требования поддержала, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении и в дополнении к иску. Пояснила, что выделенная субсидия не была получена в полном объеме. В 1993г. они с супругом купили за 600 000 руб. дом по адресу: <адрес>, <адрес>. После выделения им субсидии, на семейном совете решили начать строительство с хозяйственных построек, так как они были ветхие. Построили: хлев размером 6м. х 6м. в бревенчатом исполнении, дощаной сарай 2,5м. х 6м., дощаной дровяник 5м. х 6м., баню, предбанник и гараж в кирпичном исполнении общим размером 14м. х 4,5 м. На строительство хозяйственных построек потратили больше 50 000 руб. собственных денежных средств. В 2003г. закончили строительство хозяйственных построек, заложили фундамент и цокольный этаж дома размером 8м.х9м. Первоначально дом намерены были построить из бруса, потом решили построить из кирпича. В счет субсидии им были предоставлены материалы в 1997-1998г.: брус - 72 штуки, размерами 15см.х18см., длиной 6 метров каждый, на сумму 17496 руб., доска половая на сумму 13500 руб., доски обрезные на сумму 15000 руб., всего на 45 996 руб. в ценах 1998г. Всё это они получили, бруса было достаточно для постройки дома, но так как в то время не было бригад, которые могли бы построить им дом, то брус долго лежал, концы у него сгнили, пришлось отрезать. Остатки бруса и половину досок они отдали сыну. Собственником старого дома в настоящее время является она (истец). Новый дом не достроен, денег для завершения строительства дома не имеется. В ее (истца) отношении завершена процедура банкротства. Уточнила, что стоимость завершения строительства жилого дома составляет 2 000 000 руб., указанный размер она определила после консультации со строительной бригадой, занимающейся строительством домов.

Представитель ответчика – администрации Кильмезского района Комарова В.Е., действующая на основании доверенности от 15.04.2024г. (л.д.140), исковые требования не признала. Пояснила, что ФИО1 в 1997-1998гг. была предоставлена субсидия на улучшение жилищных условий 12 000 000 руб. и 3000 руб. Первичные и бухгалтерские документы, подтверждающие фактическое расходование средств субсидии, за данный период уже уничтожены за истечением сроков хранения. Денежные средства по субсидии выделялись из областного бюджета, размер этих средств определялся администрацией Кировской области. За период 1997-1999г. обязательства по предоставлению субсидии были исполнены администрацией Кильмезского района перед ФИО1 в полном объеме. После предоставлении субсидии семья ФИО1 была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. От ФИО1 каких-либо претензий и заявлений о недостаточности выделенной субсидии не поступало. Строительные материалы в счет субсидии ФИО9 получили, возвели хозяйственные постройки, часть жилого дома. Каких-либо препятствий для реализации права на обращение в суд в период после предоставления субсидии и до 2024 года у Тимофеевой Е.М. не было. Считает, что истцом Тимофеевой Е.М. пропущен срок исковой давности для обращения с указанными требованиями. Кроме того, действующим законодательством приобретение жилых помещений для данной категории лиц предусмотрено за счет средств федерального бюджета.

Соответчиком - министерством строительства Кировской области представлены отзыв на иск и дополнение к нему, в которых указано, что истец Тимофеева Е.М. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987г., что подтверждено удостоверением от 21.06.2022г. № 300389, выданным ей министерством социального развития Кировской области. Решение о признании истца нуждающейся в улучшении жилищных условий, в материалы дела не представлено, следовательно, истец не подтвердила своё право на обеспечение жилым помещением за счет бюджетных средств. Действующее законодательство не предусматривает возможности возложения на органы государственной власти либо органы местного самоуправления обязанности по финансированию за счет бюджетных средств работ по строительству объектов капитального строительства, в том числе гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, истцом выбран ненадлежащий способ реализации права на обеспечение жилым помещением. По требованиям о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда истцом не представлены подтверждающие документы, не указано на наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и понесенными истцом расходами, не приведены обстоятельства и нормы закона, которыми истец обосновывает необходимость возмещения морального вреда. Таким образом, законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Министерство просит в удовлетворении иска отказать, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 191-193).

Соответчиком - Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области представлен отзыв на иск, в котором указано, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз. Супруг истца Тимофеевой Е.М. ранее уже использовал данное право, предоставленное ему в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В связи с этим оснований для удовлетворения иска не имеется. Просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д.173).

Третьи лицом - администрацией Кильмезского городского поселения представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Третьим лицом - министерством социального развития Кировской области представлен отзыв на иск, в котором указано, что супруг Тимофеевой Е.М. – ФИО1 до ноября 1997г. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации пгт. Кильмезь Кировской области по списку участников ликвидации аварии вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Распоряжениями администрации Кильмезского района от 26.11.1997г. № 716 и от 01.10.1998г. № 399 ФИО1, как имеющему внеочередное право на улучшение жилищных условий, была предоставлена субсидия на строительство жилья. Условием предоставления безвозмездной субсидии являлось снятие гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, право на улучшение жилищных условий ФИО1 и Тимофеевой Е.М. было фактически реализовано путем предоставления их семье в 1997-1998г.г. безвозмездной субсидии. Доводы истца Тимофеевой Е.М. являются несостоятельными, противоречат требованиям действующего законодательства. Министерство просит в удовлетворении иска отказать. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 166-170).

Третьим лицом Тимофеевым Ю.А., надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.185).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в редакции от 11.12.1996, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются льготы, предусмотренные пунктами 4, 5, 9 - 11, 13 - 19, 21, 23 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется первоочередное разовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах.

Правительством Российской Федерации 03.08.1996г. было принято постановление №937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", утратившее силу 12.04.2006г.

Указанным постановлением было предусмотрено, что:

- за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов), в том числе, лицам, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Предоставление субсидии гражданам за счет средств федерального бюджета осуществляется в местах проживания, избранных указанными лицами, если иное не установлено федеральными законами (пункт 3);

- граждане, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета по улучшению жилищных условий. Лицам, получившим субсидию в соответствии с настоящим Положением, иные формы льготного финансирования (кредитования) строительства или приобретения жилья не предоставляются (пункт 9);

- право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии, срок действия которого не должен превышать шести месяцев (пункт 10).

Действующим законодательством предусмотрено, что меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации ( статья 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1).

Судом установлено, что супруг истца Тимофеевой Е.М. – ФИО1 являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., имел право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе, право на первоочередное разовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью при условии признания нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.10,11).

29.11.1996г. администрацией поселка Кильмезь ФИО1 выдано разрешение на строительство жилого дома и хозпостроек на земельном участке, находящемся в его собственности по адресу: <адрес>.

Кильмезским отделом архитектурно-планировочного бюро главного управления архитектуры и градостроительства Кировского облисполкома был разработан строительный паспорт на одноэтажный одноквартирный 4-х комнатный жилой дом (общей площадью 143 кв.м.) и хозпостройки (л.д.13-21).

Отделом архитектуры и градостроительства Кильмезского района 17.01.1997г. ФИО1 выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ №77, срок действия разрешения составляет 3 года (л.д.18).

В ответ на обращение ФИО1 о выделении средств на строительство дома заместителем председателя КОО Союз «Чернобыль» для решения жилищного вопроса рекомендовано обратится в администрацию Кильмезского района для выделения леса на корню, поскольку администрацией области по выделению леса дано положительное решение (л.д.23).

Распоряжением администрации Кильмезского района от 17.01.1997г. Тимофееву А.Ю. разрешен бесплатный отпуск лесных ресурсов в количестве 250 куб.м. на строительство жилого дома и хозяйственных построек (л.д.25).

Распоряжением администрации Кильмезского района от 26.11.1997г. №716 на основании распоряжения администрации области от 11.03.1997г. №286 «О выделении безвозмездной субсидии» и решения комиссии по выделению субсидий от 04.11.1997г. ФИО1- участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, предоставлена субсидия на строительство жилья в размере 12 000 000 руб. В распоряжении указано, что платежи осуществлять через бухгалтерию администрации района, путем проведения взаимозачетов с предприятиями района, имеющими недоимку в районный бюджет. На основании поданного заявления ФИО1 и его семья исключена из списка очередников на улучшение жилищных условий (л.д.24).

Распоряжением администрации Кильмезского района от 01.10.1998г. №399 ФИО1 как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, выделено 3,0 тыс. руб. в счет ранее выделенной субсидии на строительство жилого дома (л.д.26).

Ордерами №156 от 04.11.1997г., №155 от 04.12.1997г., №15 от 22.01.1998г. на мелкий отпуск древесины на корню подтверждается предоставление ФИО1 древесины породы сосна, ель, береза, осина; с оплатой финансовым отделом администрации Кильмезского района (л.д.28-30).

В судебном заседании истец Тимофеева Е.М. факт получения указанных материалов подтвердила.

Согласно акту выполненных работ по строительству одноквартирного жилого дома ФИО1 в <адрес>, составленному главным архитектором <адрес> ФИО6, стоимость пиломатериалов и работ по их заготовке составила 9440 руб., стоимость строительных работ 10896 руб., общая стоимость 20336 руб. ( в ценах 1998г.) (л.д.27). Указанный акт направлен в администрацию Кировской области в порядке предоставления сведений по субсидии, выделенной ФИО1 (л.д.36).

По заявлению Тимофеевой Е.М. 24.09.2008г. комиссией администрации Кильмезского городского поселения было проведено обследование жилого дома с хозяйственными постройками по адресу: <адрес>, <адрес>. По результатам обследования установлено, что жилой дом, 1966 года постройки, требует капитального ремонта; хозяйственные постройки (баня, хлев, гараж) находятся в отличном состоянии (л.д.36)

Тимофеева Е.М. в 2009г. обращалась в Правительство Кировской области по вопросу улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Согласно ответу управления по взаимодействию с правоохранительными органами и военнослужащими администрации Правительства Кировской области от 07.04.2009г. ФИО1 права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не имеет, поскольку ранее была предоставлена субсидия на строительство жилья, которую семья ФИО9 по собственному усмотрению использовала на возведение капитальных хозяйственных построек. По состоянию на 01.01.2005г. ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял (л.д.37-38).

Согласно п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Действовавшая на момент возникновения спорных правоотношений редакция п.1 ст.196 ГК РФ также предусматривала общий срок исковой давности в три года.

В соответствии с п.1 ст.200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В судебном заседании представителем ответчика – администрации Кильмезского района Комаровой В.Е. заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Решая вопрос по заявлению представителя ответчика Комаровой В.Е. об истечении срока исковой давности, суд исходит из того, что распоряжения администрации Кильмезского района о предоставлении ФИО1 безвозмездной субсидии были от 26.11.1997г. и 01.10.1998г. (л.д.24,26). Срок предоставлении субсидии в распоряжениях не указан.

Стороны подтвердили, что материалы на строительство дома предоставлялись в 1997-1998гг.

Истец Тимофеева Е.М., предъявляя исковые требования к администрации Кильмезского района, ссылается на недостаточность средств, выделенных в порядке безвозмездной субсидии на строительство жилья.

Принимая во внимание имеющийся в материалах дела акт от 24.09.2008г. обследования жилищно-бытовых условий Тимофеевой Е.М., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.36), суд считает, что по состоянию на указанную дату (24.09.2008г.) истцу было известно о нарушении ее права на улучшение жилищных условий и недостаточности средств предоставленной безвозмездной субсидии.

С данным иском Тимофеева Е.М. обратилась в суд 17.04.2024г., т.е. с пропуском предусмотренного ст.196 ГК РФ срока исковой давности, который истек 24.09.2011г.

Следовательно, по исковым требованиям о возложении обязанности по финансированию завершения строительства жилого дома, выделении денежных средств на завершение строительства жилого дома, оснований для их удовлетворения не имеется.

Решая вопрос по исковым требованиям о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, по общему правилу наступает при установлении факта неправомерных действий, повлекших причинение вреда, и вины причинителя вреда, в соответствии со статьей 1064 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В силу статьи 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Из системного толкования приведенного выше правового регулирования следует, что истец должен доказать факт нарушения имущественных, личных неимущественных прав, факт претерпевания им физических и нравственных страданий, причинно-следственную связь между виновными действиями (бездействием) должностных лиц органа местного самоуправления и указанными неблагоприятными последствиями.

Поскольку требования истца о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда являются производными от требований

о возложении обязанности по финансированию строительства жилого дома и выделении денежных средств на завершение его строительства, в удовлетворении которых отказано; принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие доводы о причинении ответчиком материального ущерба и морального вреда, то в удовлетворении исковых требований о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда следует отказать.

При этом суд учитывает, что ФИО1 и члены его семьи реализовали право на улучшение жилищных условий в том порядке, который был предусмотрен на момент возникновения спорных правоотношений.

Получатель субсидии ФИО1, умерший 04.02.2022г., при жизни с заявлениями в администрацию Кильмезского района о недостаточности средств, выделенных для строительства жилого дома не обращался.

На учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в администрации Кильмезского городского поселения истец Тимофеева Е.М. и третье лицо Тимофеев Ю.А. не состоят.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Тимофеевой Елены Михайловны к администрации Кильмезского района Кировской области, министерству строительства Кировской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области о возложении обязанности по финансированию строительства жилого дома, выделении денежных средств на завершение строительства жилого дома, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Малмыжский районный суд Кировской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09 сентября 2024 года.

Судья                               А.Р.Гизатуллина

2-175/2024 ~ М-124/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тимофеева Елена Михайловна
Ответчики
Администрация Кильмезского района Кировской области
Министерство строительства Кировской области
Министерство финансов РФ в лице управления Федерального казначейства
Другие
Министерство социального развития Кировской области
Администрация Кильмезского городского поселения
Тимофеев Юрий Андреевич
Суд
Малмыжский районный суд Кировской области
Судья
Гизатуллина А.Р.
Дело на сайте суда
malmizhsky--kir.sudrf.ru
17.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее